Курсовая теория Юриспруденция ТГП

Курсовая теория на тему Исполнительная власть: понятие, функции и система.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика ветви исполнительной власти 6
1.1. Понятие и признаки исполнительной власти 6
1.2. Органы исполнительной власти 9
1.3. Функции исполнительной власти 21
Глава 2. Исполнительная власть как основа организационной структуры государственного управления 23
2.1 Понятие и принципы государственного управления 23
2.2 Исполнительная власть и государственное управление: взаимосвязь и соотношение 27
Заключение 31
Список использованных источников 33

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. В ст. 10 и 11 Конституции РФ указано, что в России государственная власть осуществляется на основании принципа разделения властей – на исполнительную, законодательную и судебную, а также разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией и ее субъектами РФ.
С момента выделения исполнительной власти в самостоятельную ветвь государственного механизма она всегда в нем занимала особенное положение. Разнообразие ресурсов, которыми располагает данная ветвь власти, ее разветвленная и особая система органов, которая ей дает возможность оказывать весьма большое влияние на все важнейшие направления общественной жизни, дают возможность характеризовать ее как весьма важную составляющую политического механизма современного государства.
Осуществление стратегического курса развития России предполагает реформирование системы государственной власти. Без повышения ее эффективности нельзя представить разрешение важнейших политических, социальных и экономических задач.
Одна из основных причин недостаточно эффективного осуществления государственной власти в государстве – это отсутствие единства исполнительной власти. Недостатки в системе государственного управления, главным образом институциональных структур, которые призваны обеспечивать осуществление прямого управления общественными делами, представляет собой одну из фундаментальных характеристик современного Российского государства. Главная причина, которая обусловила такое положение, – это отсутствие законодательно закрепленного вертикального единства системы государственной власти сверху вниз.
На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что теоретические концепции реформирования системы исполнительной власти, вопросы ее деятельности посредством правовых механизмов и в рамках права требуют своего воплощения в реальных административных и юридических конструкциях государственно-правового механизма.
Цель данной работы – изучение и комплексный анализ исполнительной власти, ее понятия, функций и системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 дать понятие и рассмотреть признаки исполнительной власти;
 рассмотреть органы исполнительной власти;
 ознакомиться с функциями исполнительной власти;
 дать понятие и рассмотреть принципы государственного управления;
 сложить представление об исполнительной власти и государственном управлении, их взаимосвязи и соотношении.
Для решения поставленных целей и задач, использовались общие и специальные методы. Общие методы: метод анализа и синтеза, методы обобщения и аналогии документов, классификация, систематизация, типизация теоретического и эмпирического материала, анализ результатов деятельности, изучение опыта. Специальные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, метод толкования правовых норм.
Объект исследования – совокупность правоотношений, которые складываются в России в ходе совершенствования и формирования системы исполнительной власти.
Предмет исследования – изучение вопросов развития и формирования структуры и системы органов исполнительной власти РФ.
Степень научной разработанности. Вопросы формирования и развития исполнительной власти, системы органов исполнительной власти, повышения эффективности государственного управления в государстве нашли свое отражение в трудах ученых, которые занимаются изучением проблем административного и конституционного права, государственного управления: В. Б. Аверьянова, И. Л. Бачило, Д. Н. Бахраха, К. С. Вельского, В. Я. Гельмана, Б. Н. Габричидзе, М. И. Еропкина, Б. П. Елисеева, Ю. М. Козлова, Е. И. Козловой, А. П. Коренева, A. Ф. Ноздрачева, А. В, Оболонского, М. И. Пискотина, В. Д. Сорокина, Н. В. Черноголовкина, B. Ф. Халипова и др.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем дается теоретико-правовой анализ вопросов системности исполнительной власти, государственно-правовых мер, которые направлены на достижение единства исполнительной власти РФ, также в ней анализируются противоречия в современной системе исполнительной власти Российской Федерации.
Нормативную базу исследования составили такие нормативно-правовые акты как: Конституция РФ, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и др.
Теоретическую основу исследования составляют труды таких авторов как: Алексеев А. А., Ахъядов Э. С., Братановский С. Н., Бельский К.С., Василенко А. И., Жильцов В.И., Коваль Т. А., Колюшкина Л. Ю., Лапина М. А., Малый А. Ф., Полянский И.А., Попова Н. Ф., Протасов В. Н., Самойлов В. Д., Стахов А. И., Студеникина М. С.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключении можно сделать вывод, что поставленная цель работы была достигнута, то есть была изучена и проведен комплексный анализ исполнительной власти, ее понятия, функций и системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 было дано понятие и рассмотрены признаки исполнительной власти;
 были рассмотрены органы исполнительной власти;
 ознакомились с функциями исполнительной власти;
 было дано понятие и рассмотрены принципы государственного управления;
 сложили представление об исполнительной власти и государственном управлении, их взаимосвязи и соотношении.
Исполнительная власть – ветвь государственной власти, которая выражена системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление общественными делами, обеспечивая его поступательное развитие на основании законодательства и самостоятельной реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера.
Сущность исполнительной власти, как и всякого проявления властных полномочий, заключается в возможности и способности оказывать влияние на поведение и деятельность других, подчинять их своей воле. В то же время исполнительная власть не может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий вид данной деятельности не сама власть, а только форма ее практического осуществления. А значит, исполнительную власть нельзя рассматривать как исполнительную деятельность. В функционально-компетенционном смысле исполнительная власть является самостоятельной. Ее функции непосредственно определяются ее названием: практическое осуществление законов в общегосударственном масштабе, для чего применяется определенная часть государственно-властных полномочий. У исполнительной власти имеются очень широкие полномочия. Это можно наблюдать и по разнообразию органов исполнительной власти, их выполняемым функциям и компетенции.
Функции исполнительной власти нацелены на решение довольно широкого круга задач. Их выполнение будет способствовать обеспечению нормальной жизнедеятельности общества, личности, государства.
Исполнительная власть является одним из видов независимой и самостоятельной публичной власти в государстве, и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. То есть, исполнительная власть – это система государственных органов, которые осуществляют такие полномочия.
Универсальное понятие государственное управление включает в себя все свойства государства, проявляет его социальное назначение и сущность, функции, методы и формы деятельности, является ядром социального управления. То есть, государственное управление может быть определено в качестве юридически властной, подзаконной, организующей деятельности особой группы органов, которая выражается в воздействии на общественную и частную жизнь людей в целях ее упорядочения в соответствии с приоритетными задачами политических и социально-экономических преобразований в России.
Исполнительную власть по своей сути можно определить как политико-правовую категорию, а государственное управление как организационно-правовую. Поэтому по своему назначению государственное управление может рассматриваться как организационно-правовая форма реализации исполнительной власти, или вид государственной деятельности, в рамках которого осуществляется исполнительная власть.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Общая характеристика ветви исполнительной власти
1.1. Понятие и признаки исполнительной власти

В 90-е гг. 20 века в российском законодательстве появилось понятие «исполнительная власть». Стоит отметить, что в советский период в законодательстве отсутствовало понятие «исполнительная власть». Исполнительная власть рассматривалась либо как правоприменительная власть, либо как система органов государственного управления . Однако в науке до сих пор не сложилось единого подхода к данному определению.
Учеными по-разному толковалось понятие «исполнительная власть». Исполнительная власть рассматривалась С. А. Котляревским, А. Д. Градовским и др. Под исполнительной властью понималась правительственная власть (В. М. Гессен, Ф. М. Кокошкин, Н. О. Куплеваский и др.). Как синонимы рассматривались понятия «исполнительная власть» и «правительственная власть» (Г. Новоторжский, Н.И. Лазаревский). В своих трудах С. П. Покровский, А. А. Алексеев под исполнительной властью понимали «министерскую власть», под которой подразумевалась правительственная власть. В своей работе о министерской власти А. А. Алексеев ее также называет исполнительной, или административной .
Также исполнительную власть рассматривали во взаимосвязи с административной деятельностью и администрацией (А.О. Евтихиев), административными учреждениями или органами управления (А. И. Елистратов, В. М. Грибовский).
В труде И. А. Полянского «Правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ» исполнительная власть определена как государственная власть, предполагающая наличие специальных звеньев государственного аппарата (органов государственного управления общей компетенции). И их работа направлена на реализацию общих норм, которые установлены субъектами законодательной власти, с целью регулирования разных сторон жизни общества .
К. С. Бельский рассматривал термин «исполнительная власть» в широком и узком смысле. В узком смысле – это возможность и право должностного лица принимать решения, которые выполняет подчиненный сотрудник (весь персонал) под ответственностью и контролем данного должностного лица. В широком смысле – это система органов государственного управления, которые построены иерархически, наделены властными полномочиями и реализуют их в целях создания условия для нормального общественного функционирования.
Рассматривая взаимосвязь терминов «государственное управление» и «исполнительная власть» стоит отметить, что после принятия в 1993 году Конституции РФ следовало изъятие из нормативной практики понятий «государственное управление», «управление», «орган государственного управления». Некоторые ученые (В.С. Рыжов) считают, что понятие «государственное управление» исчезнет из лексикона, иные (В. Ф. Дерюжинский, Ю. М. Козлов, Б. Н. Чичерин, Ю. Н. Старилов) рассматривают этот термин шире термина «исполнительная власть».
Выделяют органы, которые осуществляют исполнительную власть, и полномочия, которыми может именоваться исполнительная власть .
Орган исполнительной власти – это государственная организация, которая является самостоятельным целостным структурным образованием государственного аппарата и представляет организованный коллектив людей, который, функционируя в рамках закрепленной за ним компетенции от имени государства с целью решения задач, которые стоят перед обществом и государством, осуществляет функции исполнительной власти в РФ и субъектах РФ и для этого наделен государственно-властными полномочиями.
Полномочия органа исполнительной власти – это характеристики прав и обязанностей, которые направлены на исполнение его задач и функций. Данное понятие может использоваться и в более широком смысле «для обозначения всей совокупности правовых возможностей государства воздействовать на общественные отношения в целях их упорядочения и стимулирования развития» .
В России исполнительная власть представлена разветвленной системой различных государственных органов, так как реализация законов предполагает довольно широкий круг субъектов, которые призваны исполнять законы или способствовать их исполнению.
В сущностной характеристике исполнительной власти всегда выделялись главным образом два основных момента: исполнение и власть. Исполнительная власть при этом трактовалась в качестве такого выражения государственной власти, с каким связывают, во-первых, деятельность специальных звеньев государственного аппарата – государственных органов управления. И, во-вторых, прямую направленность функционирования данных субъектов на обеспечение практической реализации общих норм, которые устанавливаются субъектами представительной, правительственной и президентской власти с целью урегулирования разных сторон общественной жизни. Разница между устанавливающей общие нормы властью и исполнительной властью проходит в сфере соотношения решения и исполнения.
Можно выделить следующие признаки исполнительной власти :
 вторичный, производный характер исполнительной власти. То есть, имеется в виду подчиненное положение, зависимость от высшей власти

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы