Курсовая теория на тему Искусство фейерверка в России XVII-XIX веков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.Теоретические
основы изучения искусства фейерверка в России в XVII- XIX вв.
1.1
Понятие и функции фейерверка как элемента развлекательной
культуры
2.
Социально-политическое значение фейерверка в России в XVII- XVIII вв.
2.1. Огненные
спектакли – необходимый компонент светской жизни
2.2. Фейерверки как
политический атрибут
2.3
Фейерверки как массовое праздничное искусство
Введение:
Актуальность
темы очевидна, поскольку развитие культуры
фейерверков внесло свой вклад в развитие понятия культуры в целом, не говоря
уже о большом вкладе в культурно-досуговую деятельность.
Развлекательная культура XVII-XIX веков была периодом глобальных переворотов в
развлекательной культуре, что шло от общего переходного периода в обществе и
культуре России.
Культура
фейерверков начала развиваться задолго до обозначенного в теме курсовой работы
периода. Это развлечение не было пустой пальбой в небо, в разные времена в этом
был сакральный, образный, а затем и социально-политический смысл. Культура этой
формы развлечения прошла долгий путь развития и собственных этапов
формирования, что отразилось на развитии следующих и сопутствующих культурных
традиций. Во многих своих аспектах, но значительно обогатившись или
видоизменившись, фейерверк дошел и до нашего времени.
Цель
исследования: изучение развития искусства
фейерверка как одного из основных компонентов развлекательной культуры в России XVII-XIX веков и послания, которые переданы в
век ХХ.
Задачи
исследования: Проанализировать понятие фейерверка в
развлекательной культуре России XVII-XIX веков,
его особенности и влияние на социально-культурный пласт.
Методы
исследования: Исследование осуществляется на основе общих научных методов:
анализ и обобщение научной и популярной литературы, переработка полученной
информации, систематизация.
Структура
исследования: Курсовая работа включает в себя:
введение, 2 главы основной части, состоящие из 5 подразделов, которые решают
поставленные мною задачи, а также заключение и список источников.
Заключение:
«Культура есть нечто
общее для коллектива — группы людей, живущих одновременно и связанных
определенной социальной организацией. Из этого вытекает, что культура
есть форма общения между
людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются»[1]. Исходя из фразы
известного культуролога Ю. Лотмана, вывод напрашивается сам собой: понятие
фейерверка находится в плоскости культуры, причем не только развлекательной. Мы
исследовали понятие фейерверка, основные его функции, историю появления,
развитие и особенности в России 17-19 веках. Интересно было выяснить позиции
разных авторов, изучающих данный вопрос и найти сходные и различные мнения.
Во второй главе
мы рассмотрели социально-политическую и социо-культурную направленности
искусства фейерверка. В ходе исследования стало понятно, что фейерверк, вначале
выглядевший как невинное и достаточно дорогое монаршее развлечение, на самом
деле не является прихотью, а есть глубокой и продуманной идеологической политикой
в отношении своих граждан и иностранцев. Для россиян это была воспитательная,
патриотическая и культурная миссия, для граждан другой страны – лучшая
пропаганда успехов и мощи Российской державы.
В ходе
исследования применялись знания из разных дисциплин для более широкого
рассмотрения и углубления в материал. Это была история, без обращения к которой
анализ любого материала обессмысливается, а также теория социально-культурной
деятельности. Можно сказать, что цель, поставленная в начале работы, выполнена.
[1] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре//Быт и традиции
русского дворянства (XVIII — начало XIX века). Санкт-Петербург. «Искусство
СПБ». 1994. С.2.
Фрагмент текста работы:
1.Теоретические основы изучения искусства фейерверка в
России в XVII- XIX вв.
1.1
Понятие и функции фейерверка как элемента развлекательной
культуры
Этот небесный спектакль заставляет
нас остановиться и не отрываясь смотреть вверх на взмывающие и рассыпающиеся
цветные звезды, поистине, фейерверк — это торжественное и завораживающее
зрелище.
Слово «фейерверк» произошло от нем.
Feuer — «огонь» и Werk — «работа»). Но фейерверком его назвали гораздо позже.
Эту феерию огня, праздник небес, похоже, изобрели еще во втором веке в древнем
Риме, во всяком случае, первые упоминания о зрелище из огня и цвета относится
именно к этому периоду, когда из факелов устроили фейерверк в честь императора
Гонория.
Есть сведения, что тот фейерверк,
который стал классическим, появился в древнем Китае, порох изобрели в этом
многолюдном государстве не для того, чтобы стрелять, а чтобы отгонять недобрых
духов, не переносящих, по преданиям, громкости и яркости. Именно потому в
древности на китайские праздники жгли костры, используя для этого бамбук,
который страшно потрескивал в огне. Позже китайцы начали создавать на основе
пороха составы, благодаря которым получали разные цвета и размеры пламени. Что
касается самого пороха, его создали в 9 в. монахи Даоса в поисках смеси, дающей
бессмертие, а китайцы воспользовались находкой.
К 13 в. фейерверки усовершенствовались
настолько, что за их секретом начали охотиться посланцы из других стран. Несмотря
на то, что китайцы очень охраняли этот секрет, все же его украли странствующие
торговцы и в 14 в. привезли в Европу. Там, в итальянском городке появился
первый настоящий пороховой фейерверк. Еще долго лучшими мастерами огненного
дела оставались итальянцы, они устраивали целые спектакли, где задействовали
множество компонентов, в том числе статуи и живописные полотна.
С этого времени, когда фейерверк
стал не просто стрельбой, а приобрел образность и драматургию, можно сказать,
что он стал зрелищным искусством.