Курсовая теория на тему Использование инновационных технологий в методической работе ДОУ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОУ 6
1.1. Методическая работа как педагогическая категория 6
1.2. Инновационная деятельность в ДОУ 9
1.3. Готовность воспитателей к применению инновационных технологий в их профессиональной деятельности 13
1.4. Диагностика готовности воспитателей к применению инновационных технологий в ДОУ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Введение:
Актуальность. В последнее десятилетие ключевой идеей образования была и остается идея развития, внедрение инноваций в дошкольном образовании. На законодательном уровне концептуальные ориентиры обновления дошкольного образования нашли отражение в ФГОС ДОО. По замыслу авторов, в них определена модель перехода системы к инновационному режиму развития. С точки зрения современных научных подходов, инновационная деятельность характеризуется совокупностью критериев – условий, образовательного процесса, управления и результатов этого процесса, деятельности и тому подобное.
Концептуальные основы дошкольного образования является предметом научных изысканий Т.Г. Богдановой, Т.В. Корнилова С.Е. Кулачковской, К.А. Стрюк и др. Отдельные вопросы обучения и воспитания детей школьного возраста исследуются Л.В. Артемовой, А.М. Богуш, Н.В. Гавриш и др.
Особенности управленческой деятельности администрации детского сада раскрываются С.М. Артюхов, Г.М. Андреевой, К.Ю. Белой, А.Н. Троян, Л.Д. Покроева, Е.Н. Хрыков и др. Методические аспекты инновационной деятельности дошкольных учебных заведений является предметом научных исследований Е.Л. Крутой и Н.А. Маковецкий.
Вместе с тем проблема организации методического кабинета дошкольного учреждения в условиях инновационной деятельности является актуальной. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждый дошкольное учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Но именно поиск оптимальных форм организации образовательного процесса, использование перспективного педагогического опыта, а также осуществления инновационной деятельности является условием эффективного развития. Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость решить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом.
В современных условиях развития дошкольного образования все больший размах приобретает процесс внедрения инноваций во все сферы жизни дошкольных учебных заведений, независимо от их подчинения, типов и форм собственности. Обновляется содержание дошкольного образования, разрабатываются новые программы, складывается новая система взаимодействия дошкольных учреждений с внешней образовательной средой. В то же время проблемы формирования готовности педагога к инновационной деятельности имеют фрагментарный характер. В частности, не разработано систему овладение методологией и технологией управленческой деятельности с целью эффективного внедрения инноваций на рабочем месте, концептуальные и технологические положения развития содержания, процедуры, критерии определения уровней готовности педагога к работе в условиях инноваций. Решение этой проблемы, по нашему мнению, требует создания новой модели подготовки будущего специалиста в сфере дошкольного образования к инновационной деятельности в виде научно-методической системы, направленной на учет концептуальных и организационно-методических аспектов переподготовки специалистов к нововведениям.
Цель работы заключается в исследовании проблемы использования инновационных технологий в методической работе ДОУ.
Объект – инновационные технологии в ДОУ.
Предмет – влияние инновационных технологий в ДОУ профессиональную компетенцию педагогов.
Задачи исследования:
сформировать представление о методической работе как о педагогической категории;
рассмотреть инновационную деятельность в ДОУ;
изучить методику исследования и результаты выявления готовности воспитателей к применению инновационных технологий в ДОУ;
определить готовности воспитателей к применению инновационных технологий в ДОУ.
Методологическая база исследования. В начале XXI века работа над разработкой современных подходов к модернизации управления образованием продолжается, о чем свидетельствуют глубокие научные работы М.М. Поташника, В.Е. Зверева, Г.В. Ельниковой, Д.Д. Вачурова.
Инновационная направленность личности педагога особенно необходима в современной образовательной ситуации, когда растет его роль в выборе концептуальных основ обучения, построения своей собственной деятельности как индивидуальной педагогически системы.
Методы исследования:
1.Теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение, классификация и систематизация данных.
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседы, тестирование, анализ результатов деятельности.
Объем и структура работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка литературы. Работа изложена на 27 страницах.
Заключение:
Исследование проблемы использования инновационных технологий в методической работе ДОУ позволяет сформулировать следующие выводы.
В сегодняшних условиях модернизации и инновационной деятельности все дошкольные учебные заведения имеют много общих задач, которые можно решить с помощью эффективно организованной информационной среды методического кабинета, внедрения инновационных технологий.
В ходе анализа литературы было установлено, что методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.
Методическая работа в ДОУ – это целостная, основанная на достижениях науки и педагогическом опыте, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя. Сюда включены меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива ДОУ в целом, а в конечном итоге совершенствование учебно-воспитательного процесс, достижений оптимального уровня воспитания и развития конкретных детей.
Под понятием «инновационные технологии в методической работе ДОУ» мы понимаем эффективные и действенные формы, методы, технологии работы с педагогическими кадрами, которые способствуют росту профессионализма, компетентности, творческому развитию всего педагогического коллектива и каждого воспитателя в частности, а как результат – гармонично-развитый, компетентный, адаптированный к современным условиям жизни дошкольник.
Инновационная деятельность в методической работе ДОУ – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность – это деятельность, которая обеспечивает стабильность образовательного процесса).
Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса, современный руководитель, методист должен рассматривать качество образовательного процесса многогранно:
с точки зрения детей (интересы, задатки, уровень развития); с точки зрения родителей (эффективность образования);
с точки зрения воспитателя (результаты индивидуального развития, психическое и физическое здоровье детей);
с точки зрения руководителя (эффективность деятельности каждого педагога, индивидуальный прогресс каждого воспитанника).
Итак, инновационные технологии в методической работе ДОУ – это сложный процесс, требующий научно-методического подхода на всех уровнях управления.
Мы установили, что готовность к применению инновационных технологий в профессиональной деятельности – результат и составляющая профессиональной подготовки воспитателей к педагогической деятельности в целом; интегрированная личностное качество, что является базисной для инновационной компетентности и обеспечивает эффективность решения задач дошкольного образования; инновационная деятельность воспитателя дошкольных учебных заведений – это интегрированная личностное качество, проявляющееся в способности и готовности создавать, моделировать и внедрять инновационные технологии в реальный педагогический процесс с целью повышение его эффективности (педагогическое взаимодействие, способность выявлять актуальные проблемы в обучении и воспитании детей, поиск и реализация эффективных способов их решения).
Определено, что готовность как признак профессиональной компетентности является динамичным компонентом, подлежит диагностированию на разных этапах подготовки. Поэтому установлены три ее уровня: высокий (новаторский и конструктивный), достаточный (репродуктивно-конструктивный и репродуктивный), низкий (начальный и нулевой).
Обоснованы критерии их определения и показатели в соответствии со структурой готовности:
мотивационно-целевой (инновационная направленность, интересы, мотивы и убеждения, которые организуют и направляют волевые усилия на реализацию знаний по инновационной профессиональной деятельности);
когнитивный критерий (профессионально-теоретическая осведомленность);
операционно-деятельностный (умения и навыки создавать, применять, преобразовывать, распространять и внедрять инновационные технологии в практическую деятельность);
рефлексивно-оценочный критерий (способность к самоанализу и самооценки, стремление к самосовершенствованию).
Результаты анализа полученных результатов свидетельствуют о том, что готовность воспитателей к внедрению инновационных технологий находится на недостаточном уровне, что и подтвердило актуальность исследования указанного составляющей профессиональной подготовки будущих воспитателей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОУ
1.1. Методическая работа как педагогическая категория
Проблемы организации методической работы в педагогических учебных заведениях были предметом исследования ученых в различных аспектах. Так, методическую работу связывали с различными проблемами образования, повышения квалификации и профессионального развития педагогов.
В большинстве исследований методическая работа рассматривается как компонент системы повышения квалификации педагогов, который реализуется в основном в период между курсами повышения квалификации (Ю.К. Бабанский, Я.С. Бенцион, Р.Г. Гильборг, Л.И. Даниленко и др.).
Методическая работа выступила предметом научного поиска в многочисленных смежных педагогических и психологических исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Над разработкой содержания и структуры методической работы работали И.П. Жерносек, Н.И. Клокар, Н.Ю. Красовицкий, В.А. Маркеева, А.Н. Морозова, В.С. Пикельная, Л.В. Поздняк и др. [2, c. 136].
Однако единого мнения и однозначной трактовки этого явления до сих пор не найдено. Итак, выясним сущность понятия «методическая работа».
Так, в «Новый словарь методических терминов и понятий» методическая работа определена как целостная, основанная на достижениях науки, образовательных инновациях, конкретном анализе состояния учебно-воспитательного процесса. А также это система диагностической, поисковой, аналитической информационной, организационной деятельности и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя, развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом и совершенствования качества учебно-воспитательной работы [1, с. 104]. Такая трактовка является производным от слова «методический» последовательный, систематический, который действует согласно плану; тот, кто действует согласно правилам методики, связанный или относится к ней [9, с. 97].