Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Исполнительная власть: понятие, функции и система

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Понятие и правовая природа органов исполнительной власти 6
1.1 Анализ понятия и правовой природы органов исполнительной власти 6
1.2 Признаки, виды и функции органов исполнительной власти 9
Глава 2. Система исполнительной власти Российской Федерации 13
2.1 Особенности системы органов исполнительной власти РФ 13
2.2 Правовые проблемы регулирования системы исполнительной власти в РФ 19
Заключение 25
Список использованных источников 27

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Впервые о разделении властей на три ветви заговорил Шарль Луи де Монтескье еще в XVIII. Он написал трак-так «О духе законов», в котором предлагалось разделить власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. По его мнению, власть следует разделять на три ветви, дабы избежать злоупотребления этой властью. Так же, Монтескье ссылался на то, что данное разделение необходимо для любых форм государственного правления, вне зависимо-сти от временной эпохи.
В принятой на территории Российской Федерации в 1993 году Кон-ституции так же присутствует принцип разделения властей на три формы в виде одного из основополагающих принципов конституционного строя .
Термин «исполнительная власть» довольно часто применяется как в научных трудах, так и в каких-либо правовых нормативных документах. Данный факт порождает собой необходимость проведения комплексного анализа понятия «исполнительной власти» для уяснения смысловой нагрузки данного термина.
Вопрос о проблематике содержания «исполнительная власть» явля-ется актуальным по сей день. К основоположникам в изучении данного института власти можно отнести ряд ученых: Д.Н. Бахрах, В.В. Лазарев, Б.В. Россинский, Р.И. Васильев.
В настоящее время в обществе присутствует мнение о том, что фе-номен «исполнительная власть» относительно юридических дисциплин изучен достаточно глубоко. Но так же, имеет место быть мнение о том, что в теории административного и конституционного права России еще не сформулировано точное определение понятия «исполнительная власть».
В. И. Радченко считает, что далеко не каждый орган государствен-ного управления можно отнести к органам, реализующим исполнитель-ную власть. Поскольку, у большинства органов государственного управ-ления присутствует только правоприменительный характер . Ведь для установления правового положения термина «исполнительная власть» необходимо определить соотношение исполнительной власти с методоло-гической точки зрения с государственным управлением.
Так же, следует отметить, что у ряда ученых (А. И. Бобылев, Н. Г. Горшкова, В. И. Ивакин) сформировалось мнение о том, что исполни-тельная власть имеет субсидиарный характер. Данное разнообразие под-ходов к изучению исполнительной власти возникло из-за сложного и мно-гообразного характера данной ветви власти, и так же, обширности при-знаков, ей присущей, все это и породило отсутствие единого целостного определения термина «исполнительной власти».
В большинстве монографий, учебных пособий по административ-ному и конституционному праву отсутствует определение о том, что же такое «исполнительная власть». В основном, все авторы переходят сразу к описанию признаков и характеристике исполнительной власти, раскры-вают систему органов, входящих в нее.
Д. Н. Бахрах же в свою очередь сопоставляет понятия администра-тивной и исполнительной власти, и указывает на то, что она может быть истолкована с двух сторон . Юридическая точка зрения- возможность управления и подчинения своей воле других индивидов. Политологиче-ская точка зрения — понимание аппарата исполнительной власти, компе-тенции органов власти, и работников в данной сфере.
Конституция РФ закрепляет, что все ветви власти в осуществлении своих полномочий являются самостоятельными. Но вопрос о независимо-сти исполнительной власти является весьма спорным, поскольку оставши-еся ветви власти, а так же глава государства вправе осуществлять кон-троль и надзор за деятельностью органов, реализующих исполнительную власть, дабы избежать разбалансировку системы разделения властей. Ко всему прочему, стоит отметить, что действующее на территории нашего государства законодательство предусматривает довольно большое коли-чество способов, необходимых для контроля за органами исполнительной власти в осуществлении своих полномочий. В качестве примера можно привести право Конституционного суда РФ в виде осуществления кон-троля за конституционностью издаваемых нормативноправовых актов Правительства, органов общей компетенции субъектов, и т.д.
С момента введения принципа разделения властей, в России было несколько попыток вмешательства в действие органов исполнительной власти со стороны других ветвей власти. Так, законодательная власть со-здавала свои комитеты и комиссии, которым передавались возможность осуществления определенных функций и задач по осуществлению испол-нительной власти, посредством наделения их отдельными полномочиями.
Исполнительная власть носит производный характер, а так же об-ладает универсальным предметным характером в осуществлении своей деятельности. Так же, стоит отметить, что исполнительная власть облада-ет признаком системности. Так, можно наглядно наблюдать тенденцию ужесточения различных методов воздействия на общество, в различных сферах (например, увеличение налоговой ставки).
Если соглашаться с концепцией выведения понятия «исполнительная власть» из понятия «система государственных органов», то следует выде-лять полный перечень органов, реализующих исполнительную власть, что сделать затруднительно, поскольку законодательство РФ закрепило, что «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Феде-рации и Государственная Дума)».
Предмет исследования. Исполнительная власть: понятие, функции.
Объект исследования. Система исполнительной власти в РФ.
Цель исследования:
— рассмотреть систему исполнительной власти в РФ.
Задачи исследования:
1) анализ понятия и правовой природы органов исполнительной власти;
2) признаки, виды и функции органов исполнительной власти;
3) особенности системы органов исполнительной власти РФ;
4) правовые проблемы регулирования системы исполнительной власти в РФ.
Теоретическая значимость исследования. В исследовании про-анализирован и обобщен теоретический материал по вопросам изучения особенностей функционирования системы исполнительной власти в РФ.
Практическая значимость исследования. Настоящее исследование может быть полезно студентам вузов и ссузов юридической и экономиче-ской направленности.
Основой для материала исследования стали нормативные право-вые акты, учебные и научные издания разных лет, материалы специаль-ной периодической печати.
Структура исследования обусловлена целью и задачами исследо-вания и включает в себя: введение, две главы, заключение и список лите-ратуры.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данное исследование посвящено:
— рассмотрению системы исполнительной власти.
— дан анализ понятия и правовой природы органов исполнительной власти, определяются признаки органов исполнительной власти, функции, а также их виды.
— исследовано место исполнительной власти в механизме государ-ственной власти в Российской Федерации.
Федеративное устройство РФ основано на национально¬-тер-риториальном принципе. В соответствии с данным принципом субъ¬екты РФ подразделяются на республики, края, области, города феде¬рального значения, автономную область и автономные округа.
Государственно-¬правовой статус субъектов РФ и организация го-сударственной власти на их территориях в республиках закрепляются конституциями, в иных субъектах Федерации — уставами.
Структура органов исполнительной власти субъекта РФ определя-ется руководителем высшего исполнительного органа государствен¬ной власти субъекта РФ в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
В связи с этим организационно¬-правовые формы орга¬нов исполни-тельной власти субъектов РФ могут быть различными: министерства, де-партаменты, комитеты, главные управления и управления, инспекции и т. д.
Структура органов исполнительной власти субъекта РФ может так-же включать территориальные органы исполнительной власти субъекта Федерации.
Исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется государственными органами, организация и деятельность которых, как правило, регулируется подзаконными нормативными правовыми актами.
Все изложенное в настоящей работе позволяет нам высказать не-сколько суждений.
Во-первых, исполнительная власть в Российской Федерации осу-ществляется государственными органами, представляющими взаимосвя-занную систему.
Во-вторых, система государственных органов, осуществляющих ис-полнительную власть в Российской Федерации, устанавливается подза-конным нормативным правовым актом.
В-третьих, на сегодняшний день работающая система государ-ственных органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации закреплена в Указе Президента РФ от 15 мая 2018 г.
В заключении отметим, что в настоящее время остро стоят пробле-мы коррупции; избыточности бюрократических барьеров; отсутствие эф-фективной системы внутреннего контроля над управленческой деятельно-стью; недостаток гарантий прозрачности и продуктивности во взаимодей-ствиях органов исполнительной власти со структурами гражданского общества; малоэффективная организация системы органов исполнитель-ной власти. Органы государственной власти субъектов РФ не могут эф-фективно определять структуру и систему региональных органов испол-нительной власти в пределах своей компетенции, и не заинтересованы в интенсивном развитии соответствующей территории. В связи с этим, не-которые учёные предлагают внести дополнения и изменения в федераль-ное законодательство, касающиеся установления рамок регулирования структуры и системы органов исполнительной власти субъекта РФ, ори-ентируясь при этом на экономический потенциал и численность населения в регионе. Это установит результативную «вертикаль» исполнительной власти и позволит осуществлять контроль системы исполнительной вла-сти РФ в целом.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие и правовая природа органов исполнительной власти
1.1 Анализ понятия и правовой природы органов исполнитель-ной власти
Термин «исполнительная власть» получил широкое распростране-ние в 90-х годах XX века. Он фигурировал в законодательных актах, и научных работах, но единого подхода для определения данного термина выявлено до сих пор не было. В широком смысле исполнительная власть подвергается рассмотрению в качестве системы органов, реализующих государственное управление, наделенными властными полномочиями и осуществляющих нормальное функционирование жизни общества. А в узком смысле под исполнительной властью подразумевается возможность и правомочие властвующего субъекта принимать властное решение для реализации компетенции органа власти или обеспечения полномочий ли-ца, замещающего государственную должность . Понятие «исполнитель-ная власть» включает в себя понятие государственно-властных полномо-чий, которые претворяют в жизнь специально учрежденные органы, и ос-новополагающей функцией можно назвать исполнение и контроль над ис-полнением определенных нормативно-правовых актов.
Исполнительную власть можно отнести к политико-правовой кате-гории, а государственное управление в свою очередь к организационно-правовой. И та, и другая государственно-правовая категория имеет право на существование, поскольку, государственно-властных механизм не мо-жет нормально функционировать без государственного управления. Гос-ударственное управление можно понимать в таком ключе, как исполни-тельно-распорядительная деятельность, и тогда она не противопоставля-ется понятию «исполнительная власть», понимаемое, как деятельность ор-ганов, реализующих исполнительную власть. Деятельность органов, реа-лизующих исполнительную власть не может быть отождествлена с госу-дарственной деятельностью. Поскольку органы исполнительной власти хоть реализуют властны полномочия, и оказывают воздействие на дея-тельность окружающих, но в проявлении данных действия такие органы все же сохраняют свою независимость. Иными словами, так проявляется не сама власть, а лишь отдельная ее часть. Исходя из вышеперечисленно-го необходимо сделать вывод о том, что исполнительную власть не стоит принимать за исполнительную деятельность. Власть в данном случае бу-дет выступать лишь внешним выражением. Следовательно, нельзя ска-зать, что исполнительная власть идентична с государственным управле-нием, который зачастую характеризуется в виде определенного критерия государственно-властной деятельности, хоть он и непосредственно связан с претворением в жизнь исполнительной власти. На основании всех вы-шеперечисленных фактов можно сделать вывод о том, что термин «ис-полнительная власть» так до сих пор точно и не сформулирован, из-за то-го, что существует большое количество различных точек зрения по этому поводу, и все они имеют право на существование, поскольку каждое определение затрагивает и раскрывает отдельные моменты, относящиеся к пониманию данного понятия.
Роль исполнительной власти в жизни государства и общества труд-но не оценить . Обычно, исполнительная власть в повседневной жизни чаще всего взаимодействует с гражданами. Ей отводится особая роль — исполнение. Среди трех ветвей власти, именно на нее возлагается задача претворения в жизнь законодательных актов государства.
Исполнительная власть является важным институтом, выполняю-щим функции государства. От нее зависит, насколько эффективно будет осуществляться государственное управление, будут реализовываться за-щита прав и интересов граждан. Характерной чертой исполнительной власти является определение ее функциональных особенностей. Эта осо-бенность исполнительной власти заключается в реализации на террито-рии государства норм законодательства, осуществления государственно-го управления путем распорядительно-исполнительной деятельности .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы