Курсовая теория на тему Использование игровых методов и приёмов в работе по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Психофизиологические особенности и характеристика
речи дошкольников с ОНР. 4
1.1. Психофизиологические особенности дошкольников с ОНР. 4
Выводы по главе 1. 14
Глава 2. Особенности деятельности и развития детей с ОНР. 15
2.1. Особенности лексико-грамматического строя речи у детей
с ОНР. 15
2.2. Задачи коррекционной работы по формированию
лексико-грамматического строя речи у детей с ОН.. 16
Выводы по главе 2. 21
Глава 3. Лексико-грамматический строй речи у детей с ОНР и
роль игры в развитии лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР. 22
3.1. Значение игровой деятельности при коррекции нарушений
лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР. 22
3.2. Дидактические игры при коррекции нарушений
лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР. 25
Выводы по главе 3. 31
Заключение. 33
Список использованной литературы.. 34
Приложения. 38
Введение:
Введение
Проблема коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР
является одной из актуальных в современной логопедии, педагогической психологии
и психологии развития. Многие
исследования в методике развития речи дошкольников посвящены связной
монологической речи, а именно развитию навыков повествовательного и творческого
рассказа, в последнее время активно изучаются вопросы описания. В большинстве
случаев предлагаемые методы работы направлены на совершенствование речевых
возможностей, а не на преодоление самого нарушения.
Объект исследования – коррекция лексико-грамматического строя речи у
детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – использование
игровых методов и приёмов в работе по коррекции лексико-грамматического строя
речи у детей с общим недоразвитием речи.
Цель – теоретически обосновать содержание работы по коррекции
лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Проанализировать особенности дошкольников
с ОНР.
2. Изучить способы формирования навыков
коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР с использованием
игровых методов и приемов.
Методологической основой исследования послужили научные представления о
развитии речи (Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, С. Л. Рубинштейн, Л. В. Щерба);
положения о соотношении мышления и речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Ж.
Пиаже).
В процессе исследования применялись следующие методы: анализ
научно-методической литературы.
Заключение:
Таким образом, речь является важнейшей
психической функцией человека — универсальным средством общения, мышления и
организации действий. Связь между нарушениями речи и другими аспектами
психического развития определяет особенности мышления. Имея в целом полноценные
предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступные их возрасту, дети
отстают в развитии вербального и логического мышления, с трудом овладевают
анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Таким образом, обязательными структурными
элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача,
игровые действия и правила. В организованном детском коллективе игра служит
средством воспитания и обучения. В игре совершенствуется физическое, умственное
и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы:
восприятие, память, внимание, мышление и речь.
Для детей – дошкольников, страдающих
различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое
значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и
интеллекта.
Однако недостатки звукопроизношения,
недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря,
полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа
речи, ее плавности – все это, в разной степени влияет на их игровую деятельность, порождает у них и
особенности поведения в игре.
Независимо от вида дидактическая игра
имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.
Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую,
дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме,
которая достигается определенными игровыми действиями.
Обязательным компонентом
игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет
поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психофизиологические особенности и характеристика
речи дошкольников с ОНР
1.1. Психофизиологические особенности дошкольников с ОНР
Для детей с нарушениями речи
характерно недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память,
мышление, речь).
Особые трудности этих процессов на
уровне произвола и осознанности. Интеллектуальная отсталость у детей носит
вторичный характер, поскольку она формируется в результате недоразвития речи во
всех ее компонентах. Внимание детей с нарушениями речи, характеризующимися
нестабильностью, трудностями включения, переключения и распределения. У этой
категории детей наблюдается сужение диапазона внимания, быстрое забывание
материала, особенно словесного (речевого), снижение активной ориентации в
процессе запоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим
из них присуще недоразвитие умственных операций, снижена способность к
абстрагированию, обобщению.
Детям с патологией речи легче
выполнять задания не устной, а визуальной формы. Им нужно больше времени, чтобы
понять инструкции к заданию, для формирования идей и понятий. Требуется
многократное повторение, уточнение, наводящие вопросы.
Дети с нарушениями речи быстро
устают, у них снижается работоспособность. Эти дети реагируют медленнее,
неспособны быстро сосредоточиться и могут испытывать трудности при
самостоятельном управлении своим пространством. Они не включены в работу. Этим
детям трудно научиться читать, а также обрабатывать, сохранять и использовать
информацию, полученную в результате чтения.
Некоторым сложно уловить рифму, и им
трудно запоминать стихи. Отклонения в эмоционально-волевой сфере.
У них нестабильность интереса, сниженная
внимательность, сниженная мотивация, изоляция, негативизм, неуверенность в
себе, раздражительность, агрессивность, обида, трудности в общении с
окружающими, установление