Курсовая теория на тему Исполнение приказа или распоряжения как обстоятельство, исключающее преступность деяния.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
На современном этапе развития нашего государства в актуальности выбранной темы исследования нет сомнений, поскольку, к огромному сожалению, в России долгое время преобладало негласное правило, о том, что приказ командира (начальника) выступает законом для его подчиненных.
Так, приказы, распоряжения либо иные акты управления, которые исходят от должностных лиц, в большинстве своём от начальников, исполняемые своевременно и добросовестно лицами, то есть подчиненными, которым они непосредственно адресованы, выступают залогом успешного решения задач органами государственной власти, органами управления, трудовыми коллективами, организациями, а также воинскими коллективами.
Следует отметить, что реализация управленческих функций непосредственно с использованием приказов, распоряжений либо иных актов управления создаёт соответствующие правовые отношения, основу которых, в свою очередь, составляют право начальников (командиров), предусмотренное законом, отдавать приказы в рамках своих властных полномочий и юридическая обязанность подчиненными исполнять их.
Следовательно, обозначенные отношения регулируются нормами различных отраслей права, в том числе уголовного, военного, административного и трудового.
Необходимо подчеркнуть, что необходимость в уголовно — правовом регулировании и реагировании возникает, например, когда начальником (командиром), которым был отдан приказ, противоречащий закону, причиняется вред интересам человека и гражданина охраняемым уголовным законом.
Соответственно, последствиями обозначенного реагирования могут быть самыми различными, например, от привлечения субъекта к уголовной ответственности и соответственно назначения ему уголовного наказания, вплоть до признания факта исполнения приказа или распоряжения обстоятельством, которое исключает преступность деяния либо смягчает наказание.
Российское законодательство и судебная практика управленческой деятельности исходят, прежде всего, из признания презумпции законности приказов вышестоящих субъектов нижестоящим.
Исходя из того, что исполнение приказа или распоряжения, как обстоятельство, которое исключает преступность деяния, внешне схоже с исполнением закона, поскольку приказ и закон создают непосредственную обязанность их выполнения под угрозой ответственности.
На основании вышеизложенного была выявлена соответствующая обусловленность принципиальной обязанности приказа начальника (командира) и, следовательно, перенесение ответственности за последствия отданного приказа с исполнителя на приказавшего.
Однако следует учитывать, что начальник (командир) не застрахован от соответствующих профессиональных ошибок в рамках исполнения своих служебных обязанностей.
Кроме того, он может применять свои властные полномочия в ущерб интересам службы, преследую собственные корыстные либо преступные цели.
Поэтому в данном случае возможны ситуации причинения вреда интересам человека и гражданина, охраняемым уголовным законом, непосредственно во исполнение приказа.
Однако при условии, что исполнение закона, безусловно, устраняет преступность деяния, то принцип неприступности деяния, которое было совершено по непосредственному приказу начальника (командира), не может быть применен, так как над правом приказа стоит закон, создающий его.
Следовательно, когда приказ либо распоряжение противоречит закону, деяние, которое совершается во исполнение обозначенного приказа или распоряжения, приобретает противоправный характер.
В этой связи, возникает проблема предотвращения возможности причинения вреда интересам человека и гражданина, которые охраняются уголовным законом, во исполнение приказа непосредственно путем установления пределов служебного повиновения на законодательном уровне.
Однако следует отметить, что ни законодатели, ни правоприменители, ни учёные — цивилисты не смогли предложить какого — либо максимально приемлемого и единообразного решения обозначенной проблемы.
Исходя из вышеизложенного, включение в Уголовный кодекс Российской Федерации статьи 42, которая предусматривает освобождение исполнителя приказа, распоряжения либо иного акта управления от уголовной ответственности, соответствовало, прежде всего, сложившейся общественно — политической ситуации в стране.
Таким образом, обозначенные выше, а также иные обстоятельства и предопределяют актуальность исследуемой проблемы.
Цель исследования – исследование исполнения приказа или распоряжения в системе обстоятельств, исключающих преступность деяния.
Реализация поставленной цели работы обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния;
2. Провести исторический анализ исполнения приказа или распоряжения как обстоятельства, исключающего преступность деяния;
3. Проанализировать сущность и значение исполнения приказа или распоряжения как обстоятельства, исключающего преступность деяния;
4. Выделить и охарактеризовать условия правомерности исполнения приказа или распоряжения.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые складываются при установлении обстоятельств, исключающих преступность деяния при исполнении приказов либо распоряжений.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, которые складываются при установлении обстоятельств, исключающих преступность деяния при исполнении приказов либо распоряжений.
Методологическую основу исследования составляет комплекс таких методов научного познания, как диалектический, исторический, формально-юридический и сравнительно-правовой.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и списка литературы.
Заключение:
Проведенный в исследовании анализ уголовно-правовых проблем исполнения приказа или распоряжения как обстоятельства, исключающего преступность деяния, позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, обстоятельства, исключающие преступность деяния, изложенные в гл. 8 УК РФ, не обладают признаками преступления. В них нет ни общественной опасности, ни противоправности, ни виновности. Отсюда и сходства с признаками преступлений у рассматриваемых обстоятельств нет, и потому они не могут стимулироваться угрозой наказания.
Однако законодатель выделяет данные обстоятельства в силу внешнего сходства их признаков с признаками состава преступления и в связи с тем, что они в определённой мере обеспечивают задачи, стоящие перед уголовным законом. Эти аспекты и служат основанием к рассмотрению обстоятельств, исключающих преступность деяния, в уголовном праве Российской Федерации. Такое положение обосновывает правомерность и общественную полезность обстоятельств, исключающих преступность деяния, что вызывает необходимость изменения названия главы 8 УК РФ.
Во-вторых, исполнение приказа или распоряжения — самостоятельное обстоятельство, исключающее преступность деяния, обладающее рядом специфических признаков: его субъекты наделены специальными признаками (начальник и подчиненный); начальник несет ответственность на общих основаниях, подчиненный же отвечает только при совершении умышленного преступления во исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения; величина причиненного ущерба не является критерием применения исследуемой нормы.
В-третьих, преступление, совершаемое во исполнение приказа или распоряжения, как юридический факт существует с момента совершения преступления.
В-четвертых, исполнение приказа или распоряжения как обстоятельство, исключающее преступность деяния представляет собой сложный юридический факт и имеет следующие составляющие:
а) события:
— нахождение начальника в состоянии вменяемости;
— достижение начальником определённого возраста, предусмотренного УК РФ;
б) действия правомерные (юридические акты):
— вступление в силу уголовного закона, содержащего норму о непреступном причинении вреда деянием во исполнение приказа или распоряжения (в нашем случае УК РФ, вступивший в силу с 1 января 1997 года);
— действующие юридические акты, определяющие правовой статус начальника и подчиненного;
— акты, придающие лицам статус начальника и подчиненного;
в) действия неправомерные:
— неправомерное нахождение в ситуации, предполагающей подчинение;
— приказ или распоряжение, исполнение которого приведёт к причинению уголовно-наказуемого вреда или угрозе причинения такого вреда;
— совершение преступления во исполнение приказа или распоряжения.
Фрагмент текста работы:
1 Историко-правовой анализ исполнения приказа или распоряжения в системе обстоятельств, исключающих преступность деяния
1.1 Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
Сегодня основным источником уголовного права выступают Уголовный кодекс Российской Федерации и федеральные законы, дополняющие и изменяющие уголовные нормы. Все они также подлежат включению в Уголовный кодекс и формируют уголовное законодательство. В то же время, сам Кодекс в статье 1 закрепляет положение о том, что уголовное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах, и нормах международного права , что позволяет сделать вывод о значительном влиянии указанных источников на уголовные правоотношения. Тем не менее, международные нормы и принципы нельзя назвать полноценным источником уголовного права России, поскольку для отечественного законодательства они выступают как универсальные нормы, на которых должно основываться построение и функционирование уголовного закона.
Во время пресечения общественно опасных деяний существует риск причинения физического, материального и иного вреда лицу, которое создало данную опасность. По своей сути такие действия попадают под признаки преступлений, которые предусмотрены Особенной частью УК РФ. Однако в гл. 8 УК РФ закреплены условия, при которых признаки данного деяния не признаются противоправными. Такие условия получили названия обстоятельств, исключающих преступность деяния.
Таким образом можно сделать вывод о том, что законодатель в данной главе закрепляет перечень деяний которые формально подпадают под признаки отдельных преступлений, наказание за которые предусмотрено нормами Особенности части УК РФ, но при этом в силу общественной полезности таких действий не относит их к преступлениям .