Курсовая теория на тему Институт Президентства в Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА
ПРЕЗИДЕНТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 6
1.1. История развития и эволюция института
Президентства в Российской Федерации. 6
1.2. Место
и роль Президента в системе органов государственной власти в Российской
Федерации. 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАТУСА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 16
2.1. Функции и полномочия Президента Российской Федерации. 16
2.2. Проблема
ответственности Президента Российской Федерации. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.. 31
Введение:
В правовом государстве
статус главы государства максимально точно определён конституцией и
принимаемыми на её основе законами. Это условие необходимо для того, чтобы
лицо, занимающее высший пост в государстве, имело отчётливые права и
обязанности и не могло, выйдя за их пределы, своими действиями представлять
угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивый характер
конституционного строя, гражданский мир и свобода народа во многом зависят от
сбалансированности и гармонии в отношениях главы государства и других органов
власти.
Институт
президентства в Российской Федерации имеет весьма молодую историю. Учреждение данного
института в 1991 году явилось ответственным шагом на пути к построению новой
государственности. Стоит заметить, что с принятием Конституции 1993[1]
года статус Президента РФ претерпел существенные изменения. Самым главным
является то, что по сравнению с предыдущими актами, где Президент РФ напрямую
назывался главой исполнительной власти, сегодня он таковым не является.
Действующая Конституция нашего государства, характеризуя положение Президента
РФ в системе органов государственной власти, называя его главой государства, не
относит его ни к одной ветви власти, поскольку Президент РФ является
центральным звеном в системе органов государственной власти и обеспечивает
согласованное функционирование всех её ветвей. Изменились в свою очередь и
отдельные аспекты, связанные с условиями замещения должности Президента РФ,
порядком его избрания, а также основаниями досрочного прекращения президентских
полномочий. Глава государства обладает достаточно широким кругом полномочий,
затрагивающих все сферы государственной жизни. Его полномочия определяются теми
функциями, которые закрепила за ним Конституция РФ 1993 года в статье 80. Для
эффективной реализации своих полномочий Президент РФ принимает правовые акты в
форме указов и распоряжений, а также обращается к Федеральному Собранию РФ с
ежегодными посланиями.
Актуальность темы
исследования обусловлена тем, что институт президентства сравнительно новый для
России и обладает определённым своеобразием. Вместе с тем, правовое
регулирование деятельности Президента РФ на сегодняшний день не обладает
достаточным уровнем упорядоченности, поскольку оно во многом несовершенно. В
связи с этим необходимо повышать эффективность данного института как важнейшего
элемента правовой и политической системы, улучшать нормативную правовую базу, а
также правоприменительную практику.
Степень научной
разработанности темы определяется широким кругом различных научных трудов
ведущих специалистов, наиболее активно занимающихся проблемами
конституционно-правового статуса Президента РФ. В частности, необходимо
упомянуть таких учёных как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Н.А. Боброва, Б.Н.
Габричидзе, Е.И. Козлова, В.А. Кочев, О.Е. Кутафин, В.В. Невинский, Л.А.
Окуньков, О.Г. Румянцев, Б.А. Страшун, А.М. Тарасов, Ю.А. Тихомиров, И.Д.
Хутинаев, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев и другие.
Объект исследования
курсовой работы — общественные отношения, возникающие при развитии института президентства
в Российской Федерации.
Предмет исследования
курсовой работы — правовое регулирование института президентства в Российской
Федерации, научные работы по соответствующей тематике.
Цель
курсовой работы заключается в анализе института Президентства в Российской Федерации.
Для
достижения данной цели необходимо решить следующие задачи курсовой работы:
— изучить историю
развития и эволюция института Президентства в Российской Федерации;
— раскрыть место и роль
Президента в системе органов государственной власти в Российской Федерации;
— рассмотреть функции и
полномочия Президента Российской Федерации;
— выявить проблему
ответственности Президента Российской Федерации.
Теоретическую основу
курсовой работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах ученых по
проблемам института
Президентства в Российской Федерации.
Методология и методы
курсовой работы. При исследовании института Президентства в Российской Федерации использовалась
совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия,
сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный,
сравнительный) методов познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых
актов использовались специально-юридические методы познания:
формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.
Нормативно-правовую базу
курсовой работы составили: Конституция Российской Федерации, а также другие
нормативно-правовые акты.
Работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении курсовой
работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая и
нормативная основа курсовой работы.
В первой главе курсовой
работы изучены теоретико-правовые основы института президентства в Российской
Федерации.
Во второй главе курсовой
работы проведен анализ особенностей статуса Президента Российской Федерации.
В заключении обобщены
результаты курсовой работы. [1]
Конституция Российской Федерации: принята всенарод. голосованием 12.12.1993 (с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования от 01.07.2020) //СПС «КонсультантПлюс».
Заключение:
Подводя итог проведенному
исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
1. Возникновение института президентства в РФ казалось
серьёзным шагом к реформированию прежней системы государственности в стране.
Данный институт развивался по своему уникальному пути, результатом чего стало
наличие своих собственных особенностей, присущих статусу главы российского
государства. Конституция РФ, принятая в 1993 году существенно изменила его
правовой статус.
В целом внешней
предпосылкой становления института президентства в России явилась мировая, главным
образом американская, практика аналогичного института, но существовали и
внутренние предпосылки, в том числе опыт того политического строительства,
который Россия накопила за свою историю. Специфические предпосылки становления
института Президента в России впоследствии дали основание говорить об
особенностях правового статуса Президента в нашей стране и даже о появлении в
России новой ветви власти — «президентской», обеспечивающей охрану
государственного суверенитета и согласованное функционирование всего механизма
государства.
2. Реальными властными
полномочиями по осуществлению деятельности исполнительной власти в субъектах
современной России и координации этой власти с Федеральным Правительством
обладает только лишь Президент. Из данного и еще ряда приведенных выше
положений следует вывод, что Президент — конституционно закрепленный глава
исполнительной власти.
Бесспорно, место Президента РФ в системе органов
государственной власти РФ является ключевым, поскольку, обладая весьма широким
кругом полномочий, он взаимодействует со всеми ветвями государственной власти,
не входя при этом ни в одну из них. Более того, важной функцией главы
государства является обеспечение согласованного функционирования и
взаимодействия органов государственной власти. Президент РФ реализует свои
полномочия путём издания таких актов, как указы и распоряжения, которые не
должны противоречить Конституции и федеральным законам и обязательны для
исполнения на всей территории государства. Вокруг актов главы государства
существует немало проблем, решить которые представляется возможным только с
помощью законодательного восполнения существующих пробелов.
3. Основная компетенция
Президента Российской Федерации образуется из совокупности функций и
полномочий, которыми наделяет его Конституция Российской Федерации как главу
государства. Основные направления деятельности главы государства вытекают из
его положения в общей системе всех органов государственной власти и является
функциями. Функции приобретают конкретику и отражаются в полномочиях Президента
Российской Федерации. Полномочия — это комплекс прав и обязанностей, которые
осуществляются в определенных сферах государства через функции.
4. Проблема санкций за
нарушение Президентом конституционно-правовых норм законодательно не разработана,
также как и механизм применения таких норм. Это опасно тем, что лицо,
занимающее пост Президента РФ, может допускать мысль о своей безнаказанности
при управлении государством. На наш взгляд, набор санкций, применяемый к
президенту, необходимо разнообразить. Сами санкции не должны быть такими
категоричными, им не хватает большей гибкости, что позволит избежать крайней
меры – отрешения. Изучив существующие доводы ученых, мы считаем, что необходимо
упростить технологию отрешения в Российской Федерации, разработать механизм его
реализации, а также закрепить это в соответствующем законодательном акте.
Анализируя изложенное
выше, мы можем к составляющим статуса Президента РФ отнести: роль и место главы
государства в механизме государственной власти России; прерогативы главы
государства и порядок их реализации; прядок привлечения к конституционной
ответственности Президента РФ; правовые гарантии деятельности Президента РФ.
В заключение можно
сделать вывод о том, что в настоящее время Конституции всех демократических
государств подробно регламентируют правовой статус главы государства,
требования к его кандидатуре и, прежде всего, конституционные основы
возникновения и прекращения исполнения его полномочий. Строгая правовая
регламентация порядка приобретения статуса главы государства имеет
первостепенную важность, являясь, в том числе и своеобразной гарантией общества
от произвола власти. Порядок прекращения полномочий главы государства в свою
очередь помимо осуществления вышеуказанной функции также необходим для
периодической смены власти, являющейся традиционной для демократических
государств.
Фрагмент текста работы:
История развития и эволюция института
Президентства в Российской Федерации Появление института
президентства в России начинается не с начала 90-х гг. ХХ века, как принято
считать, а значительно раньше. Еще в монархической России предлагались
конституционные проекты, в которых обсуждалась возможность введения поста
президента. Например, подобный проект был подготовлен видным государственным
деятелем и реформатором П.А. Столыпиным[1].
Во времена СССР, с одной
стороны, президентство как модель государственного управления квалифицировалась
как «буржуазная, а потому классово чуждая, непригодная для советской системы».
Но с другой стороны, — еще в Конституции СССР 1936 г. присутствовал термин
«коллегиального президента», которым обозначили Президиум Верховного Совета
СССР. Вопрос о введении института президента ставился в середине 60-х гг. Н.С.
Хрущевым, но идея поддержки не нашла. До принятия Конституции СССР 1977 г. статус президента
тоже обсуждался, но его закрепления в самой Конституции изначально не
оказалось.
Институт президентства в
России изначально имел много общего с американской моделью. В 80-е годы ХХ века
вопрос о введении поста президента стал обсуждаться очень активно. Но была
принята конструкция Председателя Верховного Совета СССР, а на нее выдвинута
кандидатура на тот момент Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева.
Основной смысл конституционных реформ состоял в том, чтобы подпереть «партийным
плечом» двуединый парламент — Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР,
дать ему «пусковой импульс» и прекратить на высшем уровне подмену партийными
органами советских, представительных органов государственной власти аппаратом
управления.
Согласно решениям XIX
Всесоюзной партийной конференции (1988 г.) Верховный орган власти — Съезд
народных депутатов СССР получил право избрания Президента, который должен был
руководить внешней политикой и обороной, назначать Премьер-министра и исполнять
другие функции. В дальнейшем идея с президентством была поддержана и развита на
Втором Съезде народных депутатов СССР (декабрь 1989 г.), на котором
необходимость введения президентского поста обуславливалась неэффективностью
работы основных государственных институтов. Президент должен был избираться
прямым голосованием и являться главой государства. Аналогичная структура власти
должна была создаваться и в союзных республиках[2]. [1] Кашин И.А. Генезис института президентства в
Российской Федерации // Юриспруденция в теории и на практике: актуальные
вопросы и современные аспекты. — Пенза, 2021. — С. 16-20. [2] Слугина М.В., Кормилицын Ю.В. Институт
президентства в России: история становления и современные проблемы // Правовые
аспекты нациестроительства в России: история и современность. — 2020. — С.
178-181.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты института президентства 6
1.1 Становление института президентства в современных политических системах 6
1.2 Место института президентства в системе разделения власти в государстве 8
1.3 Конституционные основы института президента в России……………………………………………………………………………….13Глава 2. Характерные особенности института президентства в Российской Федерации 18
2.1 Механизм президентской власти в государстве 18
2.2 Компетенции Президента России в отношении органов государственной власти 20
2.3 Развитие института президентства в России……………………………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………25
Список использованных источников……………………………………….27
Введение:
Для Российской Федерации институт Президента является новейшим и в силу этого вызывает необходимость специализированного теоретико-правового исследования. Проходящему в настоящее время периоду глобализации аккомпанируют серьезные трансформации и вызовы, которые непосредственно касаются геополитических и национальных интересов России, в том числе формируют конкретную угрозу ее национальной безопасности. Значительное место в стабильном политическом и социально-экономическом развитии государства выполняет Президент РФ, реализовывающий руководство внутренней и внешней политикой государства в соответствии со своей компетенцией.
Принимая во внимание тот факт, что Конституция РФ включает в себя примерно половину сотни полномочий, которыми располагает Президент РФ, она генерировала целый ряд противоречий федерального и регионального законодательства, в результате так называемой размытости функций Президента РФ. Отсюда следует, что подобная трактовка правового статуса Президента РФ может объясняться спецификой работы именно института президентства в современной России. Стоит отметить, что вопросы, которые касаются непосредственно объема компетенций главы Российского государства и работой института президентства, определяются в качестве научной проблемы и предшествующие два десятилетия являются объектом повышенного внимания со стороны представителей правовых и политологических наук. В этот же период времени в области улучшения качества правовой базы института президентства в Российской Федерации наметилась целая плеяда проблемных вопросов, которые — по причине своей актуальности — диктуют императив вдумчивого и системного решения.
Что касается взаимодействия между Президентом РФ и Правительством РФ, то по данному вопросу присутствует мнение, в соответствии с которым любой мало-мальски серьезное разногласие между указанными институтами власти в большинстве случаев имеет плохое завершение, что влечет за собой подрыв всей системы государственной власти. Не секрет, что целиком «бесконфликтное единство несет угрозу перерастания в политическую атрофию». Такое положение вещей может привести к негативным последствиям. Решением такой сложной проблемы может стать формирование ответственного правительства, которое занимало бы нейтральное позицию между главой государства и народным представительством.
Другой проблемой, несмотря на конституционное закрепление принципа разделения властей, в практической деятельности являются единство и монополия президентской власти. Компетенция Президента РФ носит отчетливый исполнительный характер. В данном случае можно говорить о том, что реализация руководства внешней политикой, а также полномочия Главнокомандующего Вооруженными силами и Председателя Совета безопасности.
Итак, решение проблем института Президентства, в том числе и проблем конституционной системы власти, является государственной задачей. Таким образом, выбранная тема курсовой работы является достаточно актуальной и интересной.
Степень разработанности проблемы заключается в том, что теоретико-методологические и организационно-методические проблемы, связанные с проблемой института Президентства, являются объектом внимания многих ученых, специалистов.
Среди отечественных ученых — авторы известных учебников по Конституционному праву В.И. Фадеев1, Е.А. Шереметьев2 и многие другие.
Объект исследования: конституционно-правовые отношения в области института Президента.
Заключение:
В заключение курсовой работы можно прийти к выводу о том, что идея института президентства появлялась в различные этапы истории России в связи с положением о законном ограничении единоличной власти.
В Российской Федерации формируется не только институт президентской власти, но и парламентаризма, вырабатывается система независимой судебной власти, органы исполнительной власти и местного самоуправления. Эти властные институты не работают вне обшей системы организации публичной власти, в той или иной мере работая в совокупности с Президентом как главой государства.
Президент, являясь главой государства определяет ключевые тенденции внутренней и внешней политики Российской Федерации. Яркой иллюстрацией этой функции являются ежегодные Послания Президента Федеральному Собранию.
место, которое занимает Президента РФ имеет свое отражение во всех его закрепленных в нормативных правовых актах полномочиях. Статья 80 Конституции РФ содержит в себе функции главы государства в общем виде. Президент является представителем своего государства в лице Президента, данная норма определяется федеративным устройством России.
Президент отвечает за качественную и эффективную работу государственного аппарата и государственных органов, за их способность должным образом реализовывать задачи, которые требуют современные реалии.
Общенародное служение Президента обусловлено его клятвой, которая установлена Конституцией РФ, в которой он, помимо прочего, клянется «верно служить народу». В последние годы роль Президента Российской Федерации в общественной жизни страны изменилась. Особую роль здесь играет укрепление вертикали власти.
Президенту отводится особое место в государственном механизме. Он является влиятельной, активной политической силой, которая имеет возможность оказывать значительное влияние на государственную власть, а также внутреннюю и внешнюю политику страны.
Деятельность Президента РФ находится в тесном взаимодействии с исполнительной властью, занимая по отношению к ней определяющее, верховное положение и существенно воздействуя на ее осуществление, хотя стоит отметить, что ныне действующая Конституция РФ не применяет к нему формулу «глава исполнительной власти».
Президенту РФ прямо подчинены Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Федеральная служба безопасности, другие силовые ведомства. Он реализовывает полномочия исполнительной власти, принимает главные решения по управлению государством, обязательные для Правительства РФ, а также всех органов исполнительной власти. Потому институт Президента РФ вполне логично рассматривать как высшего руководителя исполнительной власти, отсюда следует, что возможно считать Российскую Федерацию в основном президентской республикой.
Законодательство, регулирующее конституционно-правовой статус Президента РФ, постоянно расширяется. В данный момент существует вероятность перехода России к президентской республике, ведь многовековая история доказывает, что граждане нашей страны привыкли видеть у «руля» государства сильную личность, способную к проявлению власти в нужную минуту.
Таким образом, чтобы Россию вывести на путь развития мировой цивилизации потребуются конкретные действия Президента, Федерального Собрания, законодательные решения, объединяющие усилия всех органов власти, должностных лиц в субъектах РФ.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты института президентства
1.1 Становление института президентства в современных политических системах
Изменение политического механизма СССР, а затем России в 1989-1993 гг. выдвинула в качестве одной из первостепенных задач переосмысливание значения и места главы государства. Теоретические положения о разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную стали реализоваться в реальных правовых нормах, структурах и процедурах. Они и предрешили необходимость учреждения поста президента как связующего звена в системе государственной власти.
Тот же институт президентства сам по себе предполагает цельную систему, состоящую из относительно независимых частей: поста президента, его администрации, в свою очередь, разделенной на звенья полномочных представителей в регионах и властных структурах.
Идея института президентства появлялась в различные этапы истории России в связи с положением о законном ограничении единоличной власти. В проекте конституции, который был подготовлен больше двухсот лет назад, русский государственный деятель и ближайший советник императора Александра I граф Сперанский высказывал мысль о том: «Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная» … Для того чтобы добиться их качественного взаимодействия, необходимо было их объединить и привести в равновесие. Из этого следует необходимость определения лица, «власть державы представляющего, порядок сего представления и ближайшие его последствия».
Сперанский делает акцент на необходимости снизить «правление, доселе самодержавное», при помощи законодательства. Невозможно базировать правление на законе, если одна и та же государственная власть будет заниматься принятием нормативных правовых актов, и их исполнением. Непременным обстоятельством для действенного функционирования исполнительной власти создатель проекта считал контроль за соблюдением ею нормативных актов, ее единство на всей территории государства, а также формирование системы сдержек и противовесов в совокупности с властью законодательной.
Макет конституции, автором которого был декабрист Никита Муравьев, несомненно, применял и идеи Сперанского, и конституционные нормы, уже работающие в Североамериканских Соединенных Штатах. В своем проекте Муравьев обоснованно соблюдает принцип разделения властей, достаточно досконально для того периода времени разрабатывает систему сдержек и противовесов. Стоит отметить, что по проекту конституции император выполняет роль верховного чиновника Российского правительства, который «соединяет в особе своей всю исполнительную власть». Правовой статус верховного чиновника, порядок его избрания, замещения, взаимосвязей как главы исполнительной власти с властями законодательной и судебной наделяют этот институт чертами очень схожими с институтом президентства.
По окончанию февральской революции Временное правительство дало обещание создать конституцию и даже предприняло определенные мероприятия и по ее подготовке. Комиссия, которую возглавлял профессор И. Лазаревский, разработала проект, согласно которому исполнительная власть возлагалась на временного президента, избираемого Учредительным собранием сроком на один год и обладающего, по существу, диктаторскими полномочиями.
Однако появился институт президентства в России лишь семь десятилетий спустя. Родившемуся на сломе советской политической системы (хотя вопрос о его учреждении возникал в связи с подготовкой конституций в 1936 и 1977 годах), ему суждено сыграть огромную роль в возрождении Российского государства3.
Г.В. Дёгтев отмечает, что в Российской Федерации в текущий период времени формируется не только институт президентской власти, но и парламентаризма, вырабатывается система независимой судебной власти, органы исполнительной власти и местного самоуправления. Эти властные институты не работают вне обшей системы организации публичной власти, в той или иной мере работая в совокупности с Президентом как главой государства. Отсюда следует, что существует необходимость в изучении института президентской власти учитывая отличительные черты его взаимодействия с другими органами государственной власти. Подобного рода исследование дает возможность оценить не только механизм взаимоотношений Президента с прочими публичными институтами власти, но и оценить устойчивость демократических преобразований, вершащихся в обществе4.
Таким образом, можно говорить о том, что потребности развития страны вызывают необходимость серьезного теоретического и правового анализа составляющих органов власти в целом и института президентства в частности, дающего возможность разъяснить его природу, механизм функционирования, типологические черты и свойственные только ему характеристики. В связи с этим представляется важным исследование конституционного статуса, полномочий Президента, его взаимоотношений с Правительством и Федеральным Собранием РФ.