Курсовая теория на тему Интеллект и мотивация как условие успешности обучения младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Интеллект как условия успешности обучения младших школьников. 5
1.1
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 5
1.2
Проблема интеллектуального развития в психологической литературе 9
1.3
Возрастные особенности интеллектуального развития младших школьников и их
влияние на успешность обучения. 12
2.
Мотивация как условия успешности обучения младших школьников 16
2.1
Понятие мотивации в психологии. 16
2.2
Содержание и структура мотивации личности в учебной деятельности младших
школьников. 18
Заключение. 20
Список
использованной литературы.. 22
Введение:
Актуальность исследования.
В современных условиях стремительного развития науки, быстрого обновления
информации невозможно обеспечить человека знаниями на всю жизнь, важно
развивать в нем интерес к накоплению знаний, к непрерывному самообразованию.
Интеллектуальное развитие и мотивация к достижениям является важным условием гармоничного
функционирования человека в обществе.
Дети в младшем школьном возрасте отличаются стремительным
развитием всех психологических процессов, в том числе интеллекта. Дети с более
высоким уровнем интеллекта учатся, как правило, лучше. Но человеческий
интеллект включает в себя несколько компонентов, каждый из которых развит
неодинаково у каждого конкретного человека, в том и числе и младшего школьника.
В этом случае мы можем говорить о развитии способностей ребенка. Умение
диагностировать интеллект ребенка позволяет подобрать индивидуальный подход и
улучшить качество обучения детей.
Однако одного интеллекта для успешного обучения младшим
школьникам недостаточно, необходима еще и мотивация. Формировать устойчивую
учебную мотивацию необходимо постоянно и регулярно, что станет залогом
успешного обучения. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Объект исследования
– процесс формирования интеллекта и мотивации у младших школьников.
Предмет –
интеллект и мотивация как условие успешности обучения младших школьников.
Цель исследования
– изучить и проанализировать интеллект и мотивация как условие успешности
обучения младших школьников.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику младших
школьников;
2) проанализировать проблему интеллектуального развития в
психологической литературе;
3) выявить возрастные особенности интеллектуального развития
младших школьников и их влияние на успешность обучения;
4) определить понятие мотивации в психологии;
5) проанализировать содержание и структура мотивации
личности в учебной деятельности младших школьников.
Методы исследования:
анализ и синтез научной литературы по проблеме исследования.
Научная значимость
работы: впервые систематизированы и углублены знания об интеллектуальном
развитии младших школьников их учебной мотивации и влияния их на успешность
обучения.
Структура работы. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена исследованию интеллекта как условию успешности обучения
младших школьников. Во второй главе представлен анализ мотивации как условия
успешности обучения младших школьников.
Заключение:
В младшем школьном возрасте учебная деятельность на ребенка
выходит на первый план, она занимает ведущее место в его жизни. Мышление
становится доминирующей функцией в данном возрасте. Это способствует развитию
мыслительных процессов и интеллекта, а также некоторых других психических
функций организма.
Интеллект – это совокупность всех познавательных психических
процессов и способностей человека. Так как интеллектуальное развитие – это
многомерное понятие, включающее в себя много составляющих, то понятно, что
умственное развитие учащихся начальных классов имеет существенные
индивидуальные различия, которые проявляются в определенном уровне
совершенствования общих и специальных способностей. У одних детей лучше развиты
мыслительные, у других – мнемические или перцептивные компоненты интеллекта.
Интервальные и непрерывное проведение исследований
интеллектуальных способностей детей и поиск закономерностей развития дают
обратную связь процесса обучения и могут служить бесценным материалом для
создания таких средств, которые в наибольшей степени способствуют развитию
познавательных способностей и особенностей ребенка в целом. Поэтому очень
важным возникает вопрос диагностики этих индивидуальных различий – только умея
исследовать интеллектуальные способности, мы сможем обеспечить индивидуальный
подход в процессе организации обучения и сформировать сам процесс обучения
должным образом. Другими словами, индивидуальный подход к каждому ребенку,
учитывая особенности его интеллектуального развития, поможет достичь более высоких
результатов в обучении и сделать его успешным.
Однако не только интеллект влияет на успешность обучения
младших школьников, но и мотивация. Мотивацию необходимо рассматривать как
динамический аспект поведения, под влиянием которого индивид вступает в
отношение с миром. Более конкретно мотивацию можно объяснить, как активный
процесс направления поведения человека к предпочитаемой ситуации или объекту.
При этом мотивы оказывают значительное влияние на поведение человека как
личности и на его социальную роль. В сознании человека мотивы становятся целью,
на которую, в конечном счете, направляется его поведение и действия.
Мотивация к обучению у младших школьников расширяет их
познавательную способность, становится основной движущей силой для стремления к
получению новых знаний.
Однако учебную мотивацию младших школьников необходимо
постоянно стимулировать, что связано с особенностями их психологического
развития. Для повышения мотивации языка учителя начальных классов чаще всего
используют страноведческие и культурологические материалы, игры, музыку и
пение, викторины, конкурсы, самостоятельную работу учеников на уроке,
проблемные методы обучения, мультимедийную презентацию, интернет, проектную
методику, наглядные пособия, внеклассные мероприятия, регулярный контроль
знаний и доброжелательное отношение к детям.
Фрагмент текста работы:
1. Интеллект как условия успешности
обучения младших школьников 1.1
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников Ребенок,
начиная с 7-летнего возраста, вступает в младший школьный возраст. В научной
литературе этот период называют вершиной детства. Такое мнение бытует не зря.
Принимая на себя совершенно новую роль, роль школьника, ребенок в тоже время
сохраняет в себе черты дошкольника. К ним относятся и легкомыслие, и наивность,
и безоговорочная вера взрослому. Однако при этом утрачивается столь милая
черта, как непосредственность. Другим словами, у ребенка в данный возрастной
период меняется логика мышления. Кроме игры, у него появляется новый вид
деятельности – обучение. Но это не только процесс получения новых знаний (новые
знания ребенок постоянно получал и до этого), это новый социальный статус,
статус школьника. Ребенок это четко осознает, гордится этим, что, естественно,
влияет на его интересы, ценности и весь уклад жизни.
Конечно,
такие перемены в жизни заставляют ребенка пройти через кризис. В психологии он
называется кризисом 7-ми лет. Но стоит отметить, что он может смещаться, как к
6 годам, так и к 8, и совершенно не зависит от того, в каком возрасте ребенок
пошел в школу – в 6 или в 7 лет. Данный кризис не очень жестко связан именно с изменением
уклада жизни. Но тем не менее она влияет на него. Здесь важно, как ребенок
переносит изменение жизненных ситуаций, как к этому относятся родители и другие
окружающие его взрослые. Теперь ребенок полностью переоценивает свое место в
обществе, у него появляется новая система отношений, которую необходимо
научиться строить. Возрастной период, в котором оказывается вчерашний малыш,
совершенно новый для него [2, с. 75].
Ранее
ребенок уже переживал кризис. Это кризис трех лет. Но он был связан с осознанием
себя, как отдельной личностью, ребенок отделил себя от матери, понял, что может
самостоятельно влиять на окружающие его вещи, предметы, явления. Но этот кризис
более глубокий, поскольку связан уже осознанием своей новой социальной роли –
роли школьника. Новая социальная роль накладывает на ребенка и новые
обязательства. То есть ребенку нужно сформировать свою новую позицию, сделать
это необходимо в кратчайшие сроки, то есть перестроиться нужно моментально, что
сильно меняет его сознание. Этим обусловлен данный кризис [8, с. 39].
В
данный возрастной период ребенок полностью переоценивает свои уже
сформировавшиеся к этому времени установки и ценности. Иными словами, то, что
было важным, уже отходит на второй план, а то, что казалось второстепенным
занимает первое место в системе жизненных ценностей. Старые интересы
утрачиваются, на их место приходят совершенно новые. По большей части это
связано с началом учебного процесса. Теперь ребенок стремиться получать хорошие
оценки и это становится важным, а вот игра постепенно уходит на второй план [9,
с. 48].
Но,
как мы уже отмечали выше, изменения, происходящие в данном возрастном периоде,
связаны не только с началом обучения в школе. То есть в этом возрасте не просто
сменяется система ценностей и уровень мотивации. Глубина данного возрастного
кризиса выражается в том, насколько глубоко ребенок переживает изменения,
произошедшие в его социальном статусе. В старшем дошкольном возрасте данные
переживания берут лишь свои истоки, с началом обучения в школе они становятся
устойчивыми [11, с. 187].
В
младшем школьном возрасте ребенок начинает четко разделять внешний и свой
внутренний мир, что, в свою очередь, приводит к изменению его поведенческой
структуры. То есть каждый поступок теперь имеет свою определенную смысловую
нагрузку. Ребенок осознает, что именно и для чего он делает, понимает связь
между следствием и причиной, знает, что каждое совершенное им действие будет
иметь свои последствия. Другими словами, оценить качество своего поступка
теперь ребенок уже может именно на интеллектуальном уровне. Однако
эмоциональное отношение к своим поступкам также выходит на первый план. Ребенок
оценивает насколько его поступки влияют и каким именно образом на его отношения
со сверстниками, родителями, учителями и прочими окружающими его людьми. То
есть импульсивность и непосредственность, о которой мы уже говорили выше, уже
уходят на второй план [10, с. 94].