Курсовая теория Гуманитарные науки История искусств

Курсовая теория на тему Искусство гобелена. История и культурный подтекст.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСКУСТВО ГОБЕЛЕНА: ИЗ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ 5
1.1 История гобелена 5
1.2 Техника изготовления 7
2. ГОБЕЛЕНЫ В ИНТЕРЬЕРЕ: ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 11
2.1 Виды гобеленов 11
2.2 Новое дыхание гобелена в декоре интерьера 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования человеческая потребность украшать свое жилище издавна порождала разнообразные формы прикладного мастерства, но, пожалуй, только гобелен занял прочное место в богатых домах Европы на такое длительное время.
Благодаря этому упоминания о гобеленах неоднократно появляются в художественных произведениях классиков и даже играют свою роль в сюжетах, как, например, в рассказе Эдгара Алана. По «Метценгерштейн».
Гобелен – это безворсовый ковер, уточная нить которого, создавая ткань, одновременно создает изображение. Рисунок на гобелене может быть сюжетный или орнаментальный. Известное нам название «гобелен» возникло не так давно – в ХVІІ веке, во Франции. Именно тогда в Париже была создана первая фабрика – мануфактура – объединившая фламандских ткачей и красильщиков Гобеленов, чья фамилия и послужила названием всем изделиям. Однако само искусство ткачества подобных гладких ковров возникло гораздо раньше. Можно даже сказать, что к тому времени они были настолько популярны в Европе, поэтому ради их изготовления объединялись мастера разных цехов, создав отдельную отрасль текстильного искусства.
Последние несколько лет известные мировые дизайнеры и декораторы активно стали использовать в своих интерьерах гобелены – тканые ковры-картины и тяжелые покрывала. Изначально под гобеленом подразумевался особый способ производства настенных безворсовых ковров: они ткались вручную из шерстяных или шелковых нитей посредством особого перекрестного плетения. Сегодня на смену ручному труду пришла автоматизация, за счет чего снизились и время изготовления, и стоимость полотен. Но наибольшую ценность по-прежнему представляют гобелены ручной работы, которые можно заказать в специализированной мастерской у современного художника или же приобрести на блошином рынке. Предметом роскоши считаются старинные гобелены, которые передаются из поколения в поколение и хранятся как семейная реликвия.
Гобелены — древнее искусство, широко развитое в Европе в средние века. Со времен, когда роскошные гобелены украшали замки знатных сеньоров, за ними закрепилась репутация истинно королевского искусства. Даже гобелен среднего качества с эстетической точки зрения несравним с живописным произведением. В отличие от традиционной картины, он значительно лучше вписывается в интерьер, не меньше привлекает внимание, оставаясь при этом неким постоянным, эмоциональным фоном комнаты. Гобелены являются отличным связующим звеном между обивкой мебели и цветом стен в решении общей цветовой гаммы помещения.
Цель исследования: изучить искусство гобелена, его историю и культурный подтекст.
Объект исследования: искусство гобелена.
Предмет исследования: история и культурный подтекст гобелена.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить историю гобелена;
2. Рассмотреть технику изготовления;
3. Изучить виды гобеленов;
4. Проанализировать новое дыхание гобелена в декоре интерьера.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав теоретического анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 18 страниц. Количество литературных источников – 13.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Родились гобелены на обычной мануфактуре, которая изначально красила в разные цвета шерсть. Ее основатель Жилль Гоббелен передал своим детям ремесло, которое со временем превратилось в ткацкую мастерскую. Сам Людовик XIV инвестировал в фабрику немалые средства и превратил производство в «Королевскую гобеленовую мануфактуру».
Все произведенные самотканые полотна украшали исключительно королевский дворец, и редко кто мог позволить себе купить элитные картины. Это производство живет до сих пор и считается гордостью и достоянием Франции.
Гобелен (или шпалера) — это рукотканый настенный ковер или покрывало с сюжетными изображениями и/или орнаментом. Является одним из древнейших видов прикладного искусства. Первые тканые ковры известны еще с 15 века до нашей эры — их находили в могилах Египетских фараонов, а так же в Южной Америке, датированные 2500 годом до нашей эры. Из поэм Гомера и Овидия можно заключить, что шпалерное ткачество было известно в Древней Греции и Риме.
Нам этот вид текстильных изделий знаком со времен Советского Союза — именно тогда на ткацких фабриках в промышленный тираж стали поступать гобеленовые ковры и покрывала. После развала СССР на какое-то время мода на гобелены была забыта. Однако именно сейчас интерес к ним начал возрождаться, поскольку технологии изготовления гобеленов вышли на новый уровень.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ИСКУСТВО ГОБЕЛЕНА: ИЗ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

1.1 История гобелена

История гобеленов уходит корнями в далекое прошлое: еще в Древнем Египте было известно это ткацкое искусство. Но прообразами современных гобеленов считаются работы средневековых немецких монахов. Тканые ковры, которыми были увешаны холодные стены монастырей, использовались отнюдь не для украшения, а служили вполне утилитарной задаче, обеспечивая теплоизоляцию помещений.
К концу Средних веков начался расцвет этого искусства в Западной Европе, стали появляться мастерские, которые производили гобелены для состоятельных граждан. Изготовление ковров в то время было делом очень дорогостоящим и кропотливым: на один гобелен могло уходить несколько лет работы целой деревни. Приобретение таких изделий могли позволить себе лишь члены королевских семей и представители высшей знати [7].
Самые частые изображения того времени – библейские мотивы, а также сюжетные картины с изображением охоты, жизни при дворе, военных походов. Когда в южной части Европы распространялась фресковая живопись, в более холодных странах их заменой стали гобелены, позаимствовавшие у фресок, как сюжеты, так и цветовые приемы.

Центром производства гобеленов в Средние века стал Париж, там эти полотна пользовались огромной популярностью. Те, кто мог себе позволить, заказывали целую серию картин. Они использовались для украшений домов и храмов, с их помощью создавали передвижные коридоры на улицах для праздничных шествий, ими декорировали трибуны на рыцарских турнирах. Эскизы для гобеленов создавались Рафаэлем, Рубенсом и другими именитыми художниками прошлого. Сегодня большинство старинных гобеленов представлены на экспозициях в крупнейших музеях Европы.
В Западноевропейской традиции самый ранний пример шпалерного искусства связан с королевой Матильдой, женой Вильгельмма-Завоевателя, которая в течение нескольких лет выплетала огромный гобелен, посвященный подвигам мужа (по другой версии — приказала создать его своим ткачихам). Размер полотна поистине невероятен — ширина его около 53 см, а длина 68 метров! Он сохранился по сей день (находится в музее города Байё, Нормандия) и рассказывает зрителям много интересных фактов из быта того времени [12].

Более привычное для нас название шпалер — гобелены, возникло благодаря мануфактуре братьев Гобеленов, основанной в Париже в 1440 году. Братья занимались окраской пряжи для шпалер. После их смерти мануфактура расширилась, перешла в государственное ведомство и на ней стали уже изготавливать сами ковры. А название так и осталось в честь основателей — Гобеленов.
Примеры шелковых шпалерных ковров дошли до нас из Китая, со времен династии Хань (1-2 век до нашей эры). В этой технике создавались не только панно, но и одежда.
Параллельно развитие ткацкого ремесла шло на востоке. На территории Монголии, Украины, Молдавии и России также ткались безворсовые ковры, которые использовались как в домашнем убранстве, так и в обрядовых церемониях. Они сильно отличались от европейских гобеленов: в основном их украшали цветочные и геометрические орнаменты, но технология изготовления была очень похожей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы