Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Использование художественных произведений в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 6
1.1 Педагогические основы
нравственного воспитания. 6
1.2 Понятие культуры
поведения и её компоненты.. 9
ГЛАВА II ВОСПИТАНИЕ МЕТОДАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   16
2.1 Исследование проблемы
воспитания культуры поведения. 16
2.2 Особенности восприятия
художественных произведений старшими дошкольниками  19
2.3 Художественная
литература как средство воспитания культуры поведения старших дошкольников. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ.. 34

  

Введение:

 

Проблема морального воспитания в более широком смысле
этого слова связана с количеством проблем, которые ставит весь курс развития
человечества. Каждая эпоха в соответствии с конкретными задачами
социально-экономического и культурного развития диктует необходимость
морального воспитания и поведенческой культуры. Дети являются гордостью своих
родителей. Быть культурным, воспитанным не является областью избранного круга
людей. Стать гармоничной личностью, уметь вести себя достойно в любой
обстановке-право и обязанность каждого человека.

Ребенок дошкольного возраста, приобретающий важный
навык в дошкольных учреждениях, создавая благонамеренные отношения с людьми,
семьей и близкими, сверстниками и старшими детьми, знакомыми и незнакомцами —
должен быть в состоянии сделать это красиво и правильно, чтобы он и его
собеседник наслаждались общением.

Воспитание в мальчиках поведенческой культуры
включает морально-эстетическое отношение к окружающим людям, красоту поведения
и соблюдение правил этикета, принятых в обществе.

Культура поведения является признаком хорошего
воспитания. Формируя понятия норм и правил поведения, необходимо влиять на
отношения парней со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая
ориентироваться в социальной жизни. Таким образом, воспитание культуры
поведения является такой же важной частью образовательного процесса, как
обучение грамоте, музыке.

Воспитание будущих поколений является очень важной
задачей, которая признается на государственном уровне. Помимо семьи, как
главного института социализации, в этом процессе принимают участие и
государственные учреждения, в том числе, детские сады.

Согласно исследованиям ученых, нормы поведения у
детей закладываются в период с трех до семи лет, следовательно, именно тогда
следует уделять особое внимание воспитанию, и, как следствие, будущей
социализации детей. Для этой цели в детских дошкольных учреждениях применяют
различные педагогические методы, в том числе и художественную литературу для
детей.

Художественная литература обладает несколькими
важнейшими особенностями, которые помогают ей эффективно исполнять роль
воспитательного инструмента. Она проста в понимании, разнообразна, предлагает
огромный выбор сюжетов, которые можно применять в педагогической практике в тех
или иных обстоятельствах.

Также можно отметить, что при помощи чтения, ребенок
может развить в себе следующие качества.

При помощи книг ребенок развивает в себе определенные
черты, которые не вполне очевидны. Он учится правильно говорить, благодаря
тому, что книги написаны при помощи правильной речи, при помощи зрительной
памяти дошкольник визуально запоминает, как пишется то или иное слово, что
приводит к формированию у него врожденной грамотности, облегчая тем самым
обучение в школе, также ребенок обучается красиво говорить, поскольку в книгах
всегда содержится масса сравнений и эпитетов, которые способны сделать речь человека
живой и образной, при условии их использования.

Цель исследования – выявить роль художественных
произведений в воспитании культуры поведения старших дошкольников.

Для достижения поставленной перед нами цели, нам
необходимо решить следующие задачи.

1) Изучить педагогические основы нравственного
воспитания.

2) Рассмотреть понятие культуры поведения,
охарактеризовать её составляющие.

3) Изучить взгляды ученых по вопросу воспитания
культуры поведения.

4) Проанализировать особенности восприятия
произведений художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста.

5) Охарактеризовать художественную литературу с точки
зрения воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность нашего исследования заключается в том,
что культура поведения предполагает следование определенным нормам и стандартам
поведения, которые приняты в обществе. Если поведение не соответствует таким
нормам, то оно зовется девиантным.

Следовательно, тематика исследования будет всегда
актуальна, поскольку девиантное поведение во все времена отторгалось социумом,
в то время, как культурное поведение, наоборот, приветствовалось и одобрялось.

Объект исследования – дети старшего дошкольного
возраста.

Предмет исследования – воспитательные возможности
художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста.

При написании работы применялись следующие методы:
дедуктивный, индуктивный, описательный.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучив литературу по теме исследования, мы можем
сделать следующие выводы.

1) Нравственное воспитание ребенка является
достаточно сложной и комплексной задачей, однако, при всех этих нюансах, она
очень важна для общества. В процессе нравственного воспитания происходит
усвоение ребенком норм морали, которые приняты в обществе в данный конкретный
промежуток времени.

Главная задача этой формы воспитания – процесс
социализации ребенка. На этом этапе в ребенка закладывают правила поведения,
нормы общения, моральные нормы и ценности.

Стоит отметить, что здесь нельзя целиком полагаться
на дошкольное образовательное учреждение, поскольку, в первую, очередь, ребенок
берет все из семьи, следовательно, для успешного закрепления воспитания,
родителям необходимо самим соблюдать при общении с ребенком, друг с другом, со
своим окружением, правила и моральные нормы, которые приняты в обществе.

2) Поскольку на этапе старшего дошкольного возраста
происходит возрастание мозговой активности человека, то он легче поддается
обучению, ему проще понимать и усваивать то, что ему дают.

Для максимально успешной социализации на данном этапе
необходимо научить детей культуре поведения. Культура поведения –
многокомпонентное понятие, которое состоит из нескольких частей.

1) Культура деятельности – прививает ребенку понятие
к дисциплине труда, учит его быть аккуратным, прибирать за собой рабочее место,
содержать в порядке и чистоте рабочие принадлежности.

2) Культура общения – направлена на развитие в
ребенке умения общаться. Дошкольник овладевает на практике такими понятиями,
как честность, доброта, вежливость, деликатность, учится правильному поведению
со сверстниками, со взрослыми.

3) Гигиена – этот аспект направлен на обучение
простейшим правилам ухода за собой. Сюда входит – утреннее и вечернее умывание
с чисткой зубов, застилание кровати, мытье тела, содержание в порядке и чистоте
своей одежды, прически.

3) Поведенческая культура является важным аспектом
жизни человека, поэтому формировать ее нужно с самого раннего детства. Для
старшего дошкольного возраста на роль метода формирования культуры поведения
неплохо подходит детская художественная литература, в которой ярко показано,
что такое хорошо и что такое плохо. Сопереживая героям литературных
произведений, оценивая их поступки, ребенок учится делать выводы, а также
приобщается к элементарным правилам поведения в обществе, которые ему потом
пригодятся в жизни.

4) В процессе своего психофизического развития,
ребенок совершенно с разных позиций воспринимает произведения. Сначала он
воспринимает произведение только в эмоциональном окрасе, однако, позже, по мере
взросления и набора определенного социального опыта, он начинает пропускать
произведение уже через призму себя, начинает задумываться, а как бы он поступил
на месте героя, если герой отрицательный, то почему именно он отрицательный,
если герой положительный, то почему он положительный.

То есть можно сказать, что ребенок начинает уже
производить анализ литературы через призму своего невеликого пока житейского
опыта, делая определенные выводы. В таком возрасте, как правило, дети могут уже
отчасти понимать отвлеченные жанры литературы – пословицы, небылицы, загадки,
но, зачастую, им желательно помощь взрослого для наиболее полного их
осмысления.

5) При помощи книг ребенок развивает в себе
определенные черты, которые не вполне очевидны. Он учится правильно говорить,
благодаря тому, что книги написаны при помощи правильной речи, при помощи
зрительной памяти дошкольник визуально запоминает, как пишется то или иное
слово, что приводит к формированию у него врожденной грамотности, облегчая тем
самым обучение в школе, также ребенок обучается красиво говорить, поскольку в
книгах всегда содержится масса сравнений и эпитетов, которые способны сделать
речь человека живой и образной, при условии их использования.

Для того, чтобы ребенок мог правильно оценить мораль
того или иного рассказа, верно определить положительных и отрицательных героев,
следует всегда, после прочтения книги, проводить с ребенком беседу, обсуждая
при этом события и героев, показанных в книге, объясняя ему, что такое плохо и
что такое хорошо, показывая ему мотивы поступков героев произведения.

Как правило, каждый жанр художественной литературы
применяется в дошкольной педагогике для развития определенных качеств ребенка.

Сказка используется для морали, в ней сразу ясно, кто
хороший, а кто плохой, все разъясняется очень доступно и понятно.

Головоломки, загадки и небылицы применяются для
интеллектуального развития ребенка, он учится думать, размыщлять, сопоставлять.

Поэзия формирует в ребенке чувство прекрасного при
помощи рифмы, а также образности текста.

Стоит отметить, что именно в этом возрасте у человека
формируются моральные эталоны, которые будут с ним всю жизнь. Поэтому крайне
важно для формирования этих принципов в правильной форме, применять все
доступные педагогические методы, в том числе, и детскую литературу.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Педагогические основы
нравственного воспитания

Процесс морального воспитания-это набор
последовательных взаимодействий воспитателей и коллективов, направленных на
достижение эффективности и качества педагогической деятельности и
соответствующего уровня морального воспитания личности ребенка.

Мораль является неотъемлемой частью комплексного
подхода к воспитанию личности формирование морали-это не что иное, как перевод
моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения
человека и их постоянное уважение, аморальность формируется из слова
"мораль".[1]

Мораль-это мера и нормы, которыми индивиды
руководствуются в своих делах, своем поведении и своей жизни. Мораль — это не
вечная или неизменная категория. Она поддерживается при помощи поддержки
социума, поддерживаемой авторитетом общественного мнения, а не правовыми
положениями. Эти правила позже компилируются в правила поведения человека в
социуме.

Нормы морали являются выражением определенных
отношений, предписанных моралью общества в отношении поведения и деятельности
человека в разных областях.

Моральное образование-это целенаправленный процесс
формирования в растущем поколении высокой осведомленности, моральных чувств и
поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Основная функция морального воспитания заключается в
том, что в молодом поколении формируется моральное сознание, устойчивое
моральное поведение и моральные чувства, соответствующие современному образу
жизни, формируется активное жизненное положение каждого человека, привычка
руководствоваться своими действиями, отношениями к чувствам социальной
обязанности.

Педагогика в области морального воспитания
подчеркивает такие педагогические концепции, как моральное сознание и моральное
поведение . Система исторически сложившихся и постоянно дополненных знаний,
преломленных личным опытом человека, представляет собой содержание сознания
человека. Одна из характеристик сознания дана в самом названии как набор знаний
о окружающем мире (сознании). Вне знаний нет сознания.

Социальная моральная осведомленность отражает
общественный опыт: моральные идеи, теории, концепции [1] Спиркин А.Г. Сознание и
самосознание / А.Г. Спиркин — М., 2012. – С 43.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы