Курсовая теория на тему Институт президентства в РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы института президентства в РФ 6
1.1. История развития и эволюция института президентства в РФ 6
1.2. Место и роль Президента в системе органов государственной власти в РФ 10
Глава 2. Анализ особенностей статуса Президента РФ 17
2.1. Функции и полномочия Президента РФ 17
2.2. Проблема ответственности Президента РФ 23
Заключение 31
Список литературы 34
Введение:
В правовом государстве статус главы государства максимально точно определён конституцией и принимаемыми на её основе законами. Это условие необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высший пост в государстве, имело отчётливые права и обязанности и не могло, выйдя за их пределы, своими действиями представлять угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивый характер конституционного строя, гражданский мир и свобода народа во многом зависят от сбалансированности и гармонии в отношениях главы государства и других органов власти.
Институт президентства в Российской Федерации имеет весьма молодую историю. Учреждение данного института в 1991 году явилось ответственным шагом на пути к построению новой государственности. Стоит заметить, что с принятием Конституции 1993 года статус Президента РФ претерпел существенные изменения. Самым главным является то, что по сравнению с предыдущими актами, где Президент РФ напрямую назывался главой исполнительной власти, сегодня он таковым не является. Действующая Конституция нашего государства, характеризуя положение Президента РФ в системе органов государственной власти, называя его главой государства, не относит его ни к одной ветви власти, поскольку Президент РФ является центральным звеном в системе органов государственной власти и обеспечивает согласованное функционирование всех её ветвей. Изменились в свою очередь и отдельные аспекты, связанные с условиями замещения должности Президента РФ, порядком его избрания, а также основаниями досрочного прекращения президентских полномочий. Глава государства обладает достаточно широким кругом полномочий, затрагивающих все сферы государственной жизни. Его полномочия определяются теми функциями, которые закрепила за ним Конституция РФ 1993 года в статье 80. Для эффективной реализации своих полномочий Президент РФ принимает правовые акты в форме указов и распоряжений, а также обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что институт президентства сравнительно новый для России и обладает определённым своеобразием. Вместе с тем, правовое регулирование деятельности Президента РФ на сегодняшний день не обладает достаточным уровнем упорядоченности, поскольку оно во многом несовершенно. В связи с этим необходимо повышать эффективность данного института как важнейшего элемента правовой и политической системы, улучшать нормативную правовую базу, а также правоприменительную практику.
Степень научной разработанности темы определяется широким кругом различных научных трудов ведущих специалистов, наиболее активно занимающихся проблемами конституционно-правового статуса Президента РФ. В частности, необходимо упомянуть таких учёных как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Н.А. Боброва, Б.Н. Габричидзе, Е.И. Козлова, В.А. Кочев, О.Е. Кутафин, В.В. Невинский, Л.А. Окуньков, О.Г. Румянцев, Б.А. Страшун, А.М. Тарасов, Ю.А. Тихомиров, И.Д. Хутинаев, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев и другие.
Объект исследования курсовой работы — общественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности института президентства в РФ.
Предмет исследования курсовой работы — правовое регулирование института президентства в Российской Федерации, научные работы по соответствующей тематике.
Цель курсовой работы заключается в анализе института президентства в РФ.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи курсовой работы:
— изучить историю развития и эволюция института президентства в РФ;
— раскрыть место и роль Президента в системе органов государственной власти в РФ;
— рассмотреть функции и полномочия Президента РФ;
— выявить проблему ответственности Президента РФ.
Теоретическую основу курсовой работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах ученых по проблемам института президентства в РФ.
Методология и методы курсовой работы. При исследовании института президентства в РФ использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых актов использовались специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.
Нормативно-правовую базу курсовой работы составили: Конституция Российской Федерации, а также другие нормативно-правовые акты.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая и нормативная основа курсовой работы.
В первой главе курсовой работы изучены теоретико-правовые основы института президентства в РФ.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ особенностей статуса Президента РФ.
В заключении обобщены результаты курсовой работы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Возникновение института президентства в РФ казалось серьёзным шагом к реформированию прежней системы государственности в стране. Данный институт развивался по своему уникальному пути, результатом чего стало наличие своих собственных особенностей, присущих статусу главы российского государства. Конституция РФ, принятая в 1993 году существенно изменила его правовой статус.
Внешней предпосылкой становления института президентства в России явилась мировая, главным образом американская, практика аналогичного института, но существовали и внутренние предпосылки, в том числе опыт того политического строительства, который Россия накопила за свою историю. Специфические предпосылки становления института Президента в России впоследствии дали основание говорить об особенностях правового статуса Президента в нашей стране и даже о появлении в России новой ветви власти — «президентской», обеспечивающей охрану государственного суверенитета и согласованное функционирование всего механизма государства.
Модель президентства в Российской Федерации не совпадает с традиционной схемой государственной власти и не имеет аналогов в мире. Если в зарубежных государствах, с аналогичной формой правления, Президент как глава государства чаще всего относится к исполнительной ветви власти, то Президента Российской Федерации нельзя отнести ни к одной из них. Конституция Российской Федерации отводит особое место главе Российского государства в системе органов государственной власти. Его конституционно-правовой статус определен как главы государства и гаранта Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина (ст. 80). К тому же Основным Законом страны на него возложены обязанности по принятию мер, обеспечивающих охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Президент РФ непосредственно, в соответствии с принципом разделения властей, не входит ни в одну из ветвей власти. Однако в силу своего правового положения он оказывает непосредственное влияние на формирование и функционирование всего государственного механизма.
Итак, реальными властными полномочиями по осуществлению деятельности исполнительной власти в субъектах современной России и координации этой власти с Федеральным Правительством обладает только лишь Президент. Из данного и еще ряда приведенных выше положений следует вывод, что Президент — конституционно закрепленный глава исполнительной власти.
Бесспорно, место Президента РФ в системе органов государственной власти РФ является ключевым, поскольку, обладая весьма широким кругом полномочий, он взаимодействует со всеми ветвями государственной власти, не входя при этом ни в одну из них. Более того, важной функцией главы государства является обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Президент РФ реализует свои полномочия путём издания таких актов, как указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории государства. Вокруг актов главы государства существует немало проблем, решить которые представляется возможным только с помощью законодательного восполнения существующих пробелов.
Основная компетенция Президента Российской Федерации образуется из совокупности функций и полномочий, которыми наделяет его Конституция Российской Федерации как главу государства. Основные направления деятельности главы государства вытекают из его положения в общей системе всех органов государственной власти и является функциями. Функции приобретают конкретику и отражаются в полномочиях Президента Российской Федерации. Полномочия — это комплекс прав и обязанностей, которые осуществляются в определенных сферах государства через функции.
Проблема санкций за нарушение Президентом конституционно-правовых норм законодательно не разработана, также как и механизм применения таких норм. Это опасно тем, что лицо, занимающее пост Президента РФ, может допускать мысль о своей безнаказанности при управлении государством. На наш взгляд, набор санкций, применяемый к президенту, необходимо разнообразить. Сами санкции не должны быть такими категоричными, им не хватает большей гибкости, что позволит избежать крайней меры – отрешения. Изучив существующие доводы ученых, мы считаем, что необходимо упростить технологию отрешения в Российской Федерации, разработать механизм его реализации, а также закрепить это в соответствующем законодательном акте.
Анализируя изложенное выше, мы можем к составляющим статуса Президента РФ отнести: роль и место главы государства в механизме государственной власти России; прерогативы главы государства и порядок их реализации; прядок привлечения к конституционной ответственности Президента РФ; правовые гарантии деятельности Президента РФ.
В заключение можно сделать вывод о том, что в настоящее время Конституции всех демократических государств подробно регламентируют правовой статус главы государства, требования к его кандидатуре и, прежде всего, конституционные основы возникновения и прекращения исполнения его полномочий. Строгая правовая регламентация порядка приобретения статуса главы государства имеет первостепенную важность, являясь, в том числе и своеобразной гарантией общества от произвола власти. Порядок прекращения полномочий главы государства в свою очередь помимо осуществления вышеуказанной функции также необходим для периодической смены власти, являющейся традиционной для демократических государств.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовые основы института президентства в РФ
1.1. История развития и эволюция института президентства в РФ
Появление института президентства в России начинается не с начала 90-х гг. ХХ века, как принято считать, а значительно раньше. Еще в монархической России предлагались конституционные проекты, в которых обсуждалась возможность введения поста президента. Например, подобный проект был подготовлен видным государственным деятелем и реформатором П.А. Столыпиным .
Во времена СССР, с одной стороны, президентство как модель государственного управления квалифицировалась как «буржуазная, а потому классово чуждая, непригодная для советской системы» . Но с другой стороны, — еще в Конституции СССР 1936 г. присутствовал термин «коллегиального президента», которым обозначили Президиум Верховного Совета СССР. Вопрос о введении института президента ставился в середине 60-х гг. Н.С. Хрущевым, но идея поддержки не нашла. До принятия Конституции СССР 1977 г. статус президента тоже обсуждался, но его закрепления в самой Конституции изначально не оказалось.
Институт президентства в России изначально имел много общего с американской моделью. В 80-е годы ХХ века вопрос о введении поста президента стал обсуждаться очень активно. Но была принята конструкция Председателя Верховного Совета СССР, а на нее выдвинута кандидатура на тот момент Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Основной смысл конституционных реформ состоял в том, чтобы подпереть «партийным плечом» двуединый парламент — Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР, дать ему «пусковой импульс» и прекратить на высшем уровне подмену партийными органами советских, представительных органов государственной власти аппаратом управления .
Согласно решениям XIX Всесоюзной партийной конференции (1988 г.) Верховный орган власти — Съезд народных депутатов СССР получил право избрания Президента, который должен был руководить внешней политикой и обороной, назначать Премьер-министра и исполнять другие функции. В дальнейшем идея с президентством была поддержана и развита на Втором Съезде народных депутатов СССР (декабрь 1989 г.), на котором необходимость введения президентского поста обуславливалась неэффективностью работы основных государственных институтов. Президент должен был избираться прямым голосованием и являться главой государства. Аналогичная структура власти должна была создаваться и в союзных республиках .
14 марта 1990 г. III Съезд народных депутатов принимает Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» (за подписью Председателя ВС СССР М.С. Горбачева), который легализовал статус президента (Глава 15.1), ввел должность вице-президента (127.4), исключил из Преамбулы Конституции руководящую роль Коммунистической партии, закрепил норму о многопартийности и учредил «Совет Федерации» (Глава 15.2).
Ключевой замысел Закона СССР от 14 марта 1990 г. № 1360-I состоял в том, что первого Президента мог избрать в особом порядке Съезд народных депутатов (что и было сделано), а следующий Президент СССР мог быть избран только гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Избранным считался кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ст.127.1 Конституции СССР 1977 г.) .
Таким образом, судьба и политическая функция М.С. Горбачева как первого и последнего Президента СССР, одновременно являвшегося Генеральным Секретарем ЦК КПСС, была фактически предрешена еще до распада Союза (1991), поскольку при отмене руководящей роли Коммунистической партии, введения принципа многопартийности, учреждении нового органа власти «Совета Федерации», началась новая эпоха перехода от Республики Советов к Президентской Республике, в которой республиканские органы власти стали де-юре и де-факто заменять собой союзные (начиная от флага, и заканчивая выборами президента) .
Прямым следствием радикальной конституционной реформы в СССР стало расшатывание устоев союзного государства, появление харизматичных лидеров, образование республиканских политических элит, которые вступили в острую политическую борьбу за власть, а затем в противостояние с союзным Центром, что в итоге увенчалось распадом СССР. Среди новых лидеров был и Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Ельцин.
На фоне этих судьбоносных для общества и государства событий в политических кругах разгорелась полемика вокруг введения поста президента в РСФСР. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против этой идеи. Вместе с тем, 17 марта 1991 г. на всесоюзном референдуме «Быть ли Союзу ССР», состоявшимся на основании соответствующего нового Закона, 69,85% советских граждан высказались «за» пост президента РСФСР. Наряду с этим 76,4% сказали «да» сохранению РСФСР в составе СССР .
По результатам референдума были приняты: Закон «О Президенте РСФСР» и Закон «О выборах Президента РСФСР». IV Съезд народных депутатов РСФСР утвердил изменения и дополнения в Конституцию РСФСР, в том числе связанные с введением поста Президента РСФСР, и Закон РСФСР от 27 июня 1991 г. «О вступлении в должность Президента РСФСР». 22 мая 1991 г. Президентом РСФСР становится Б. Ельцин, за которого проголосовало 57,3% граждан, принявших участие в голосовании. Особенности его статуса в соответствии с новыми законами состояли в том, что он стал высшим должностным лицом и главой исполнительной власти.
Однако, введение института президентства в РСФСР не привело к коренным изменениям в системе государственного правления, так как главная роль по-прежнему принадлежала Съезду народных депутатов и Верховному Совету. Поэтому с начала 90-х гг. шел интенсивный процесс подготовки новой Конституции России. В итоге конституционно-правовой статус, основные функции и полномочия Президента РФ были закреплены в Главе 4 Основного закона — Конституции Российской Федерации 1993 года .
Возникновение института президентства в РФ казалось серьёзным шагом к реформированию прежней системы государственности в стране. Данный институт развивался по своему уникальному пути, результатом чего стало наличие своих собственных особенностей, присущих статусу главы российского государства. Конституция РФ, принятая в 1993 году существенно изменила его правовой статус.
В целом внешней предпосылкой становления института президентства в России явилась мировая, главным образом американская, практика аналогичного института, но существовали и внутренние предпосылки, в том числе опыт того политического строительства, который Россия накопила за свою историю. Специфические предпосылки становления института Президента в России впоследствии дали основание говорить об особенностях правового статуса Президента в нашей стране и даже о появлении в России новой ветви власти — «президентской», обеспечивающей охрану государственного суверенитета и согласованное функционирование всего механизма государства.