Курсовая теория на тему Инновационная деятельность в педагогике
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….. 3
1. ИННОВАЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ…………………………………… 7
1.1. Понятие и сущность инновационного процесса в образовании и инновационная направленность педагогической деятельности………………………… 7
1.2. Классификация инноваций…………………………….. 9
2. РОЛЬ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ…………….
16
2.1. Значение педагогических инноваций в системе профессионального образования……………………… 16
2.2. Проблемы внедрения инноваций в педагогическую деятельность……………………………………………… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….. 26
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………… 28
Введение:
Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности.
Мир, в котором мы живём, постоянно развивается, привнося в нашу жизнь потрясающее количество нового и удивительного. Инновации, или нововведения, окружают нас повсюду. Они кардинально изменяют образ жизни людей, их профессиональную деятельность. Накапливая опыт, совершенствуя методы, расширяя свои умственные возможности, человек постоянно развивается. В современном социуме общество предъявляет всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обуславливает необходимость развития системы образования.
Таким образом, инновационные изменения не могут не отразиться и на деятельности современного педагога, педагогическая деятельность, становится инновационной.
Инновационная деятельность играет особую роль в процессе профессионального саморазвития, самосовершенствования педагога. Готовность педагога к ней – это важнейшее условие его профессионального развития.
Инновационный образовательный процесс, в связи с новыми государственными образовательными стандартами, приобретает особый статус.
Роль образования в обществе значительно изменилась, что обусловило большую часть инновационных процессов. Из социально-пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личности стал более актуален. Раньше ориентирами образования были формирование навыков, знаний, качеств, информационных и социальных умений, обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Сейчас образование все более ориентируется на обеспечение баланса между социальными и индивидуальными потребностями личности, методы влияния на личность, которые, запуская механизм самосовершенствования(саморазвития, самообразования), обеспечивают готовность этой личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения вводят некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать.
Инновационная педагогическая деятельность, связана с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности ученика, выходит за рамки действующих нормативов, создает новые нормативы личностно-творческой, индивидуальной направленности деятельности учителя, новые педагогические технологии, реализующие эту деятельность. В ней новатор глубже реализует себя как носитель социальных инноваций.
Педагогу, который работает в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения. Педагогу же, работающему в инновационном режиме определяющей является готовность педагога к инновациям
Профессиональная деятельность педагога не вполне полноценна, если она выстраивается только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются в полной мере объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Инновационная деятельность педагога, безусловно, деятельность творческая. Без творчества нет педагога-мастера.
Конечно, характер инновационной деятельности педагога во многом зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но прежде всего от уровня его личностной готовности к этой деятельности.
К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.
Главная цель инновационной деятельности — развитие педагога как творческой личности, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания, переключение его с репродуктивного типа. Сегодня современному специалисту в сфере образования необходимо свободно ориентироваться в понятиях педагогической инноватики: «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «педагог-инноватор» и др.
Инновации могут быть представлены в виде:
· абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
· относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).
В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретный характер, т.е. может возникать раньше своего времени, затем может стать нормой или устареть. ЮНЕСКО определяет инновации как попытку изменить систему образования, осуществить сознательно и намеренно улучшение нынешней систем. Новшество не обязательно является чем — то новым, но обязательно чем — то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе
Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью любой уважающей себя школы, активно проявляется в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что инновационный процесс, в сфере образования обладает определенными особенностями, связанными со спецификой деятельности образовательных учреждений. Необходимо также отметить, что инновационные процессы в системе образования идут очень трудно, так как им препятствует ряд причин, таких как экономические, политические и профессиональные.
Цель работы – изучить проблему инноваций в педагогической деятельности.
Объект исследования: инновации в педагогике.
Предмет исследования: иновационная деятельность педагога.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность инновационного процесса в образовании.
2. Изучить инновационную направленность педагогической деятельности.
3. Рассмотреть роль и направления реализации педагогических инноваций в современном образовании.
Методологической основой исследования являются работы таких ученых, как Ш.А.Амонашвили, И. П. Волков, Е. Н.Ильин, С. Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, М.И. Щетинин, В.А. Сластенин, Л.С. Подымовой, Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Заключение:
Образование — совокупность знаний и соответствующих навыков, необходимых для практической деятельности. Образование достигается за счет обучения в учебных заведениях или путем самообразования. Компетентностный подход в современном российском образовании еще в большей степени создает проблемы междисциплинарного профессионального развития учителей.
Роль педагога всегда выходит за рамки чисто формальных функций. Учитель-это педагог и воспитатель, ориентируясь на создание психолого-социально-педагогических условий для полноценного развития личности обучающегося.
Современное образование должно не столько «учить», как «научить учиться», научить детей «фактам» и умению отличить факты от вымысла.
Трансформация теоретической модели обучения должна перейти в практическую и поисковую, тогда учитель может воспитать всесторонне развитую личность. В связи с тем, что изменения в различных сферах деятельности вносят существенные изменения, это требует и изменение в системе образования. Формирование запроса общества на создание условий для полного развития личности, которое будет рассматривать систематически подход к этому вопросу. Необходимо также для обучающихся, которые окончат современные образовательные учреждения, обладающие необходимыми навыками для общения и развития в обществе.
Основная цель современного образования заключается в создании наиболее благоприятных условий для развития личности обучающегося.
Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых методов обучения.
А это развитие должно обеспечиваться образовательным процессом, основной функцией которого является организация единого пространства познания и индивидуального развития.
Таким образом, следует отметить, что обучение, воспитание и развитие являются одним из ключевых педагогических процессов. Процесс обучения является предметом изучения дидактики. Анализ сущности процесса обучения и образования является ключевым звеном дидактической подготовки преподавателя.
Фрагмент текста работы:
1. ИННОВАЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
1.1. Понятие и сущность инновационного процесса в образовании и инновационная направленность педагогической деятельности
Развитие инновационных процессов в образовании на современном этапе является объективной закономерностью, что обусловлено интенсивным развитием информационных технологий во всех сферах человеческого бытия; обновлением содержания современной философии образования, центром которой стал общечеловеческий целостный аспект; гуманистически сориентированным характером взаимодействия участников образовательного процесса; необходимостью повышения уровня активности и ответственности педагога за собственную профессиональную деятельность, направленную на формирование творческой личности воспитанника, готовности к восприятию и активной деятельности в постоянно обновляющихся социально-экономических условиях. В связи с этим исключительно большое значение приобретает инновационная деятельность.
Инновация в образовании основана на достижениях науки и прогресса. Что касается идеи, то идея — это уникальная идея, которая имеет назначенную цель и общественную потребность. Из приведенного выше определения следует, что большинство новых идей содержат инновационные элементы.
Каждый из методов имеет целью улучшить поиск решения творческой задачи по сравнению, с так называемым, методом «проб и ошибок», которым обычно пользуется человек. Целесообразность использования метода, принадлежащего к той или иной группе, в частности, зависит от сложности решаемой задачи.
Инновационная идея — это концепция изменения в любой сфере человеческой жизни, которая направлена на достижение результата в общественной жизни.
Главными признаками инновационной идеи являются, во-первых, ее соответствие современному модернизированному миру, который развивается во всех сферах общества; во-вторых, востребованность в этих направлениях жизни. Только в этих случаях идея становится инновационной [1, с.43].
С определенной степенью условности все методы можно разделить на три категории: Методы психологической активизации мышления. Методы систематизированного поиска. Методы направленного поиска.
Наиболее известные методы психологической активизации: Метод «мозгового штурма». Основной особенностью данного метода является разделение участников на «генераторов» и критиков, а также распределение процесса генерации и критики идей во времени [2, с.113].
Обратная мозговая атака. Процесс данного метода разделен на 3 этапа: Первый этап — выявление недостатков объекта. На основании этих недостатков следует формулирование задач. Второй и третий этап обычно подразумевает метод «мозгового штурма».
Теневая мозговая атака. Такой метод является процессом организации коллективного генерирования новых идей, Он разрабатывается преимущественно в целях развития и тренинга творческих способностей.
Такой метод был разработан американским ученым Уильямом Гордоном. Он считал, что современные идеи обычно появляются на основе аналогий с природными явлениями или другими аспектами жизни [3, с.13].
Метод фокальных объектов. Автором данного метода считается Чарльз Вайтинг. Он заключен в том, чтобы объединить в одном предмете признаки разных объектов-Синектика.
Наиболее знаменитыми методами систематизированного поиска является функциональный анализ.
Такой метод представляет собой анализ, который рассматривает объект как комплекса выполняемых им функций, а не как материально-вещественных структур.
Функциональный анализ дает возможность отвлечься от конкретного исполнения объекта, и сконцентрировать внимание на его функциях.
Поиск реализации функций альтернативных вариантов осуществлены с целью уменьшения затрат и повышения уровня выполнения функции.
Знаменитый метод направленного поиска — метод поискового конструирования Р. Колера.
В основе метода используются три компонента: анализ элементов и функций технических систем; классифицированный фонд физических эффектов; программа поиска новых физических принципов действия объекта и их реализация.
Первой ступенькой к инновационной деятельности является педагогическое мастерство. По мнению А.С. Макаренко педагогическое мастерство — это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. Учитель–мастер отличается от просто опытного учителя, прежде всего знанием психологии детей и умелым конструированием педагогического процесса. Знание психологии детей становится ведущим в структуре знаний тех учителей, которые чутко воспринимают реакцию учащихся на свои действия. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная.
Овладев педагогическим мастерством, педагог готов подняться на следующую ступень – педагогическое творчество.
Педагогическое творчество — это «создание чего-то нового на основе преобразования познанного (нового результата, оригинальной методики обучения). Новизна и преобразование – две наиболее существенные характеристики творчества» (В.И. Загвязинский). Можно выделить следующие уровни педагогического творчества.
1. Информационно-воспроизводящий: педагог умеет воспроизводить опыт других, решать простые задачи на пути к результату, анализирует эффективность принимаемых решений в конкретных ситуациях.
2. Адаптивно-прогностический: педагог умеет трансформировать известную ему информацию, отбирать способы, средства, методы взаимодействия с учащимися с учётом их личных качеств.
3. Рационализаторский: педагог проявляет рационализаторские способности (умение решать нестандартные педагогические задачи и находить оптимальное решения). В его работе присутствуют элементы индивидуальности.
4. Научно-исследовательский: педагог умеет разрабатывать собственную систему деятельности на основе изучения ее результата.
Овладев педагогическим творчеством, педагог готов к инновационной деятельности.
Инновационная педагогическая деятельность – это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) собственного практического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания.
Таким образом, методы поиска инновационных идей имеют три категории: методы психологической активизации мышления, методы систематизированного поиска, методы направленного поиска.