Курсовая теория Гуманитарные науки Социальная работа

Курсовая теория на тему Институционализация теории социальной работы за рубежом

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1.Теоретические аспекты изучения институционализации теории социальной работы 6
1.1 История социальной работы как науки 6
1.2 Логика и теории институционализации социальной работы 11
Глава 2. Проблема институционализации теории социальной работы в Скандинавских странах 16
2.1 Особенности социальной работы в Скандинавских странах 16
2.2 Социологические теории в социальной работе Скандинавских стран 20
Заключение 28
Список используемой литературы 30

  

Введение:

 

Актуальность. Без общества и его членов не имеют смысла много составляющих современной жизни, в том числе и наука. Только в обществе ученых создается та система ценностей, норм и традиций, история которой насчитывает уже более 2000 лет.
Как наука социальная работа имеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов. Отличительной чертой социальной работы как теории является то, что она получила свое собственное развитие после признания социальной работы как профессии. Новая теория создавалась как результат настоятельной потребности общества в научно-теоретических исследованиях в области социального развития и взаимоотношений между личностью и обществом на новом социально-политическом и экономическом этапе развития общества, а также потребности в научно-практических и методологических рекомендациях по оказанию социальных услуг людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.
Социальная работа как теория находится на стыке традиционных направлений социальных наук: философии, психологии, социологии, медицины, политологии, экономики, антропологии, этики и др. В число ее проблем входят специфические исследования, связанные с соотношением социальной работы и социальной политики, с социальными процессами, а также с ответственностью общества за адекватное развитие личности. Таким образом, тематика исследований в области социальной работы достаточно широка и определяется рамками сложной системы: «социальная среда — человек».
Проблема институционализации социальной работы в условиях современности приобрела особую актуальность, что связано с рядом объективных причин. С 1990-х гг. XX в. по настоящее время макросоциальные институциональные изменения в российском обществе потребовали адекватной теоретико-методологической основы их объяснения. Интенсивный характер изменений, их деструктивные формы (кризисы, социальные и духовные потрясения, социальные конфликты и т.д.), разноплановые последствия привели к сосуществованию различных теорий общественных изменений и их инструментальному использованию. К числу таковых относятся теории модернизации, глобализации, виртуализации, циклическая концепция, активистско-деятельностная парадигма, теория самоорганизации. Независимо от теоретической трактовки институциональных изменений, они, сами по себе, создали принципиально новые поля для исследователей. Одним из таковых, несомненно актуальным для современного российского общества, является проблема институционализации социальной работы.
Условия современной России и зарубежных стран социально детерминируют процесс становления социальной работы как инновационного института, активно влияют на динамику и механизмы ее функционирования. Развитие разнообразных организационных форм социальной работы, применение широкого спектра методов, методик и технологий поставили вопрос о технологизации социальной деятельности и потребовали изучения и анализа всех факторов, способствующих или препятствующих этому процессу.
Исторически сложилось так, что три взаимосвязанных процесса (практика, область познания и образовательная деятельность) идентифицировались как социальная работа. Однако, механизмы реализации и осуществления этих процессов имели не только разные предпосылки, но и разные социально-структурные характеристики и специфику проявления. В условиях развития современного общества данные тенденции сохраняются, что также требует глубокого изучения.

Более того, институционализация социальной работы в условиях современной России идет в трех обозначенных направлениях весьма противоречиво. Так, в практике наблюдается отход от классических форм организации социальной работы и резкий переход к инновационным (например, центры, хосписы, некоммерческие общественные организации и т.д.). В области познания социальную работу обозначили как междисциплинарную, но так и не осуществили ее комплексный анализ, доказательством чего служит методологический плюрализм, отсутствие собственных фундаментальных теорий, сосуществование и разработка частных концепций. В области образования специалистов принципиально нового типа в основном готовят в классических традициях института высшей школы, что способствует возникновению ряда принципиальных проблем. Все эти обстоятельства значительно усиливают актуальность изучения проблемы институционализации социальной работы.
Проблема исследования. Социологические проблемы развития науки, или что то же самое, социология науки — это отрасль знания, предметом которого является взаимодействие науки как социального явления с обществом, с различными социальными институтами. Изучение науки как социального явления предполагает два диалектически взаимосвязанных направления: внутренне-институциональный и внешне-институциональный.
Внутренне-институциональное направление рассматривает социальные аспекты деятельности ученых, научных коллективов и организаций, а внешне — институциональное исследует проблемы взаимодействия науки с другими институтами общества.
Социологические проблемы науки характеризуются интегральным, комплексным подходом к явлениям, которые изучаются. Они возникают на рубежах таких дисциплин как философия, история науки и техники, логика и психология научного поиска. В ходе исследования социологических проблем науки ученые используют данные целого ряда точных наук, приемы математического и статистического анализа.
Целью курсовой работы является выявление особенностей и специфики институционализации социальной работы за рубежом.
Объект курсовой работы: проблема формирования социальной работы в научных исследованиях.
Предмет курсовой работы: Институционализация теории социальной работы за рубежом.
Задачи курсовой работы:
-изучить историю социальной работы как науки;
-рассмотреть теории институционализации социальной работы;
-рассмотреть особенности социальной работы в Скандинавских странах;
-проанализировать социологические теории в социальной работе Скандинавских стран.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Социальная работа как профессиональная деятельность связана с системой ценностей, теорий и практики, ее миссия заключается в предоставлении людям возможности как можно полнее развивать свой потенциал, обогащать свою жизнь и предупреждать возникновение дисфункций. Вопрос о содержании профессии «Социальная работа» обычно согласованно в пределах конкретной страны.
Объектом социальной работы являются проблемы людей, решение которых нуждается в посторонней помощи. К субъектам относятся: государство в целом, осуществляющее социальную политику, государственные учреждения, благотворительные и общественные организации, работники социальной сферы (сюда же некоторые теоретики социальной работы относят и клиентов, ведь от них ждут активного участия в преодолении собственных проблем). Среди основных функций социальной работы выделяют: организационную, диагностическую, прогностическую, правозащитную, профилактическую, социально-бытовую, психологическую и другие.
Социальная работа как наука — относительно молодая, и поэтому идет уточнение и коррекция ее понятийно-категориального аппарата, ведутся научные дискуссии вокруг терминологии, понимание содержания и структуры социальной работы, целесообразности использования конкретных методов. Цель же социальной работы как учебной дисциплины состоит в том, чтобы дать целостное представление о ее содержание как науки и профессиональной деятельности, основные направления, инструментарий, технологии и организации, научить конкретным методам. ее задачи заключаются в необходимости сформировать личностно-профессиональные качества будущего социального работника, дать теоретические знания и помочь овладеть существующими технологиями.
Социальные работники должны опираться в своей деятельности на общечеловеческие моральные принципы и нормы, так и на профессиональную деонтологию, то есть система моральных норм, выработанных в рамках профессионального сообщества. Моральные нормы поведения социальных работников и принципы социальной работы, обычно, зафиксированные в программных документах национальных ассоциаций социальных работников, прежде всего, этических кодексах.
Источником процессов институционализации социальной работы было появление принципиально новой общественной потребности в особом виде социальной деятельности по оказанию помощи, которая возникла в соответствующих исторических, социально-экономических и политических условиях. Данный вид деятельности вызвал процесс развития необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и регуляторов поведения. Далее произошел процесс интериоризации индивидами новых социальных норм и ценностей, на основе которых сформировалась система соответствующих потребностей личности, ее установок и ориентаций.
В настоящее время происходит интенсивный процесс интеграции данного вида деятельности в существующую структуру всех социально-экономических и политических отношений, формируется определенный набор формальных и неформальных санкций, с помощью которых осуществляется социальный контроль за соответствующими типами поведения.
Являясь частным случаем институционализации общества, институционализация социальной работы проявилась как процесс, в результате которого сформировалась уникальная, принципиально новая система общества, состоящая из определенных социальных групп (субъектов и объектов социальной работы как вида профессиональной деятельности), организаций и учреждений, выполняющих функции социальной работы и удовлетворяющих конкретные общественные потребности.

  

Более того, институционализация социальной работы в условиях современной России идет в трех обозначенных направлениях весьма противоречиво. Так, в практике наблюдается отход от классических форм организации социальной работы и резкий переход к инновационным (например, центры, хосписы, некоммерческие общественные организации и т.д.). В области познания социальную работу обозначили как междисциплинарную, но так и не осуществили ее комплексный анализ, доказательством чего служит методологический плюрализм, отсутствие собственных фундаментальных теорий, сосуществование и разработка частных концепций. В области образования специалистов принципиально нового типа в основном готовят в классических традициях института высшей школы, что способствует возникновению ряда принципиальных проблем. Все эти обстоятельства значительно усиливают актуальность изучения проблемы институционализации социальной работы.
Проблема исследования. Социологические проблемы развития науки, или что то же самое, социология науки — это отрасль знания, предметом которого является взаимодействие науки как социального явления с обществом, с различными социальными институтами. Изучение науки как социального явления предполагает два диалектически взаимосвязанных направления: внутренне-институциональный и внешне-институциональный.
Внутренне-институциональное направление рассматривает социальные аспекты деятельности ученых, научных коллективов и организаций, а внешне — институциональное исследует проблемы взаимодействия науки с другими институтами общества.
Социологические проблемы науки характеризуются интегральным, комплексным подходом к явлениям, которые изучаются. Они возникают на рубежах таких дисциплин как философия, история науки и техники, логика и психология научного поиска. В ходе исследования социологических проблем науки ученые используют данные целого ряда точных наук, приемы математического и статистического анализа.
Целью курсовой работы является выявление особенностей и специфики институционализации социальной работы за рубежом.
Объект курсовой работы: проблема формирования социальной работы в научных исследованиях.
Предмет курсовой работы: Институционализация теории социальной работы за рубежом.
Задачи курсовой работы:
-изучить историю социальной работы как науки;
-рассмотреть теории институционализации социальной работы;
-рассмотреть особенности социальной работы в Скандинавских странах;
-проанализировать социологические теории в социальной работе Скандинавских стран.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения институционализации теории социальной работы
1.1 История социальной работы как науки

Общественное признание необходимости удовлетворения потребностей определенных групп людей в посторонней помощи и поддержке предшествовало возникновение социальной работы как профессии. В предыстории социальной работы определяют последовательные этапы: от первобытнообщинных и родовых форм в церковно-монастырской помощи; потом — зарождение государственных и общественных подходов; научная филантропия, связанная с осознанным стремлением добровольцев создать научно-теоретическую и ценностную базу своей деятельности.
Проявления общественной помощи специалисты выявляют на основе антропологических исследований в Вавилоне, Древнем Египте, Древнем Китае, Греции и Риме. Например, в Древнем Египте (2700-2200 гг. к н.е.) заботы о членах общества принадлежала к прерогативам государства, заинтересованного в поддержании жизненного уровня людей, занятых на общественных работах на строительстве каналов, пирамид, гробниц и храмов. Для реализации этих задач древнеегипетское государство применяла методы централизованного планирования производства и распределения продуктов питания среди различных регионов, а также определенную миграционную политику[27,c.88].
В греческом, а затем в римских античных обществах помощь бедным выступала скорее средством урегулирования проблем политического характера, часто использовалась в предвыборный период и имела прагматический характер.
Становления общественной помощи часто связывают с иудейскими и христианскими традициями, которые основываются на убеждении, что мир держится на добрых делах. В иудейском обществе была создана система поддержки, основанная на альтруизме, любви к ближнему, идеи взаимопомощи («Все евреи ответственны друг за друга»). Последователи иудаизма создавали специальные благотворительные кассы, источниками пополнения которых были налоги на членов общин, пожертвования, наследства, завещания на благотворительность, штрафы, арендная плата за пользование имуществом общины. Собранные средства шли на поддержку бедных, которые находились на учете в таких кассах, а также на выкуп пленных, создание специальных столовых для бедных.
Следует отметить, что идеология первых христианских общин на смену требованиям закона и гражданским традициям приносит духовность. Первые христиане вкладывали в понятие «милосердие» содержание прощение и деятельной любви. Каждая община выступала как отдельный орган опеки, что через своих членов организовывал посещение и помощь на дому для убогих и больных. Преследуемые римской властью, первые христианские общины собирали деньги на помощь больным и заключенным. Служение человеку воспринималось как служение Богу.
В дальнейшем количество приверженцев христианства, в том числе среди имущих слоев населения, росла. Менялось и отношение со стороны правителей Римской империи. Общины объединились в единую организацию — церковь, которая управлялась епископами, которые на своих собраниях решали не только внутри церковные дела, но и вопросы помощи тем, кто в этом нуждался[4,c.95].
На территории России отсчет развития общественной помощи и благотворительности начинают с периода Киевской Руси или даже допаганских времен. Специалисты отмечают, что архаичная форма помощи у славян формировались как ощущение «принадлежности к целому» — человеческого сообщества, природы, космоса. Построенная на этих принципах помощь и взаимопомощь имела культовые, общинно-родовые и хозяйственные формы. Общинно-родовая поддержка проявлялась в выделении земли, назначении «общественных» родственников, заботе о «воспитанников», «питомцев», вдов других. Хозяйственные формы помощи (толоки, складчины, супряга) предоставлялись в экстремальных ситуациях — пожарах, наводнениях, потере скота и тому подобное.
Принятие христианства на Руси имело значительное влияние на практику поддержки уязвимых групп населения. Среди главных форм общественной помощи того времени можно называть княжеское попечительство; церковно-монастырскую и приходскую помощь; милостыню. При этом помощь была делом отдельных лиц, наполненных идеями христианской морали, и не предполагалась как государственный долг.
В средние века общественную помощь в основном оказывали церковные Организации, причем происходил постепенный отход от монастырских форм помощи в приходских, которые предусматривали оказание материальной помощи и займов нуждающимся членам общины, а также воспитания и перевоспитания.
Конец XVII – начало XVIII века был отмечен возникновением Либерально-демократического направления политической мысли, в истоках которого стоял англичанин Джон Локк. Его основные идеи заключались в том, что цель Государства — защищать и сохранять собственность членов общества, их безопасность, основные права человека, его личные интересы и индивидуальные свободы[1,c.433] .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы