Профессионально-творческий практикум (журналистика) Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Интервью как метод получения журналисткой информации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические
основы интервью как жанра в журналистике. 5

1.1 Становление и понятие
жанра в журналистике. 5

1.2 Понятие «интервью» как
жанр в журналистике и метод получения информации  8

Глава 2. Особенности интервью
как метода получения информации в журналистике  13

2.1 Особенности применения
интервью в журналистике. 13

2.2 Особенности жанра
интервью в современной российской журналистике. 16

Заключение. 22

Список использованной
литературы.. 23

  

Введение:

 

Интервью – один из самых
востребованных жанров в журналистике. В центре внимания исследователей в разное
время находились виды жанра, его функции, коммуникативное воздействие текста,
структура интервью. Однако на данный момент все больший исследовательский
интерес представляют коммуникативные стратегии и тактики, которые используют
журналист и его респондент. Подобный подход считается перспективным, поскольку
он опирается на совместное формирование дискурсивной реальности.

Искусство брать интервью
– одно из самых важных для журналиста, так как интервью как метод используется
во всех жанрах, от заметки до очерка. А интервью как жанр сохраняет свою
популярность уже многие годы, так как в журналистике все показывается через
человека, любое явление, событие, тенденция ярче раскрываются через жизненные
примеры – истории людей. Эти истории интереснее всего узнавать от самих
участников.

Истоки интервью находятся
в философии. Еще в V-IV веках создаются основные философские системы Древнего
мира (учения Платона, Сократа, Демокрита, Аристотеля), которые излагались в
формах диалогов мыслителей со своими учениками или оппонентами. Например,
Сократ в своих речах использовал приемы синкризы (сопоставление разных точек
зрения по определенному вопросу) и анакризы (провокация собеседника, побуждение
к высказыванию своих мыслей). Оба этих приема используются и современными
интервьюерами, однако задача здесь в том, чтобы раскрыть не только тему, но и
героя. А раскрывать своих собеседников начал Платон, который давал им
развернутую характеристику в своих речах.

Особенность технологии
интервью в его ориентации на человека. Журналисту нужно думать не только об
аудитории (это характерно для всех жанров журналистики), но и о своем герое.

Стоит отметить важную
роль импровизации. Вопросы должны быть подготовлены, их нужно знать, а не
читать с листа, однако необходимо уметь быстро реагировать на слова героя.
Уточняющие вопросы неизбежно возникнут в процессе беседы, необходимо просто
внимательно слушать и не стесняться их задавать. Подчас даже самый глупый
вопрос может вывести на неожиданный ответ.

Объектом исследования являются форма
и содержание интервью как жанра журналистики.

Предметом исследования является интервью
как метод получения информации в журналистике.

Теоретическая значимость
заключается в подробном исследовании и типологизации базовых и дополнительных
тактик, реализующих центральные коммуникативные стратегии классического и
современного интервью.

Практическая значимость
работы определяется возможностью использования результатов исследования в
научной и профессиональной деятельности журналистов.

В ходе исследования
использовались дисциплинарные методы (лингвистические), общие теоретические
методы анализа (семантический метод; типологический метод;
структурно-функциональный метод).

Цель работы: рассмотреть
интервью как метод получения журналисткой информации.

Задачи работы:

– рассмотреть становление
и понятие жанра в журналистике;

– дать понятие
«интервью» как жанру в журналистике

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Интервью – самый
распространенный метод получения информации, который применяется журналистами
во всех странах мира. Интервью как метод сбора информации, когда журналист
узнает о происходящем от других людей, не следует путать с жанром интервью,
когда текст представляют в виде вопросов журналиста и ответов собеседника.
Интервью – самый распространенный метод поиска информации в журналистике, так
как подавляющее большинство событий происходит без присутствия журналистов.

Как метод сбора
информации интервью является целенаправленной беседа, направленной на получение
ответов на вопросы, предусмотренных программой исследований. Интервью как жанр
журналистики является особым видом информационных жанров, основанном на диалоге
журналиста и героя публикации.

С английского языка «интервью»
переводится как «беседа». Это диалоговая форма передачи актуальной
социально-значимой информации. Журналист ведет беседу с интересными,
общественно-активными лицами и передает ее по каналам СМИ. Главным в этом
диалоге становится человек, с которым беседует журналист. Все факты,
комментарии передаются от лица, которого интервьюируют.

Отличительными чертами
интервью являются актуальность для современной общественной, культурной,
политической и экономической сфер; целеустремленность и деловитость. Информативная
функция интервью заключается в том, что интервью должно содержать интересные
читателям факты, интересующие общественность вопросы и, соответственно,
информативные ответы респондента.

Таким образом, интервью
направлено на получение ответов на вопросы, интересующие целевую аудиторию.
Главная особенность интервью – актуальность поводов для дискуссий в ходе
ведения беседы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы интервью как жанра в
журналистике 1.1 Становление и понятие жанра в журналистике Современная журналистика,
в том числе и отечественное телевидение, находится в процессе постоянных
изменений. Деятельность средств массовой информации тесно связана с окружающим
миром и, если он имеет тенденцию изменчивости, значит, и журналистике перемен
не избежать. Несмотря на то, что существует теория жанров, сегодня жанры
практически невозможно увидеть «в чистом виде».

Одну и ту же информацию
можно изложить по-разному, и помогают в этом три группы жанров: информационные,
художественные и аналитические. А. А. Князев дает определение жанру как исторически
определившемуся типу отображения реальной действительности, обладающему набором
относительно устойчивых признаков[1]. А. А. Тертычный того же
мнения: он утверждает, что журналистские жанры – это устойчивые типы
публикаций, которые объединены похожими содержательно-формальными признаками[2].

С. М. Гуревич пишет, что
выбор жанра обуславливается объективными и субъективными факторами: «К первым
относятся тип и уровень издания, особенности его читательской аудитории,
периодичность выхода номеров и состав творческого коллектива. Ко вторым –
профессиональный уровень журналиста, его творческие интересы, повод для работы
над текстом: редакционное задание или самостоятельный выбор»[3].

Другой исследователь, В.
В. Захаров, напоминает, что журналистика удовлетворяет потребность человека в
получении информации. Он говорит о более конкретных потребностях: потребности в
анализе, потребность в духовном осмыслении событий и другие. В зависимости от
потребностей аудитории и выбирается жанр, ведь у каждого свои задачи, и своя
цель (например, проинформировать, проанализировать, спрогнозировать, развлечь,
навязать свою точку зрения и так далее)[4].

Отечественные и
зарубежные исследователи выделяют следующие характеристики медиажанров и их
внутренние и внешние связи:

1) современный язык СМИ
признается гетерогенным явлением, характеризующимся разнообразием средств
выражения, в том числе экспрессивных и оценочных;

2) язык СМИ сегодня
оказывает значительное влияние на языковую норму, при этом стилистическая норма
самого языка СМИ «стала подвижна до состояния, когда ее невозможно
зафиксировать в нормативах»;

3) в языке СМИ и в
дискурсе СМИ существует чрезвычайно тесная взаимосвязь между информативной
ценностью сообщения и силой убеждения. Высказывания в сфере СМИ являются
действиями, имеющими целью определенное воздействие на индивидуального адресата
и на социум;

4) в настоящее время
весьма затруднительно установить четкие границы языка СМИ, так как он впитывает
в себя элементы других дискурсов, таких как политический, разговорный,
литературный, юридический, административный;

5) в современных СМИ
актуальной стала конвергенция жанров и форм подачи информации. Деление на жанры
сменилось доминированием функциональной установки [1] Князев А. А.
Основы тележурналистики и телерепортажа: учеб. пособие / Кыргызско-Российский
Славянский университет. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. С. 78. [2] Тертычный А. А.
Жанры периодической печати: учеб. пособие / А. А. Тертычный. М.: Аспект Пресс,
2000. С. 3. [3] Гуревич С. М.
Газета: вчера, сегодня, завтра: учеб пособие / С. М. Гуревич. М.: Аспект-Пресс,
2004. С. 178. [4] Захаров В. В.
Жанры радио- и тележурналистики: методические указания / В. В. Захаров. Тамбов:
Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. С. 5

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы