Курсовая теория на тему Интеллектуальная игра как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1 Теоретические основы формирования
представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста
посредством организации интеллектуальной игры 5
1.1
Формирование представлений о здоровом образе жизни детей младшего школьного
возраста: сущность и содержание. 5
1.2 Пути формирования представлений о здоровом
образе жизни у детей младшего школьного возраста. 14
1.3
Особенности организации интеллектуальной игры, способствующей формированию
представлений о здоровом образе жизни у детей
младшего школьного возраста. 22
Заключение. 28
Список использованной литературы.. 30
Введение:
Большинство проблем в современном российском обществе затрагивают
вопросы состояния здоровья детей. Как известно, в мире с каждым годом
происходит увеличение детей, имеющих различные заболевания или отклонения в
развитии. Необходимо отметить, что данная тенденция охватывает и Российскую
Федерацию. Многие ученые отмечают высокие показатели заболеваемости детей, как
в раннем, так и в школьном возрастном
периоде. По данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны
здоровья детей и подростков 63% детей в результате физиологической незрелости
организма более чем в 50% случаев имеют хронические болезни (аллергические и
астматические заболевания, нервные расстройства) и почти 70% случаев
функциональные отклонения, связанные с сердечно-сосудистой, пищеварительной и
опорно-двигательной системами.
Оставаясь одной из важнейших проблем, психическое и физическое
здоровье будущего поколения беспокоит государство, что отражено в
нормативно-правовых документах. К примеру, в нашей стране данный вопрос
затронут Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Кроме этого проводимая
государственная политика в молодёжной и социальной сферах направлена на
привитие здорового образа жизни и улучшение
здоровья.
Последние
десятилетия были опубликованы множество теоретических и практических работ
педагогов, специализирующихся по проблемам здоровья школьников или
валеологическим особенностям учебно-методического процесса в образовательном
учреждении. Сотрудничество валеологии и педагогики прослеживается в научных
работах, направленные на формирование здорового образа жизни (Ю.Ф. Змановский,
В.В. Колбанов, В.И. Сыренский, Л.Г. Татарникова), представлений у школьников о
себе как о представителях человеческого рода (С.А. Козлова), необходимых
знаний, умений и навыков для организации здорового образа жизни (В.Г.
Алямовская, Л.Н. Лагуткина, Т.Л. Розанова, Л.Г. Татарникова). В настоящее время
опыт работы учёных в данном направлении очень актуален в учебно-воспитательном
процессе образовательных организаций.
Актуальность исследования заключается в том, чтобы воспитать у
школьников личное желание быть здоровым, а для этого необходимо сформировать у
него представления о здоровом образе жизни – осветить все сферы или элементы
здорового образа жизни. Формирование четких представлений о каждом элементе
здорового образа жизни позволит учащимся грамотно осуществлять самостоятельную
здоровьесберегающую деятельность.
Цель исследования – теоретический анализ процесса формирования
представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста
посредством организации интеллектуальной игры.
Объект исследования – формирование представлений о здоровом образе
жизни у младших школьников.
Предмет исследования – особенности организации интеллектуальной
игры, направленной на формирование представлений о здоровом образе жизни у
детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить сущность формирования представлений о здоровом образе
жизни у детей младшего школьного возраста.
2. Раскрыть пути
формирования представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного
возраста.
3. Выявить особенности организации интеллектуальной игры,
способствующей формированию представлений о здоровом образе жизни у детей
младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ,
синтез и обобщение психолого-педагогической, научно-методической литературы по
проблеме исследования).
Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа
состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Формирование
представлений о здоровом образе жизни у младших школьников на сегодняшний день
представляет собой актуальную проблему в педагогической науке. Многие
педагоги-практики изучают данный вопрос и отражают проблемные стороны данного
вопроса в своих научных работах.
В
ходе изучения и анализа научной психолого-педагогической литературы были
проанализированы разные трактовки понятия
«здоровый образ жизни», определяемое как активную деятельность человека, которая нацелена на сохранение и улучшение
собственного здоровья.
Именно
от успешности формирования представлений о здоровом образе жизни у младших
школьников зависит последующее осознанное,
регулярное выполнение учениками здоровьесберегающих правил и норм, их способность
предугадать влияние последствий собственной деятельности на личное здоровье и
здоровье близких людей.
В
педагогической работе среди главных компонентов формирования представлений у
учащихся начальных классов, необходимо
выделить следующие:
—
обеспечение гармоничного развития личности ученика;
—
обеспечение мотивированного отношения к здоровому стилю жизни;
—
формирование всесторонне развитого человека.
Младший школьный возраст наиболее благоприятный для
формирования представлений о здоровом образе жизни. Дети должны знать, что
только здоровый человек может жить полнокровной жизнью и приносить максимальную
пользу людям. У младших школьников воспитывается ответственное отношение к
своему здоровью, формируется умение понимать и принимать ценные для здоровья
решения, происходит установка на определение будущих жизненных
позиций, поэтому нужно акцентировать
внимание на развитие валеологических представлений.
Здоровый
образ жизни включает такие компоненты как теоретические знания,
медико-профилактические мероприятия, правильный распорядок труда и отдыха,
двигательная активность, рациональное питание и отсутствие плохих привычек.
В начальной школе необходима грамотная
высокоэффективная организация внеурочной деятельности по формированию культуры
здоровья у младших школьников. Степень эффективности формирования
представлений о здоровом образе жизни у младших школьников в урочной и во
внеурочной деятельности во многом зависит от применения активных методов
обучения, представляющие такие методы, которые позволяют формировать
познавательный интерес, развивают креативное мышление и нестандартно подходить
к решению различных проблемных ситуаций.
Важную роль в формировании представлений о здоровом
образе жизни у детей младшего школьного возраста играет интеллектуальная игра,
поскольку ей присуще большое количество преимуществ. К достоинствам можно
отнести: интерес к новым знаниям, возможности тренировать память и развивать
мышление, умение работать в команде и быстро находить верное решение, широкий
кругозор и развитые коммуникативные способности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические
основы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей младшего
школьного возраста посредством организации интеллектуальной игры
1.1 Формирование представлений о
здоровом образе жизни детей младшего школьного возраста: сущность и содержание
В разные эпохи для
большинства людей самым значимой ценностью было здоровье. В настоящее время
очевидно снижение уровня здорового образа жизни среди молодого поколения,
заметны изменения ценностей молодежи (многих привлекают власть, деньги,
положение в обществе). В связи с этим у подрастающего поколения меняются
жизненные ценности – в мегаполисах можно наблюдать, как юные девушки
употребляют алкоголь, курят, не обращая внимание на себя и своё здоровье. У
молодёжи искажаются представления не только о нравственности и духовности, но и
о таких важных понятиях, как здоровье, здоровый образ жизни. Поэтому так важно
уделять большое внимание формированию валеологической представлений, начиная с
самых ранних лет.
Как отмечают Л.Б.
Дыхан, В.С. Кукушкин, здоровый образ жизни сходно с понятием «здоровье» и
достаточно распространено в системе валеологического знания [8]. Как известно,
характеризуя здоровый образ жизни большинство специалистов в данной сфере
рассматривают концепцию «образа жизни», соотнося её через различны показатели,
в частности, жизненный уровень, условия, качество жизни, образ жизни в целом.
Эти показатели являются объектом изучения социальной медицины, именно поэтому
все категории рассматриваются с позиции общественного здоровья и выделение
типичного.
Каждый из нас
имеет определенное представление о здоровом образе жизни, однако это понимание
простое, обычное. Рассматривая с точки зрения науки, многие ученые до сих пор
не могут прийти к единому мнению и выработать общий подход к определению здорового образа жизни.
По предположению
Ю.П. Лисицына здоровый образ жизни представляет активную деятельность человека,
которая нацелена на сохранение и улучшение собственного здоровья [16].
В своих работах Б.Н. Чумаков определяет здоровый образ
жизни как типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности людей,
которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма. В данном
определении ученый указывает на то, что человеку, желающему быть здоровым,
необходимо каждый день заниматься деятельностью, направленной на сохранение и
укрепление собственного организма [20].
Примерно такого же мнения придерживается В.М.
Петровский и считает, что под здоровым образом жизни должен пониматься такой
тип жизнедеятельности человека, который способствует сохранению, укреплению
здоровья или комплекс мероприятий, направленный на укрепление здоровья [21].