Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Интерактивные формы физического развития детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования. 5

1.1. Особенности развития движений у детей  дошкольного возраста. 5

1.2. Методика организации и проведения  интерактивных занятий с детьми по физическому
развитию.. 7

1.3. Использование интерактивных форм. 13

Глава 2. Проект по использованию интерактивных
форм  физического развития детей
дошкольного возраста. 21

Заключение. 25

Список использованной литературы.. 29

Приложение. 32

  

Введение:

 

Актуальность исследования данной темы состоит в том, что в нашей стране
очень остро стоит проблема оздоровления детей. Здоровый образ жизни –
совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, которая в единстве с
условиями жизни, направлена на организацию правильной, нормальной деятельности
организма, его полное физическое и психическое благополучие.

Для нормального развития ребенка необходимы режим питания, правильный
распорядок дня (режим), широкое пользование чистым свежим воздухом, гигиеническая
теплая и легкая одежда, предупреждающая как охлаждение, так и перегревание тела
– очень вредные для маленьких детей, наконец, правильный уход и чистота. Огромную
роль в общем развитии ребенка играет развитие его движений, особенно в первый
год жизни, когда движения формируются: ребенок овладевает хватанием, сидением,
стоянием, ползанием, ходьбой. Велико значение для правильного развития ребенка
применяемых с грудного возраста специальных физических упражнений. Исследования
ученых отмечают чрезвычайно благоприятное действие таких упражнений на общее
развитие детей. Установлено, что они под влиянием физических упражнений
развиваются значительно лучше: улучшаются вес, рост. Ряд наблюдений показывает,
что дети, с которыми проводили физические упражнения, по сравнению с другими
детьми меньше болеют, а также легче переносят заболевания и быстрее
выздоравливают. Физические упражнения способствуют предупреждению заболеваний
дыхательных путей у детей грудного возраста и, значит, являются средством
борьбы с детским туберкулезом. Физические упражнения полезны нормально
развивающимся детям. Еще в большей степени они полезны детям больным,
выздоравливающим и детям, отстающим в своем развитии.

Проблемой физического развития занимались такие выдающиеся ученые, как
Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева, В.Г. Алямовская, В.А. Шишкина, М.А.
Рунова, И. Гронец.

Активная мышечная деятельность, по данным многих исследователей (И.А.
Аршавский, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Н.А. Бернштейн, Л.В. Карманова, В.Г.
Фролов, Г.П. Юрко и др.), является обязательным условием для нормального
развития и формирования растущего детского организма.

По мнению Н.А. Виневской, дети дошкольного возраста являются пытливыми
исследователями окружающего мира. Дошкольники познают его в игре, труде, на
прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками.  Проблемой физического развития детей
дошкольного возраста занимались такие выдающиеся ученые, как Р.Б. Стеркина,
О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева, В.Г. Алямовская, В.А. Шишкина, М.А. Рунова.

С внедрением компьютерных технологий возникла необходимость в создания
системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей через формирование
основ культуры здоровья [6, с.32].

Целью работы является анализ интерактивных форм 
физического развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

 1. Проанализировать особенности развития
движений у детей  дошкольного возраста.

2.
Выделить   методику организации и проведения  интерактивных занятий с детьми по физическому
развитию.

3.
Проанализировать  использование интерактивных
форм.

 4.Проанализировать  проект по использованию интерактивных
форм  физического развития детей
дошкольного возраста.

Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Использование факторов для повышения двигательной активности детей
старшего дошкольного возраста создает предпосылки для развития физических
качеств и координационных способностей ребенка, благодаря которым формируются и
уточняются представления дошкольников о физических упражнениях с максимальным
использованием природного и социального окружения, направленные на развитие
физических качеств, рациональное преодоление естественных препятствий и
овладение техникой движения в пешеходных и лыжных прогулках, повышению уровня
физических качеств и двигательной активности детей, повышению уровня
благополучия взаимоотношений, усвоению знаний в области физической культуры и
правил поведения на природе.

2. Подобрав современные педагогические технологии, методы и формы работы
с дошкольниками, с целью повышения мотивации к непосредственной образовательной
деятельности основывались на твердой, научно обоснованной концепции
принципиальной взаимосвязи речевого, интеллектуального и эмоционального
развития ребенка. Эта взаимосвязь позволяет объединить в педагогическом
процессе формирование здорового образа жизни и развитие познавательного
интереса.

3. Но прежде всего, занятия физической культурой и спортом в детском саду
должны доставлять удовольствие, а не быть направлены на достижение каких-то
результатов .

4. Регулярные занятия спортом и физическими упражнениями в детском саду
являются одним из главных методов воспитания детей, которые играют значительную
роль в гармоничном развитии ребенка

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей.
Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические
добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в
обществе — и это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье
дошкольника.

Физическое здоровье — основополагающее условие духовного и нравственного
развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья:
происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма,
развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к
внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества,
привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен
здоровый образ жизни. Физкультурное занятие как основная форма работы по
физкультуре заняла прочное место в ДОУ, которая решает целый комплекс
оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Многие педагоги творчески подходят к организации физкультурных занятий,
придумывают интересные формы их проведения, содержание, методы и приемы, этим
самым они обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к
физкультуре у детей, потребность заниматься ею.

Подобрав современные педагогические технологии, методы и формы работы с
дошкольниками, с целью повышения мотивации к непосредственной образовательной
деятельности основывались на твердой, научно обоснованной концепции
принципиальной взаимосвязи речевого, интеллектуального и эмоционального
развития ребенка. Эта взаимосвязь позволяет объединить в педагогическом процессе
формирование здорового образа жизни и развитие познавательного интереса.

Формирование основ культуры здоровья, как педагогический процесс, в
детском саду строится таким образом, чтобы создать педагогический процесс в
единых требованиях к охране и укреплению здоровья, физическому и общему
развитию ребенка.

Овладение детьми основами культуры здоровья происходит через самые
разнообразные формы работы.

Это непосредственная образовательная деятельность, игры, беседы,
экскурсии, целевые прогулки, спортивные праздники и развлечения. Мероприятия по
сохранению и укреплению здоровья органично вплетаются во все режимные моменты
(кормление, умывание, сон и т.д.) и деятельность детей.

В правильно организованных занятиях у ребенка-дошкольника есть
предпосылки развития положительных черт характера, моральных качеств
(трудолюбия, честности, чувства солидарности, способности работать в
коллективе, ответственности) и также для воспитания волевых качеств (храбрость,
настойчивость, выносливость и т.д.).

Для сохранения и укрепления здоровья важны многие факторы: полноценное
питание, закаливание и т.д. но главное – движения.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста считается основой,
дающей толчок общему развитию малыша. Благодаря организованным физкультурным
занятиям, свободной двигательной деятельности улучшается деятельность нервной,
дыхательной и сердечнососудистой систем, укрепляется опорно-двигательная
система, ускорение обмена веществ. У ребенка повышается устойчивость к развитию
всевозможных заболеваний. Обусловлено это тем, что в организме мобилизуются
защитные силы.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста способствует развитию у
ребенка психических процессов, самостоятельности и воле. Разнообразные
движения, которыми овладел ребенок, позволяют дошкольнику получить новые
ощущения, задействовать иные психические процессы. Если в этот период родители
упустят грамотное физическое воспитание, то в будущем наверстать пробелы будет
довольно сложно.

Во время физических занятий у ребенка повышается сопротивляемость
организма путем закаливания. Таким образом, оздоровительные факторы природы
помогают усилить иммунную систему.

Формируется правильная осанка и крепчает опорно-двигательный аппарат.
Особое внимание нужно уделить укреплению мышц голени и стопы, чтобы вовремя
предупредить плоскостопие.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста способствует
формированию у ребенка представления о правильной осанке. Благодаря физическим
упражнениям родители могут предупредить нарушение осанки, а именно сутулость,
асимметрию лопаток и плеч, сколиоз.

Детский возраст считается благоприятным для формирования интереса к
физическим упражнениям. Подбор посильных заданий и успешное их выполнение будет
стимулировать малышей к более высокой активности. Поощрение, оценка выполненных
упражнений приведет к выработке позитивной мотивации по отношению к занятиям
физической культурой.

Во время занятий нужно рассказывать детям об элементарных физкультурных
знаниях, тем самым повышая их интеллект и расширяя кругозор.

В дошкольном возрасте ребенок должен научиться бегу, прыжкам и метанию.
От успешности освоения этих упражнений зависит ловкость, быстрота, сила и
выносливость организма. Уровень развития данных качеств в будущем позволит
педагогам судить о физической готовности их подопечного.

Немаловажное значение отводится подвижным играм, так как в процессе игры
происходит комплексное усовершенствование всего организма.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретические аспекты исследования

1.1.
Особенности развития движений у детей 
дошкольного возраста В настоящее время физическая культура
стала одним из важнейших направлений государственной политики России.

Одна из причин этого – снижение уровня
здоровья населения, что неблагоприятно влияет на показатели экономики,
обороноспособности государства. В связи с этим первоочередная задача спортивной
науки – поиск более эффективных путей, форм, средств, методов, методик
физического воспитания населения страны, и, прежде всего, подрастающего
поколения.

В наше время многие исследователи пришли к
мнению, что физическая культура оказывает видимое воздействие не только на
физическую компоненту человека, но и формирует его внутреннее мировоззрение –
компоненту личности человека [12, с.89].

Физическое воспитание детей должно быть
направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение
функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных
навыков и двигательных качеств.

Дети дошкольного возраста являются
пытливыми исследователями окружающего мира. Дошкольники познают его в игре,
труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Задача
взрослого – создавать условия для развития двигательной активности детей.

Основная цель физического воспитания детей
– обеспечить правильное развитие растущего организма, укрепить здоровье,
повысить выносливость и закалить ребенка, увеличить его сопротивляемость к
заболеваниям [3, с.34].

Большое влияние оказывают физические
упражнения на развитие костей и суставов. Благодаря мышечным упражнениям
укрепляются, главным образом, длинные кости рук и ног, что имеет большое
положительное значение при рахите. Ведь при рахите процессом болезни
затрагиваются не только кости, а страдает и слабеет весь организм: мышцы
становятся вялыми, суставы разболтанными, живот приобретает форму «лягушечьего»
живота. У детей, больных рахитом, физические упражнения улучшают обмен веществ,
укрепляют мускулатуру, способствуют лучшему питанию костной системы. Для детей,
больных рахитом, особенно полезны специальные упражнения, укрепляющие мышцы
живота, благодаря чему живот их приобретает свою нормальную форму [2, с.64].

Наряду с солнечным светом, свежим
воздухом, правильным питанием физические упражнения не только помогают лечению
рахита, но и предупреждают заболевание им [1, с.31].

У детей слабых, с плохо развитой
мускулатурой, малокровных под влиянием физических упражнений укрепляется
мускулатура, улучшается состав крови. Физические упражнения очень полезны и
детям с ненормально большим весом, которые склонны к разным заболеваниям.

Движения необходимы не только для развития
мышц, костей и суставов, но еще в большей степени для нормальной деятельности
внутренних органов, для всех жизненных процессов организма: дыхания,
кровообращения, пищеварения. Недостаток движений ведет к общему снижению
жизнедеятельности всего организма. Применение соответствующих возрасту и
состоянию развития ребенка физических упражнений пробуждает у детей
двигательную активность – они становятся бодрыми и начинают быстро прибавлять в
весе.

Физические упражнения оказывают влияние и
на развитие психической деятельности ребенка, улучшают его способности
восприятия, внимания, памяти, речи. У детей с неуравновешенным настроением они
способствуют улучшению настроения, дети реже плачут, улучшаются их сон и
аппетит.

Закаливание детей приучает детский
организм переносить перемены температуры воздуха без болезненных явлений. Сюда
относятся воздушные ванны и водные процедуры, но делать их надо осторожно,
точно соблюдая указанное врачом время процедур, иначе они могут принести вред
[11, с.12].

Выбор физических упражнений и их дозировка
производятся по совету врача.

Основная форма физических упражнений у
детей – игра, которая должна занимать большое место в режиме дня ребенка.

1.2. Методика организации и проведения  интерактивных занятий с детьми по физическому
развитию В режиме дня нашего дошкольного учреждения
предусмотрено 5-разовое питание, прогулка проводится два-три раза в день (в
зависимости от погодных условий), общей продолжительностью не менее четырех
часов (в зависимости от возраста). В дошкольном учреждении созданы все
необходимые условия для полноценного гармоничного развития детей. В ДОУ
функционируют: кабинет учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога,
музыкальный и физкультурный залы, театральная студия, кабинет «БОС-здоровье»,
комната ПДД, медицинский блок, пищеблок, 12 групповых ячеек.

Детские группы оборудованы мебелью,
которая соответствует возрастным стандартам. В детском саду есть музыкальный зал
отвечающие требованиям санитарных норм, кабинет психолога, учителей-логопедов,
музыкальных руководителей.

Территория детского сада полностью
благоустроена. Все прогулочные участки имеют красивый ухоженный вид. Каждая
группа имеет свой отдельный участок, оборудованный с учетом возрастным
потребностей. Большое внимание уделено безопасности воспитанников и персонала.
В учреждении установлена автоматическая пожарная сигнализация. Территория
садика огорожена забором.

Для осуществления воспитательно-образовательного
процесса:

— ДОУ разрабатывает и утверждает годовой
план работы.

— ДОУ самостоятельно устанавливает
последовательность,

продолжительность и содержание детской
деятельности, с учётом её сбалансированности, соблюдения СанПиН и содержания
Образовательной программы.

— Определяет режим дня для каждой
возрастной группы, в соответствие с сезонными изменениями (меняется
длительность времени нахождения на свежем воздухе, дневного сна, количество
занятий).

— Определяет расписание занятий.

Детский сад представляет собой небольшое
двухэтажное здание. В нем находятся как комнаты для сна и отдыха детей, так и
для их занятий, в том числе и индивидуальных занятий с педагогом-психологом. У
него есть своя комната, в которую она приглашает детей и тестирует их или проводит
с ними специальные игровые занятия.

Атмосфера в детском саду благоприятная для
развития и обучения детей. Очень отзывчивые сотрудники детского сада стараются
по мере своих возможностей помогать своим воспитанникам.

В ходе изучения состояния физкультурно —
оздоровительной среды учебного заведения отмечены следующие моменты:

1. Помещения, предназначенные для
проведения физкультурно – оздоровительных мероприятий просторны, обеспечивают
достаточность площади для движений и игр,

2. В спортивном зале есть необходимое
оборудование, тренажеры, спортивный инвентарь,

3. Из нетрадиционного физкультурного
оборудования в спортивном зале имеется: серсо, следочки — массажеры,
кольцеброс, липкий мячик, массажный коврик, массажеры, фитболы. Здесь
проводятся утренняя гимнастика, физкультурные занятия, досуги и развлечения,
коррекционная работа согласно расписанию,

4. В групповых комнатах имеются
физкультурные уголки, в которых размещается дополнительное физкультурное
оборудование. Физкультурные уголки доступны детям,

5. Имеется бассейн размеры основной ванны
16,31 куб.м, дети посещают его 2 раза в неделю.

6. Оснащение спортивных площадок
снарядами: легкоатлетическое ядро:

— круговая беговая дорожка: длина 250м,
покрытие – асфальт,

— прямая беговая дорожка: длина 60м,
покрытие – асфальт

— яма для прыжков в длину с разбега:
размеры 5 и 3, 1 дорожка для разбега, покрытие песчаное.

Гимнастические городки: 1. Бревно
гимнастическое — 5шт. 2. Дуги для подлезания – 4 шт. 3. Лесенка для
перешагивания – 4 шт. 4. Стенка для лазания – 5 шт.

Подобрав современные педагогические
технологии, методы и формы работы с дошкольниками, с целью повышения мотивации
к непосредственной образовательной деятельности основывались на твердой, научно
обоснованной концепции принципиальной взаимосвязи речевого, интеллектуального и
эмоционального развития ребенка. Эта взаимосвязь позволяет объединить в
педагогическом процессе формирование здорового образа жизни и развитие
познавательного интереса.

Формирование основ культуры здоровья, как
педагогический процесс, в детском саду строится таким образом, чтобы создать
педагогический процесс в единых требованиях к охране и укреплению здоровья,
физическому и общему развитию ребенка [12,с.43].

Овладение детьми основами культуры
здоровья происходит через самые разнообразные формы работы. Это
непосредственная образовательная деятельность, игры, беседы, экскурсии, целевые
прогулки, спортивные праздники и развлечения. Мероприятия по сохранению и
укреплению здоровья органично вплетаются во все режимные моменты (кормление, умывание,
сон и т.д.) и деятельность детей [7,с.32].

Организация полноценного формирования
основ культуры здоровья, сохранения и укрепления здоровья была основана на
взаимодействии педагога с детьми, детей друг с другом, опиралась на
сотрудничество, доверие, взаимопонимание, уважение к интересам сверстников, на
положительный эмоциональный фон. Формирование основ культуры здоровья
происходило в системе и позволяло дошкольникам самостоятельно решать задачи ЗОЖ
и безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях. Позволило детям
научиться оказывать элементарную медицинскую, психологическую помощь и
самопомощь. При помощи бесед, чтения художественных произведений постарались
расширить и углубить знания детей о болезнях, причинах их возникновения, о том,
как их предотвратить, интегрировали знания по сохранению и укреплению здоровья
в другие образовательные области [15,с.43].

Педагог использует программу
дополнительного занятия «Крепышок», составленную для детей старшего дошкольного
возраста.

В системе физического воспитания педагогом
используются следующие организованные формы двигательной деятельности детей:
утренняя гимнастика, физкультурное занятие, физ. минутки, подвижные игры и
физические игры на прогулке, упражнение после сна, физкультурные праздники, дни
здоровья, физкультурные досуги, местные закаливающие мероприятия.

Организация и методика проведения разных
форм двигательной деятельности детей осуществляется в соответствии с
программными возрастными требованиями, а также состоянием здоровья детей.

В ходе профессиональной деятельности
педагогом контролируются условия содержания мест занятий, оборудования,
спортивной одежды и обуви [22,с.54].

Анализ профессиональной деятельности
педагога показал успешное решение задач физического воспитания дошкольников,
что обеспечивается высоким уровнем компетентности педагога по созданию условий
для физического воспитания детей.

Регулярные занятия спортом и физическими
упражнениями в детском саду являются одним из главных методов воспитания детей,
которые играют значительную роль в гармоничном развитии ребенка

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
реализуется в следующих формах:

физкультурного занятия,

утренней гимнастики,

физкультминутки,

физкультурной паузы,

упражнений после дневного сна,

организованной двигательной активности
детей на прогулках,

коррекционного занятия,

экскурсии или походы [6, с.32].

Экскурсии или походы с детьми в природу –
интересное и полезное педагогическое мероприятие. Подготовка к походу, ожидание
ярких впечатлений от выхода в новое (или редко посещаемое место) вызывают у
дошкольников радостные чувства. Положительное воздействие на здоровье оказывает
окружающая среда, относительно длительный переход развивает выносливость,
полезны для здоровья и подвижные соревновательные игры на свежем воздухе, и
закаливающие процедуры в жаркие дни [12,с.43].

Организованная двигательная активность
детей во время походов направлена на совершенствование двигательных действий,
воспитание личностных качеств в игровой деятельности . Но главной её целью и
задачей является оздоровление детей [15,с.13].

Принципиально важно то, чтобы включались
упражнения, которые должны выполняться с использованием различных предметов и
технических средств при помощи взрослых. Дети особенно любят такие упражнения .
Физические упражнения на открытом воздухе с применением спортивных снарядов –
турника, лесенки, бревна и других – оказывают более оздоровительный эффект на
детей.

Полноценная двигательная активность
является залогом успешного оздоровления детей. Содействует улучшению эмоционального
состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению
их здоровья. Мероприятия, проводимые с детьми во время походов, способствуют
решению таких задач как:

Оздоровление и физическое развитие детей,
повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

Повышение уровня экологического сознания,
познания природы через многообразие форм двигательной активности (походы,
подвижные игры, игры- эстафеты, лыжные прогулки и т.д.).

Систематизирование знаний о лесе и
обитателях живой природы по различным признакам, уметь сравнивать, наблюдать и
классифицировать.

Совершенствование двигательных навыков и
умений детей, развитие физических качеств как быстроты, ловкости, выносливости,
силы .

Закрепление правил поведения в лесу,
умение видеть красоту природы, желание беречь её [14,с.112].

Просвещение родителей по вопросам
организации походов в лес в осенний, зимний, весенний и летний периоды через
оформление информационных стендов, совместных походов.

Воспитание потребности в здоровом образе
жизни. Такие условия могут быть созданы при учете возможностей детей, уровня их
физического развития, использовании специальных игр и развивающих ситуаций,
интеграции различных видов деятельности. Под интеграцией понимается взаимопроникновение
задач, решаемых в рамках различных видов деятельности.

Использование таких форм организации
работы позволит уделить больше внимания детям с недостаточным уровнем
физического развития, повысит двигательную активность детей и сопротивляемость организма
к неблагоприятным факторам внешней среды, позволит добиться высокого уровня
физического развития детей, снизит заболеваемость.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы