Курсовая теория на тему Интеллектуально развитие детей 5-6 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
1.1
Особенности развития детей среднего дошкольного возраста
1.2
Исследования уровня интеллектуального развития у детей
1.3Методики диагностики
интеллектуального развития дошкольников 5-6 лет
ГЛАВА
2.ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ, ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ
2.1Педагогические
условия формирования интеллекта у дошкольников
2.2 Роль
дидактических игр в интеллектуальном развитии детей среднего дошкольного
возраста
Введение:
Актуальность темы. В современном дошкольном образовании одной из
важнейших сфер для изучения является развитие интеллектуальных способностей
детей среднего дошкольного возраста. Сегодня для общества особенно важно
воспитывать в детях творческое видение, иметь свой индивидуальный взгляд на
происходящее, работать в коллективе, воспринимать множество информационных
потоков, быстро адаптироваться в нестандартных ситуациях.
Именно в дошкольном возрасте происходит первичное формирование
задатков, способностей к какой-либо деятельности. Формируется способность
наблюдения, запоминания, переосмысления. По мнению В. Серебрякова, «Задатки —
это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а
могут и не превратиться» [5].
В работе с маленькими детьми особенно важно учитывать не только
способности, которые уже проявились, но и те, которые могут проявиться. Как
правило, одаренные дети успешны в нескольких видах деятельности.
В психике ребенка, в этом возрасте, происходят бурные интегративные
процессы, ребенок стремится проявить свое «Я», устанавливая личность. В этом
возрасте развитие происходит скачками. Нейрофизиологи, психологи, педагоги
выделяют сенситивные периоды для развития — это время качественного увеличения
активности в развитии способностей ребенка.
Сенситивные периоды связаны с развитием функций головного мозга и
эндокринной системы ребенка. По
наблюдениям психологов, в этот период скорость восприятия в 10 — 15 раз выше, чем в
обычные периоды. Сенситивные периоды по времени продолжительности делятся на
небольшие, их в год у ребенка может быть от 5 до 15, средние – проявляются
примерно 3 раза в год и большие, они наступают раз в несколько лет. В конце каждого возрастного периода
формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте, однако
темп развития у каждого ребенка свой.
Из этого можем сделать вывод, что дошкольный возраст — наиболее
благоприятный период в жизни человека для раскрытия существующих способностей и
формирования новых навыков и умений.
Несмотря на наличие большого числа теоретических разработок в
психологии интеллекта как отечественных (JI.C. Выготский, В.Н. Дружинин, А.В.
Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.Ф. Талызина, М.А. Холодная В.Д.
Шадриков и др.), так и зарубежных (Д. Векслер, Ж. Пиаже, А. Бине, Р. Кеттелл,
Л. Терстоун и др.) ученых, фундаментальные вопросы, связанные с раскрытием его
психологической сущности, структуры, процесса и условий формирования до настоящего
времени не имеют однозначного решения.
Учитывая вышеизложенные соображения, задача исследования состоит в
том, чтобы изучить интеллектуальное развитие ребенка, его изменения и
характеристики влияния на интеллектуальное развитие ребенка при переходе от старшего
дошкольного к младшему школьному возрасту,
а также возможность психологической профилактики и коррекции изменений,
указанных выше.
Объектом исследования является: интеллект детей дошкольного
возраста.
Предмет исследования: Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет.
В связи с этим целью моей работы является изучение особенностей
развития интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного
возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом в работе определены
следующие задачи:
— изучить возрастную периодизацию среднего дошкольного
возраста;
— раскрыть особенности интеллектуальных способностей детей
дошкольного возраста;
— рассмотреть педагогические условия формирования интеллекта у
дошкольников.
-изучить влияние дидактических игр на интеллектуальное развитие детей
5-6 лет.
Методы, выбранные для решения поставленных задач и достижения
цели исследования: анализ литературы по данной проблеме, дедукция, уточнение и
обобщение.
Практическая значимость исследования: теоретический материал
данного исследования может быть использован при изучении особенностей интеллектуального
развития детей 5-6 лет.
Заключение:
Интеллект – это способность человека к осмыслению происходящего,
оценки способностей и принятия эффективного решения жизненных задач.
Дидактические игры (развивающие, познавательные) направлены на развитие у детей
внимания, памяти, мышления, творческого подхода, способности к анализу и
синтезу. Такие занятия учат детей наблюдательности, обоснованности решений,
учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу
до конца.
Основными задачами интеллектуального воспитания дошкольников являются:
1. формирование правильных
представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной
жизни;
2. развитие когнитивных
психических процессов — ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления,
речи;
3. развитие любопытства и
умственных способностей;
4. развитие интеллектуальных
способностей и навыков;
5. формирование простейших способов
психической деятельности.
Важнейшие задачи умственного
воспитания дошкольников находятся:
1. прикоснуться к тренировке
(развитию);
2. развитие умственной
деятельности (овладение умственными операциями, когнитивными процессами и способностями);
3. появление речи.
4. воспитание любопытства,
познавательных интересов.
5. формирование системы базовых
знаний об объектах и явлениях окружающей жизни как условие психического
роста.
Однако можно отметить общую для
всех детей стадию развития определенных знаний и навыков.
Важность дидактической игры в развитии интеллекта детей сложно
переоценить. Сущность дидактической игры заключается в решении познавательных
задач, установленных в занимательной форме. Само решение познавательной задачи
взаимосвязано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что
приобщает детей к умственному труду. Одновременно развивается логическое
мышление.
Дидактические игры – увлекательное занятие, в ходе которого ребенок
усваивает полученную им информацию, закрепляет знания, учится познавать все
вокруг себя. Во время игры, ребенок с удовольствием выполняет задания, развивая
усидчивость, навыки переосмысления услышанного и увиденного.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
1.1 Особенности
развития детей среднего дошкольного возраста
развития детей среднего дошкольного возраста
Средним дошкольным возрастом у детей является 4-5 лет. В этом возрасте
дети переходят в среднюю группу детского сада. Мышление, поведение и
деятельность приобретают ряд новых черт, которые отличают их от малышей.
Увеличились физические возможности детей, им требуется продолжительная
двигательная активность. В случае неудовлетворения данной потребности,
ограничения активной двигательной деятельности они быстро устают, становятся
капризными, непослушными.
Дети анализируемого возраста обладают довольно высокой возбудимостью,
слабостью тормозных процессов, следовательно, нуждаются в частой смене
деятельности. Это способствует восстановлению сил и успокаиванию ребенка.
На 5-ом году жизни дети проявляют стремление к коммуникации со
сверстниками. В этом возрасте дети могут более активно взаимодействовать:
играть в сюжетно-ролевые игры, подолгу обсуждать разные ситуации и действия [21].
Особое внимание требуется уделять детям, которые не способны найти
себе друзей в группе по причине застенчивости, робости, агрессивности, другими
словами не реализуют свою возрастную потребность в общении. В дальнейшем
взрослении это может негативно отразиться на формировании личности ребенка.
В каждом подобном случае следует проанализировать причины и найти
способы восстановления общения ребенка со сверстниками.
Общение со взрослыми у средних дошкольников тоже меняется. Дети
данного возраста активно стремятся к продолжительным, познавательным беседам. В
этот период ни в коем случае нельзя отмахиваться от вопросов ребенка,
игнорировать их или бегло, раздражительно отвергать. Для ребенка очень важна
доверительная, доброжелательная беседа со взрослым, когда мнение ребенка
принимается с интересом и «на равных». Это способствует с одной стороны,
поддержке и направленности детской познавательной активности в необходимое
русло, с другой – закрепляет доверие ребенка к взрослому. Это содействует
возникновению чувства уважения к взрослым.
Психологи подчеркивают, что дети, которые не имеют возможности
высказать свои мысли и получить от взрослого эмоциональный отклик и поддержку,
начинают выражать черты упрямства, замкнутости, негативизма, непослушания по
отношению к взрослым. Другими словами, отсутствие качественного общения с
взрослыми способствует возникновению негативных проявлений в детском поведении
[10].