Курсовая теория на тему Институт регистрации в административном праве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА РЕГИСТРАЦИИ 5
§ 1.1. Институт регистрации: правовая сущность и назначение 5
§ 1.2. Процессуально-правовые признаки института регистрации и классификация правоотношений института регистрации 15
ГЛАВА 2 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РЕГИСТРАЦИОННЫХ ПРОИЗВОДСТВ В РОССИИ 20
§ 2.1. Особенности регистрации беспилотных летательных аппаратов (квадрокоптеров) 20
§ 2.2 Характеристика регистрации идентификационных признаков человека на территории России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Из анализа сформировавшегося отечественного законодательства, регулирующего функцию государственной регистрации актов, документов, прав, объектов, следует отметить, что эта функция возложена на широкий круг органов исполнительной власти, а в ряде случаев делегирована другим субъектам административного права.
Оценивая положительно достигнутый уровень административно-процессуального регулирования деятельности различных органов исполнительной власти в стране, наделенных полномочиями по государственной регистрации актов, прав, объектов, следует отметить, что в целях обеспечения оптимизации, высокого уровня взаимодействия и законности деятельности регистрирующих органов существует необходимость разработки научно обоснованных путей и средств систематизации, устранения фрагментации содержания, а также обеспечение единообразного разнообразия структуры многочисленных законодательных и подзаконных административных процедур по государственной регистрации актов, документов, прав, объектов.
Эти обстоятельства в совокупности определяют актуальность выбранной темы исследования. Отдельные административно-правовые аспекты государственной регистрационной деятельности органов исполнительной власти изучены в В.В. Михольской, Ю.Л. Тихомировым и ряд других авторов.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной регистрации. Предметом исследования является совокупность административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной регистрации.
Целью работы является определение сущности, структуры и специфики содержания регистрационного учреждения.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
1. изучить институт регистрации: правовая сущность и назначение; 2. определить процессуально-правовые признаки института регистрации и классификацировать правоотношения института регистрации;
3. выяснить особенности регистрации беспилотных летательных аппаратов (квадрокоптеров);
4 проанализировать характеристику регистрации идентификационных признаков человека на территории России.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания, использование которого обеспечивает восприятие правовых явлений в их развитии и взаимодействии.
При проведении исследования использовались общенаучные методы (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия) и частнонаучные методы исследования в области правовых исследований, включая системное, грамматическое и логическое толкование.
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые объединяют четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Текст работы:
Понятие регистрации не является уникальным. В связи с этим можно выделить следующие его особенности:
Во-первых, это система государственных отношений в сфере исполнительной деятельности, которая направлена на регулирование общественных отношений в тех сферах, где требуется строгое соблюдение требований и определенное правовое поведение. Любые отклонения от требований государственной регистрации могут привести не только к индивидуальным негативным последствиям, но и повлечь за собой пагубные макроадминистративные последствия.
Во-вторых, государственная регистрация является формой контроля за фактическим выполнением обязательных условий, связанных с государственной регистрацией, деятельностью субъектов регистрационных правоотношений.
В-третьих, государственная регистрация связана с получением субъектом определенных прав или правового статуса, без которых невозможно совершение юридически значимых действий в будущем.
В-четвертых, правила, регулирующие процедуру регистрации, представляют собой самостоятельный правовой институт.
В-пятых, указанные признаки регистрации находятся в диалектическом единстве с их правовой формой-свидетельством о государственной регистрации, которое с юридической стороны является документом государственного органа, подтверждающим соответствующие права граждан и юридических лиц.
С нашей точки зрения, правоотношения регистрирующего учреждения можно классифицировать следующим образом:
1) правоотношения государственной регистрации юридических фактов;
2) правоотношения государственной регистрации подзаконных нормативных правовых актов;
3) правоотношения государственной регистрации имущественных прав и иных имущественных прав на отдельные виды имущества и сделок с ним;
4) правоотношения государственной регистрации потенциально опасных объектов. Что касается внедрения института регистрации в деятельность органов внутренних дел, то следует отметить следующее.
Таким образом, регистрация-это форма юридической деятельности, выражающаяся в официальном признании государством определенных субъектов прав или правового статуса, в случаях, когда необходимо регулировать конкретные общественные отношения со стороны государства, а также осуществлять контроль за фактически совершенными действиями.
Заключение:
ВВЕДЕНИЕ
Из анализа сформировавшегося отечественного законодательства, регулирующего функцию государственной регистрации актов, документов, прав, объектов, следует отметить, что эта функция возложена на широкий круг органов исполнительной власти, а в ряде случаев делегирована другим субъектам административного права.
Оценивая положительно достигнутый уровень административно-процессуального регулирования деятельности различных органов исполнительной власти в стране, наделенных полномочиями по государственной регистрации актов, прав, объектов, следует отметить, что в целях обеспечения оптимизации, высокого уровня взаимодействия и законности деятельности регистрирующих органов существует необходимость разработки научно обоснованных путей и средств систематизации, устранения фрагментации содержания, а также обеспечение единообразного разнообразия структуры многочисленных законодательных и подзаконных административных процедур по государственной регистрации актов, документов, прав, объектов.
Эти обстоятельства в совокупности определяют актуальность выбранной темы исследования. Отдельные административно-правовые аспекты государственной регистрационной деятельности органов исполнительной власти изучены в В.В. Михольской, Ю.Л. Тихомировым и ряд других авторов.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной регистрации. Предметом исследования является совокупность административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной регистрации.
Целью работы является определение сущности, структуры и специфики содержания регистрационного учреждения.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
1. изучить институт регистрации: правовая сущность и назначение; 2. определить процессуально-правовые признаки института регистрации и классификацировать правоотношения института регистрации;
3. выяснить особенности регистрации беспилотных летательных аппаратов (квадрокоптеров);
4 проанализировать характеристику регистрации идентификационных признаков человека на территории России.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания, использование которого обеспечивает восприятие правовых явлений в их развитии и взаимодействии.
При проведении исследования использовались общенаучные методы (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия) и частнонаучные методы исследования в области правовых исследований, включая системное, грамматическое и логическое толкование.
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые объединяют четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Список литературы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА РЕГИСТРАЦИИ
§ 1.1. Институт регистрации: правовая сущность и назначение
Регистрационные правоотношения являются разновидностью административных правоотношений и имеют все общие черты, характерные для них. Одновременно им присущи определенные особенности: обязанности и права участников этих отношений непосредственно связаны с деятельностью регистрирующих органов; их инициатором выступает заинтересованная сторона; они опосредованы административно-правовыми нормами и носят обязательный характер, совершаются главным образом на платной основе.
Анализ нормативно-правовой базы, составляющей институт регистрации, помогает сделать вывод о том, что одна и та же административная процедура в разных правовых актах именуется как «регистрация». Тем не менее, отождествление этих понятий не допускается .
Регистрационный учет характеризуется юридической значимостью регистрационных данных, осуществляемых согласно с правилами ведения реестров (реестров, кадастров), установленными нормативными актами. Регистрация — вместе с обеспечением юридической значимости полномочий, носит юридический характер и сопровождается выдачей заявителю юридического документа (свидетельства) об официальном подтверждении и признании государством законности существования материальных объектов и юридических фактов.
Главные признаки регистрации:
а) совершается уполномоченными органами исполнительной власти (регистрирующими органами);
б) служит условием реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
в) носит декларативный (уведомительный) характер;
г) совершается главным образом на платной основе;
д) подтверждением регистрации является свидетельство либо иной документ строгой отчетности .
Объекты, подлежащие регистрации, определяются на базе следующих критериев.
1. Источники повышенной опасности — вещества, предметы, продукция, представляющие угрозу при ненадлежащем применении (боеприпасы, оружие, взрывчатые и высокоактивные вещества, разные транспортные средства, химически опасные производства, новые лекарственные средства и др.).
2. Их наличие либо функционирование требует контроля за соблюдением интересов и прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, иностранных граждан и др..
3. Необходимость государственного подтверждения участниками общественных отношений собственных субъективных прав (права на недвижимое имущество, авторские права и др.);
4. Находясь под регулярным налоговым и финансовым контролем государства (кредитных организаций, финансово-промышленных групп и др.).
Для объектов, не удовлетворяющих вышеуказанным критериям, вполне возможно применение иных методов государственного регулирования (сертификация, стандартизация и др.) .
Регистрация является более полным понятием по отношению к категории «государственная регистрация», что также представляет интерес. Однако, закон не содержит общего определения государственной регистрации. В нормативных правовых актах можно встретить только понятия государственной регистрации отдельных объектов, при этом регистрация определяется либо как правовой акт, либо как акты уполномоченного органа, либо как специфическая деятельность .
Административный аппарат является самой динамичной частью государственного аппарата, так как он обязан гибко реагировать на происходящие преобразования в экономике, в политической и социальной сферах.
Государственные органы в нашей стране прошли через большое количество реструктуризаций. В предыдущие десятилетия государственную регистрацию участников общественных отношений нельзя было назвать заметным явлением. Централизованное управление и доминирование государственной собственности почти нивелировали его особенности.
На сегодняшний день, в условиях рыночной экономики, существует большое количество совершенно самостоятельно существующих субъектов. Государство сокращает объем прямого управления ими, увеличивая и сохраняя объем регулирования их деятельности. Учетно-легализующие и контрольные функции подразумевается выполнять государственному регистрационному учреждению .
Легализация и регистрация деятельности, приписываемой Ю.А. Тихомировым к под отраслям административного права, что указывает на его специальный статус в системе государственного управления. Данная деятельность представлена правовыми институтами: «государственная регистрация», «лицензирование», «стандартизация».
Для определенных авторов регистрация значит акт официального признания прав либо законности определенных действий физических либо юридических лиц.
Таким образом, особенность государственной регистрации заключается в том, что она является государственно-властной деятельностью и осуществляется от имени государства. Под термином «государственная регистрация» также можно понимать совокупность действий органов юстиции, связанных с признанием права. Конечно, речь идет о действиях, которые осуществляются в строгом соответствии с законом.
Исходя из вышеизложенного, представляется, что государственная регистрация может рассматриваться одновременно как государственный исполнительный акт, направленный на признание и подтверждение возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, как соответствующая деятельность органов юстиции и как правовой институт.
Основополагающим понятием является также регистрационная деятельность. В ряде работ по административному праву регистрационная деятельность, как и административный процесс в целом, рассматривается как правоприменительная деятельность.
Согласно теоретическим исследованиям, применение права представляет собой:
— властно-организующую деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих реализацию правовых норм в конкретных жизненных ситуациях;
— властно-правовую деятельность государственных органов, а также их должностных лиц, наделенных особыми полномочиями по организации или обеспечению общественного порядка, стабильности в жизни;
— властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по правовому вопросу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм: одна из форм государственной деятельности, направленной на реализацию правовых требований в жизни.
Как видно из приведенных определений, теоретики единообразно трактуют это явление. Нет сомнений в том, что регистрационная деятельность:
1) осуществляется должностными лицами органов с функциями государственной власти;
2) персонифицируется;
3) направлена на установление определенных правовых последствий;
4) осуществляется в законодательно установленных процессуальных формах и заканчивается принятием индивидуального решения .
Таким образом, регистрационная деятельность является правоохранительной.
В юридической науке существует несколько подходов к сущности государственной регистрации.
Институт регистрации как специальный вид юридической деятельности. Правовая деятельность регулируется отдельными правовыми требованиями, особыми процессуальными институтами либо самостоятельными процессуальными отраслями права, деятельностью уполномоченных государством субъектов — государственных органов и должностных лиц, нацеленной на соблюдение конституционных свобод, защиту чести и достоинства личности, защиту гражданских прав юридических и физических лиц.
Регистрационный режим, который представляет собой совокупность организационных и правовых мер, устанавливает и закрепляет на законодательном уровне порядок регистрации определенных объектов (субъектов), совершаемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, которые указаны в законодательстве. Природа данного режима заключается в признание государством правоспособности юридических лиц и установление законности их права на совершение действий, которые основаны на совершении функций государственного контроля, надзора, классификации, учета, хранения и выдачи соответствующей информации.
Цели регистрации делятся на общие (общие для всех объектов) и специальные — для каждого конкретного объекта регистрации.
Обобщая мнения различных ученых, высказанные на эту тему, можно представить основные цели государственной регистрации в следующем виде: охрана права (собственности, авторских прав, свободы передвижения и др.); легитимизация (легализация) субъекта права (регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей); обеспечение безопасности в обществе (регистрация оружия, ядовитых веществ, транспортных средств и др.); защита государственных и личных интересов (регистрация актов гражданского состояния); обеспечение государственного контроля (производство этилового спирта, импорт новых лекарственных средств и др.).
Цели регистрации применительно к каждому конкретному объекту обычно указываются в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующий вид регистрации (однако это делается не всегда).
Так, государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях защиты имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства.
Основные задачи государственной регистрации:
— выявление свойств, представляющих опасность для жизни и здоровья человека, при изготовлении и использовании (использовании);
— оценка соответствия продукции, а также условий ее производства и оборота требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил, норм и гигиенических нормативов;
— оценка эффективности мероприятий по предотвращению вредного воздействия продукции на здоровье человека при ее изготовлении и применении (использовании).
— борьба с незаконным использованием кино-и видеоматериалов, регулирование их публичного показа на территории Российской Федерации.
Государственная дактилоскопическая регистрация осуществляется в целях идентификации личности человека; регистрация транспортных средств — для обеспечения полноты их учета; регистрация граждан — в целях обеспечения необходимых условий для осуществления их прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре осуществляется с целью обеспечения их безопасного функционирования.
П.И. Кононов выделяет пять стадий регистрации, а именно:
1. возбуждение регистрационного производства;
2. рассмотрение регистрационного дела;
3. принятие решение;
4. обжалование решения по результатам регистрационного производства;
5. приостановление государственной регистрации .
Все виды государственной регистрации можно разделить на следующие категории: регистрация прав, регистрация ограничений (обременений) прав, регистрация сделок.
Нормативные акты, регулирующие общественные отношения в сфере государственной регистрации, не выделяют конкретно принципы ее осуществления. В то же время системный анализ таких правовых источников показывает, что основой для регулирования и реализации рассматриваемых правоотношений являются: законность, достоверность записей в Едином государственном реестре прав, приоритет ранее зарегистрированных прав, единство зарегистрированных фактов, гласность, платежеспособность, общеизвестность (открытость).
Принцип законности проявляется в:
а) наличие нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие общественные отношения;
б) возможное ограничение прав граждан и законных интересов юридических лиц в процессе регистрационной деятельности только на основании Федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и государственной безопасности; обязательное соблюдение закона всеми участниками регистрационного процесса;; взаимная правомерность поведения граждан и юридических лиц по установлению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, а также органов государственной регистрации.
Согласно принципу достоверности записей в Едином государственном реестре прав, зарегистрированный закон может быть оспорен только в судебном порядке.
Принцип приоритета ранее зарегистрированных прав выражается в том, что при государственной регистрации проверяется отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами. Наличие таких противоречий является основанием для отказа в государственной регистрации вновь заявленного права, поскольку записи в реестре признаются достоверными.
Принцип единства заключается в единстве системы регистрации, порядка осуществления регистрационных действий и реестра прав независимо от объекта и региона.
Для обеспечения единства государственной регистрационной системы во всех субъектах Российской Федерации ведутся единые реестры прав или иные учетные документы на русском языке. Государственная регистрация конкретного вида правоотношения осуществляется уполномоченным им единым государственным органом или его филиалами, созданными в пределах регистрационных округов.
Принцип гласности служит достижению экономической и социальной цели государственной регистрации-обеспечению ее законности и открытости. Он основан на доступности информации, содержащейся в Едином государственном реестре прав, для всех заинтересованных лиц. При этом паспортные данные физических лиц и идентификационные номера налогоплательщиков могут быть предоставлены для ознакомления только по запросу государственных органов в соответствии с их компетенцией в установленном порядке.
Принцип оплаты можно отнести к особым принципам. Регистрационный сбор является одним из источников создания системы регистрации и обеспечения государственной гарантии сохранности зарегистрированных прав. Процедура регистрации начинается только с документального подтверждения оплаты. Конкретные взимаемые сборы устанавливаются отдельно для каждого типа объекта регистрации.
Принцип общеизвестности (открытости) означает, что любое лицо считается, на основании публикации в официальном источнике, осведомленным о регистрационных данных, вносимых в соответствующий реестр, что делает невозможным для контрагента ссылаться на незнание информации, содержащейся в реестре. Этот принцип лучше известен зарубежному законодательству, в Российской Федерации он пока не получил должного развития, поскольку его реализация напрямую связана с решением проблемы открытости этих регистраций.