Начальное образование иностранный язык Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Использование диалоговых технологий в обучении учащихся

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Диалоговые формы работы, их место в системе методов обучения 6

Глава 2. Диалоговые технологии обучения иностранному языку 14

2.1. Недостатки диалоговой технологии 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

  

Введение:

 

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. На сегодняшний день недостаточно владеть знаниями, умениями и навыками, необходимо постоянно повышать эффективность обучения.

Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование образования, применяя новые приемы и методы обучения, потому что новая ситуация требует новых подходов.

На сегодняшний день, данная тема достаточно актуальна, так как важнейшим принципом в работе учителя является ориентация на обновление методов обучения, использование эффективных образовательных технологий. Это выражается в замене монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, в повышении уровня самостоятельности обучающихся в своей учебной деятельности, в использовании в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов.

Учителя прекрасно понимают, что не просто сохранить познавательный интерес у ребёнка, и развить в нём желание учиться. Становясь партнерами в процессе обучения, ученик и учитель совместно решают сложные образовательные и воспитательные задачи.

Целью данной работы является исследование понятия и сущности диалоговых технологий в обучении учащихся.

Объектом работы выступают диалоговые технологии в обучении учащихся.

Предмет работы: диалоговые формы работы.

Согласно поставленной цели были выделены следующие задачи: проанализировать литературу по проблеме исследования, рассмотреть модели и методы обучения учащихся, дать характеристику диалоговым технологиям в обучении учащихся.

Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Речь является центральным звеном обучения. Диалог — форма речи, состоящая из процесса обмена информацией между участвующими в нем сторонами. Именно диалоговое обучение организовывает учебный процесс таким образом, что большинство учеников оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Диалог в обучении, или учебный диалог – своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, которое осуществляется в речевой форме, в ходе которого происходит информационный обмен между партнерами, и регулируются отношения между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия.

В начале урока возникает проблемная ситуация, дальше — побуждающий диалог. Основной задачей таких уроков является не сообщение ученикам информации, а обучении свободно владеть приобретенными знаниями.

Учитель никогда не добьется успеха, если не сможет установить контакт с учениками, основанным на доверии, взаимопонимании и любви. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами.

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение – это, в первую очередь, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Совместная деятельность учащихся означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки, позволяет получать новые знания, развивает познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Диалог исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.

В ходе диалогового обучения ребята учатся критически мыслить, решают сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивают альтернативные мнения, принимают обдуманные решения, участвуют в дискуссиях, общаются с другими людьми. Для этого на уроках организуют индивидуальную, парную и групповую работу, применяют ролевые игры, работают с различными источниками информации, используют творческие работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В условиях современного общества, перехода на новые образовательные стандарты необходимо создание условий для формирования внутреннего субъектного мира личности школьника с учетом уникальной ценности ребенка. Вследствие этого, в современной школе происходит изменение идеологии коллективизма на личностно-ориентированное образование, что предполагает внимание к личности ученика. В этом помогают гуманитарные технологии, которые основываются на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности. Технология учебного диалога ¬ это одна из главных технологий личностно¬ ориентированного образования, являющаяся в последнее время чрезвычайно востребованной и актуальной.

Важнейшие компоненты диалоговой технологии представлены проблемностью, общением, сотрудничеством. При применение диалоговой технологии возникает возможность организовать разнохарактерную и разноуровневую деятельность учащихся, активное общение. Это способствует саморазвитию и самореализации учащихся, формированию коммуникативной компетентности и культуры. В процессе диалога происходит развитие самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции учащихся, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему. Для организации диалога в процессе занятия необходимо найти интересную тему, выбрать форму и структуру диалога.

В ходе диалога формируется речевая культура общения, формируются, навыки публичного выступления и обсуждения проблем. А это часть коммуникативной культуры, которая включает умение слушать и понимать собеседника, анализ разных точек зрения на объект познания, умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения.

При использовании диалоговой технологии особое значение приобретают диалогическая позиция учителя — терпимое отношение к различным взглядам учащихся, готовность принять взаимоисключающие точки зрения на проблему и найти коллегиальное решение с учётом доказательности и аргументированности позиций участников диалога. Это возможно только при создании позитивной эмоциональной среды: свободного обмена мнениями, идеями в обстановке живого обсуждения.

Одна из целей обучения в диалоге состоит в создании комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс овладения знаниями. Все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что не только позволяет получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, приводит её на более высокий уровень кооперации и сотрудничества.

Активное использование диалоговых форм требует серьёзной методической подготовки учителя и обучения школьников приёмам ведения дискуссий и диспутов умениям сдерживать свои эмоции, уважительно относиться к мнениям своих товарищей, даже если они имеют противоположную точку зрения.

 

Фрагмент текста работы:

 


Глава 1. Диалоговые формы работы, их место в системе методов обучения

Современная научная литература определяет диалог как разговор между людьми, переговоры, свободный обмен мнениями между представителями двух сторон, жанр философского или литературного произведения, написанного в форме беседы. Но, такое определение не полностью раскрывает онтологию, и многофункциональность диалога, его место в жизни человека. Мир человека диалогичен: слова, мысли, деятельность, общение. Решение проблем диалога — это решение проблем человеческого бытия. Диалог представлен специфическим способом реализации человеческой сущности. Учитывая вышесказанное, диалогика утверждает, что сущностью человека является совокупность всех его диалогических отношений с другими людьми и объективным миром, что мера диалогичности конкретного индивида есть мера его человечности.

Сегодня диалог представляет наиболее действенное средство построения сложных систем отношений людей в разных сферах общественной жизни, не исключая и образование. Так как диалог является определенной формой общения и выполняет его функции, он обладает спецификой, которая обеспечивает особое место в организации жизнедеятельности людей. Раскрыт педагогический потенциал диалогового взаимодействия субъектов, показано его активное влияние на развитие психических функций личности (в первую очередь мышление), социально значимые качества школьника, его способность к углубленному пониманию различных культур (1).

Диалогизация сознания школьников представляет особое значение. Умение вести диалог способствует дальнейшему переходу от внешнего диалога к внутреннему, диалог школьника с самим собой, который станет начала духовного развития, самовоспитания и самообразования. Диалог при правильной организации положит начало активному формированию ценностно-смысловых и эмоционально-ценностных отношений школьников с объектами окружающего мира.

Школьное образование необходимо ориентировать на такие знания, которые школьники смогут усвоить в процессе теоретического обобщения и абстрагирования, приводящего их к теоретическим понятиям.

Диалог в проблемном обучении представляет собой вспомогательный технологический компонент, и потому не достигает высокой степени формирования творчества ученика: проблемное обучение в самом общем виде представляет передачу опыта старшего поколения молодежи.

Диалоговая форма освоения знаний – это форма обучения, построенная на базе активного взаимодействия и устойчивой обратной связи между передающим знания и тем, кто знания воспринимает. Основные диалоговые формы обучения представлены беседой, диспутом, дискуссией, дебатами, совместным речетворчеством, конференцией, дидактическими и ролевыми играми (2).

Понятие «диалог» относится к обучению и понимается в нескольких смыслах (1):

• любое научное понятие как диалог разных исторически существовавших логики, культуры, способа понимания (античная, средневековая, нововременная, современная);

• такие логики появляются в высказываниях учеников и преподавателей, ведущих учебный диалог – диалог логик;

• в процессе учебного диалога появляется особое общение между учениками и учителями, в которых участники проявляют различные стороны личности.

Диалоговые формы работы следует относить к технологии личностно-ориентированного обучения, она базируется на познавательной деятельности и межсубъектном взаимодействии участников образовательного процесса, основанном на индивидуальном подходе, учитывая особенности каждого ученика. Важной составляющей диалоговой технологии является – проблемность, общение и сотрудничество. Именно на них базируется разноуровневая деятельность учащихся. В ходе диалога формируется критичное мышление: ученики безбоязненно высказывают свое мнение, защищают свою позицию.

Диалоговая форма работы включает в себя поисково-исследовательские и проектные методы, групповые и индивидуальные формы деятельности, рефлексию, технологию критического мышления, что в комплексе усиливает воздействие на личность учащегося.

Эти формы обучения чаще всего применяются педагогами спонтанно. Правильная организация диалога требует поиска противоречия и проблемы в учебном материале.

Для организации диалога используются следующие методологические приемы (3):

• определение проблем и анализ вариантов их решения;

• высказывание собственной точки зрения в контексте иных;

• эффективное слушание и понимание собеседника;

• сопоставление различных мнений;

• оценка смысла и значения поступившей информации;

• выделение причинно-следственных связей;

• логический анализ фактов и точек зрения;

• формулирование вывода о значимости и перспективности диалога.

В ходе диалога образуется речевая культура школьников, навыки публичных выступлений и обсуждение проблем.

При использовании диалоговых технологий крайне важны позиции преподавателя — терпеливое отношение к точкам зрения учеников, возможность принятия взаимоисключающих точек зрения, не бояться признать поражение, способность обмена идеями и мнениями при обсуждении.

Одной из целей обучения в диалоге является создание комфортных условий обучения, при которых ученики чувствуют свою успешность, интеллектуальную состоятельность это стимулирует ребят на получение новых знаний.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы