Курсовая теория на тему Использование диалоговых технологий в обучении учащихся
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Диалоговые формы работы, их место в системе методов обучения 6
Глава 2. Диалоговые технологии обучения иностранному языку 14
2.1. Недостатки диалоговой технологии 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Введение:
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. На сегодняшний день недостаточно владеть знаниями, умениями и навыками, необходимо постоянно повышать эффективность обучения.
Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование образования, применяя новые приемы и методы обучения, потому что новая ситуация требует новых подходов.
На сегодняшний день, данная тема достаточно актуальна, так как важнейшим принципом в работе учителя является ориентация на обновление методов обучения, использование эффективных образовательных технологий. Это выражается в замене монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, в повышении уровня самостоятельности обучающихся в своей учебной деятельности, в использовании в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов.
Учителя прекрасно понимают, что не просто сохранить познавательный интерес у ребёнка, и развить в нём желание учиться. Становясь партнерами в процессе обучения, ученик и учитель совместно решают сложные образовательные и воспитательные задачи.
Целью данной работы является исследование понятия и сущности диалоговых технологий в обучении учащихся.
Объектом работы выступают диалоговые технологии в обучении учащихся.
Предмет работы: диалоговые формы работы.
Согласно поставленной цели были выделены следующие задачи: проанализировать литературу по проблеме исследования, рассмотреть модели и методы обучения учащихся, дать характеристику диалоговым технологиям в обучении учащихся.
Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Речь является центральным звеном обучения. Диалог — форма речи, состоящая из процесса обмена информацией между участвующими в нем сторонами. Именно диалоговое обучение организовывает учебный процесс таким образом, что большинство учеников оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Диалог в обучении, или учебный диалог – своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, которое осуществляется в речевой форме, в ходе которого происходит информационный обмен между партнерами, и регулируются отношения между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия.
В начале урока возникает проблемная ситуация, дальше — побуждающий диалог. Основной задачей таких уроков является не сообщение ученикам информации, а обучении свободно владеть приобретенными знаниями.
Учитель никогда не добьется успеха, если не сможет установить контакт с учениками, основанным на доверии, взаимопонимании и любви. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами.
Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение – это, в первую очередь, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Совместная деятельность учащихся означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки, позволяет получать новые знания, развивает познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Диалог исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.
В ходе диалогового обучения ребята учатся критически мыслить, решают сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивают альтернативные мнения, принимают обдуманные решения, участвуют в дискуссиях, общаются с другими людьми. Для этого на уроках организуют индивидуальную, парную и групповую работу, применяют ролевые игры, работают с различными источниками информации, используют творческие работы.
Заключение:
В условиях современного общества, перехода на новые образовательные стандарты необходимо создание условий для формирования внутреннего субъектного мира личности школьника с учетом уникальной ценности ребенка. Вследствие этого, в современной школе происходит изменение идеологии коллективизма на личностно-ориентированное образование, что предполагает внимание к личности ученика. В этом помогают гуманитарные технологии, которые основываются на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности. Технология учебного диалога ¬ это одна из главных технологий личностно¬ ориентированного образования, являющаяся в последнее время чрезвычайно востребованной и актуальной.
Важнейшие компоненты диалоговой технологии представлены проблемностью, общением, сотрудничеством. При применение диалоговой технологии возникает возможность организовать разнохарактерную и разноуровневую деятельность учащихся, активное общение. Это способствует саморазвитию и самореализации учащихся, формированию коммуникативной компетентности и культуры. В процессе диалога происходит развитие самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции учащихся, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему. Для организации диалога в процессе занятия необходимо найти интересную тему, выбрать форму и структуру диалога.
В ходе диалога формируется речевая культура общения, формируются, навыки публичного выступления и обсуждения проблем. А это часть коммуникативной культуры, которая включает умение слушать и понимать собеседника, анализ разных точек зрения на объект познания, умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения.
При использовании диалоговой технологии особое значение приобретают диалогическая позиция учителя — терпимое отношение к различным взглядам учащихся, готовность принять взаимоисключающие точки зрения на проблему и найти коллегиальное решение с учётом доказательности и аргументированности позиций участников диалога. Это возможно только при создании позитивной эмоциональной среды: свободного обмена мнениями, идеями в обстановке живого обсуждения.
Одна из целей обучения в диалоге состоит в создании комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс овладения знаниями. Все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что не только позволяет получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, приводит её на более высокий уровень кооперации и сотрудничества.
Активное использование диалоговых форм требует серьёзной методической подготовки учителя и обучения школьников приёмам ведения дискуссий и диспутов умениям сдерживать свои эмоции, уважительно относиться к мнениям своих товарищей, даже если они имеют противоположную точку зрения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Диалоговые формы работы, их место в системе методов обучения
Современная научная литература определяет диалог как разговор между людьми, переговоры, свободный обмен мнениями между представителями двух сторон, жанр философского или литературного произведения, написанного в форме беседы. Но, такое определение не полностью раскрывает онтологию, и многофункциональность диалога, его место в жизни человека. Мир человека диалогичен: слова, мысли, деятельность, общение. Решение проблем диалога — это решение проблем человеческого бытия. Диалог представлен специфическим способом реализации человеческой сущности. Учитывая вышесказанное, диалогика утверждает, что сущностью человека является совокупность всех его диалогических отношений с другими людьми и объективным миром, что мера диалогичности конкретного индивида есть мера его человечности.
Сегодня диалог представляет наиболее действенное средство построения сложных систем отношений людей в разных сферах общественной жизни, не исключая и образование. Так как диалог является определенной формой общения и выполняет его функции, он обладает спецификой, которая обеспечивает особое место в организации жизнедеятельности людей. Раскрыт педагогический потенциал диалогового взаимодействия субъектов, показано его активное влияние на развитие психических функций личности (в первую очередь мышление), социально значимые качества школьника, его способность к углубленному пониманию различных культур (1).
Диалогизация сознания школьников представляет особое значение. Умение вести диалог способствует дальнейшему переходу от внешнего диалога к внутреннему, диалог школьника с самим собой, который станет начала духовного развития, самовоспитания и самообразования. Диалог при правильной организации положит начало активному формированию ценностно-смысловых и эмоционально-ценностных отношений школьников с объектами окружающего мира.
Школьное образование необходимо ориентировать на такие знания, которые школьники смогут усвоить в процессе теоретического обобщения и абстрагирования, приводящего их к теоретическим понятиям.
Диалог в проблемном обучении представляет собой вспомогательный технологический компонент, и потому не достигает высокой степени формирования творчества ученика: проблемное обучение в самом общем виде представляет передачу опыта старшего поколения молодежи.
Диалоговая форма освоения знаний – это форма обучения, построенная на базе активного взаимодействия и устойчивой обратной связи между передающим знания и тем, кто знания воспринимает. Основные диалоговые формы обучения представлены беседой, диспутом, дискуссией, дебатами, совместным речетворчеством, конференцией, дидактическими и ролевыми играми (2).
Понятие «диалог» относится к обучению и понимается в нескольких смыслах (1):
• любое научное понятие как диалог разных исторически существовавших логики, культуры, способа понимания (античная, средневековая, нововременная, современная);
• такие логики появляются в высказываниях учеников и преподавателей, ведущих учебный диалог – диалог логик;
• в процессе учебного диалога появляется особое общение между учениками и учителями, в которых участники проявляют различные стороны личности.
Диалоговые формы работы следует относить к технологии личностно-ориентированного обучения, она базируется на познавательной деятельности и межсубъектном взаимодействии участников образовательного процесса, основанном на индивидуальном подходе, учитывая особенности каждого ученика. Важной составляющей диалоговой технологии является – проблемность, общение и сотрудничество. Именно на них базируется разноуровневая деятельность учащихся. В ходе диалога формируется критичное мышление: ученики безбоязненно высказывают свое мнение, защищают свою позицию.
Диалоговая форма работы включает в себя поисково-исследовательские и проектные методы, групповые и индивидуальные формы деятельности, рефлексию, технологию критического мышления, что в комплексе усиливает воздействие на личность учащегося.
Эти формы обучения чаще всего применяются педагогами спонтанно. Правильная организация диалога требует поиска противоречия и проблемы в учебном материале.
Для организации диалога используются следующие методологические приемы (3):
• определение проблем и анализ вариантов их решения;
• высказывание собственной точки зрения в контексте иных;
• эффективное слушание и понимание собеседника;
• сопоставление различных мнений;
• оценка смысла и значения поступившей информации;
• выделение причинно-следственных связей;
• логический анализ фактов и точек зрения;
• формулирование вывода о значимости и перспективности диалога.
В ходе диалога образуется речевая культура школьников, навыки публичных выступлений и обсуждение проблем.
При использовании диалоговых технологий крайне важны позиции преподавателя — терпеливое отношение к точкам зрения учеников, возможность принятия взаимоисключающих точек зрения, не бояться признать поражение, способность обмена идеями и мнениями при обсуждении.
Одной из целей обучения в диалоге является создание комфортных условий обучения, при которых ученики чувствуют свою успешность, интеллектуальную состоятельность это стимулирует ребят на получение новых знаний.