Курсовая теория на тему Интеллигент первой половины XIX века: социокультурный портрет.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Происхождение и социальный статус интеллигента. 5
1.1. Романтическое движение в Европе XIX века. 5
1.2. Общественно-политическая деятельность интеллигента XIX века. 10
2. Социальная и культурная идентификация русской интеллигенции
первой половины XIX века. 16
2.1. Представления о народе и формирование самосознания русской
интеллигенции 16
2.2. Представление о власти и стратегии поведения русских
интеллектуалов первой половины XIX века. 21
Заключение. 28
Список использованной литературы.. 31
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в
работе рассматривается институциональное доверие российской гуманитарной
интеллигенции, описываются его основные качества, дается характеристика
структуры институционального доверия, раскрываются сущность и предпосылки его
возникновения, анализируются элементы институциональной структуры.
Интеллигенция демонстрирует очень высокий уровень доверия к президенту России,
но отношение и мотивы этого доверия существенно различаются (разница между
истинными сторонниками и пассивными наблюдателями). Доверие к армии отражает
признание интеллигенцией ее достоинств и роли в обеспечении безопасности
государства. Полное доверие к церкви свидетельствует об отождествлении
интеллигенции с ее ценностями и целями.
Низкий уровень доверия интеллигенции к политическим
институтам является частью современной международной тенденции — чувства
несправедливости, веры в то, что положение не улучшится, и недоверия к будущему
подрывают доверие к государству. Доверие к полиции и судам низкое, в основном
из-за широко распространенных предубеждений, низкой осведомленности об их
деятельности и редких контактов с ними.
Доверие интеллигенции к телевидению и прессе очень
ограничено; однако телевидение остается основным источником новостей, а важной
альтернативой является Интернет.
Низкий уровень институционального доверия среди
представителей гуманитарной интеллигенции сочетается с консерватизмом,
патернализмом, гражданской и политической пассивностью и является скорее
признаком разочарования и отчуждения, чем активной критикой российских
институтов.
Объектом исследования является сам интеллигент XIX.
Предметом исследования социокультурные особенности его
портрета.
Степень разработанности проблемы – анализ научной
литературы по теме исследования.
Цель исследования заключается в раскрытии особенностей
социокультурного портрета интеллигента XIX в
Для достижения поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
1. охарактеризовать общественно-политическую деятельность
интеллигента в XIX в.;
2. определить
происхождение и социальный статус интеллигента XIX в.;
3. выявить деятельность интеллигента XIX в. в
культурно-просветительской сфере.
Методология исследования – В русской историографии идет
процесс формирования новых концепций русской истории в рамках общего
методологического и проблемного обновления. Современные интеллектуалы создают
собственное видение истории России, которое неизбежно отражает представления об
интеллигенции и ее роли в историческом процессе. Особенно это касается истории
России XIX-XX веков, которую невозможно представить без упоминания
интеллигенции. Важность объекта исследования для истории российского общества в
сочетании с потребностями идентификации делает тему интеллигенции «вечной», но
всегда актуальной. Только в 90-е годы защищено 134 диссертации, посвященные
проблемам интеллигенции, проведено более 50 конференций, съездов, круглых
столов регионального, республиканского и международного уровня, издано более
100 монографий, сборников статей и учебных пособий.
Структура. Курсовая работа состоит из введения, двух
глав, заключения, использованных источников и литературы.
Заключение:
Основным критерием для выделения трех основных типов
участия российской интеллигенции в политической жизни являются отношения внутри
идеи «союзник» — «чужой». На самом деле, как отмечал Юрий Лотман, это
противостояние исторически укоренилось в основаниях самоопределения российской
интеллигенции, которая оказалась одновременно сломленным «союзником» и
«неподходящим чужаком».
Однако в XIX веке внутренние противоречия такого рода
были достаточно очевидны, поскольку в идентичности той или иной группы
интеллектуалов этот критерий точно указывал на место интеллектуала в
политической и общественной жизни. Эти строгие правила разделения на
«союзников» и «чужих» в сознании патриотической интеллигенции в первые годы
Советской власти были, среди прочего, выявлены и классифицированы в нескольких
исследованиях Василия Черноперова о выдающихся представителях интеллигенции,
большевиках, Георгии Чичерине, Максиме Литвинове, Леонид Красин и Виктор Коппе,
а также об известном ученом-историке Юрии Готье.
Отметим, что разделение на «союзников» и «чужих» в среде
патриотической интеллигенции на самом деле оказывается даже более значительным,
чем отношение к существующей власти. Это особенно подчеркивается знаменитым
жанром коллективных писем интеллектуалов как в позднесоветский период, так и в
настоящее время.
Однако разделение
на «союзников» и «чужих» отнюдь не помогло русской интеллигенции XIX века
выполнить свое предназначение. Как раз наоборот. И, пожалуй, наиболее разумно
это выразил Грегори Померанц в конце века, в одном из своих очень эмоциональных
эссе. «Как интеллектуалы, мы не можем постичь сложное, ускользающее,
сталкивающееся явление», — признал недавно скончавшийся ученый. Но даже это не
самое главное для интеллектуала, добавил Померанц: «Основная задача интеллектуалов
— восполнить духовный брешь в душе людей. И прежде всего в собственной душе».
Кстати, оба упомянутых суждения известного ученого
касаются двух важнейших качеств интеллигентского самосознания. Первый касается
интеллекта; второй — о служении идеалу. Итак, для российской интеллигенции в
отношении как к власти, так и к обществу основным критерием самоопределения и
мотивации в их социальных действиях является деление на «союзников» и «чужих».
Вывод нашего обзора все равно получается несколько неожиданным. Потому что в
России не только те интеллектуалы, которые разделены своим отношением к власти
(«войти во власть», «навсегда противостоять ей» или отделиться от нее в своих
«башнях из слоновой кости»), как правило, сопротивляются и борются между собой,
но и те, кто находится внутри каждого из трех больших сообществ.
Фактически, Дмитрий Лихачев и Анатолий Собчак, оба
«входящие во власть», «оппозиция» из революционного лагеря Владимир Ленин и
Петр Струве, авторы журнала «Новый Град», создавшие свою «башню из слоновой
кости», и другие «башни» в эмиграционных слоях (например, хозяева старой
эмиграции Павел Милюков и его союзники) не совпадают друг с другом и
расходятся. Все они так или иначе расходятся в понимании «служения идеалу».
Однако в контексте научного анализа выбранные нами гербы из российской
интеллигенции — не только своеобразное воплощение основных тенденций участия, этих
социальных сообществ в социальных трансформациях, но и впечатляющая модель их
саморефлексии, включая интеллектуально богатую самооценку результатов такого
участия.
В этой связи среди
российских интеллектуалов можно выделить Юрия Лотмана и Григория Померанца,
представителей «Нового Града», Федора Степуна и Георгия Федотова. Итак, наша
вариационная модель участия интеллектуалов в общественной жизни предназначена
для выявления жизнеспособных альтернатив включения этих социальных групп в
социальные и политические преобразования современного мира и оценки их
практических результатов. Так что для существующей власти эта модель наглядно
демонстрирует возможности взаимодействия с такими неоднозначными социальными
партнерами, как интеллектуалы. Что касается тех, кто действительно обладает
интеллектом и интеллектом, предлагаемая модель предлагает им трезво подумать о
своем месте в мире и перспективах на будущее.
Исследования
политического участия интеллигенции и интеллигенции в различных странах и
регионах мира в те или иные исторические эпохи поставили ряд интересных
проблем, далеко не решенных. Их дальнейшее изучение представляется необходимым
и очень перспективным с точки зрения научного поиска и актуальным с точки
зрения более конкретной интерпретации социально-политических трансформаций в
современном мире.
Фрагмент текста работы:
1. Происхождение и социальный статус интеллигента 1.1. Романтическое движение в Европе XIX века К концу 18 века идеалы Просвещения больше не вдохновляли
воображение группы философов Европы. Писатели и художники тоже начали
сомневаться в основных принципах Просвещения. Философы начали задаваться
вопросом, действительно ли рациональность, научный темперамент и логическое
мышление эпохи Просвещения были полезны человечеству. Этот скептицизм в
отношении идеалов Просвещения выражался двумя способами: романтизмом и
идеализмом. Фактически, оба этих направления мысли берут свое начало в
философии Просвещения. Впоследствии эти движения стали влиять на политическую и
культурную жизнь, включая литературу и искусство. Германия, Франция и Англия
были тремя регионами, где влияние новых идей ощущалось в первую очередь [1].
Романтизм был наиболее значительным достижением конца 18
— начала 19 веков в философии, литературе и искусстве. Он начался сначала как
продолжение эпохи Просвещения, а затем как реакция на него в Европе. Романтизм
был разрывом с идеалами, воплощенными в жизнь Просвещения. Он был настроен
против классицизма в искусстве и литературе Просвещения. Таким образом, он
поставил под сомнение примат Разума, Порядка и Науки. Вместо этого романтизм
подчеркивал субъективное, образное, личное, эмоциональное и спонтанное. Он
олицетворял приоритет эмоций над разумом и чувств над интеллектом. Интересы
наблюдателя повлияют на его наблюдения.
В таких наблюдениях свою роль играют разные интересы
людей. Эмоции, вызываемые объектом, будут ощущаться или переживаться
наблюдателями по-разному. Красота природы должна была быть руководящим
принципом