Курсовая теория на тему Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования
1.1. Актуальность использования ИКТ в начальной шшколе
1.2. Методы и приемы применения средств ИКТ в школе
2.1.
Информационно-электронная образовательная среда: основные понятия
2.2. Способы взаимодействия ученика и среды
Список использованной литературы
Введение:
Актуальность. Каждый учитель является частью огромной системы российского
образования и должен осознавать и понимать свое место и предназначение в этой
системе.
Использование
информационно-коммуникационных технологий в обучении и развитии детей в
начальной школе является на сегодняшний
день одним из приоритетных и изучаемых направлений. Вопросы использования ИКТ в
обучении детей в начальной школе рассматривают Ю.М. Горвиц, Н.А. Зворыгина,
И.В. Иванова, Л.А. Леонова и др. В.Я. Ляудис, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, И.Ю.
Пашилите и др.в своих работах отмечают, что использование средств ИКТ и
компьютерных игровых средств в образовании
является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения
и развития детей в начальной школе .
Возможности
использования ИКТ в образовании имеют
определенные особенности. ИКТ значительно расширяют возможности родителей,
педагогов и специалистов в аспекте раннего обучения, позволяя наиболее полно и
успешно реализовать развитие способностей детей в начальной школе. В отличие от
обычных технических средств обучения ИКТ позволяют представить ребенку большое
количество готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных
знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, учить их самостоятельно приобретать новые знания.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста,
графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и обрабатывать данные
позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые
принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это
предъявляет качественно новые требования и к у воспитанию, одной из задач которого
является необходимость заложить потенциал обогащенного развития личности
ребенка.
Основные принципы образовательной политики России определяются
Национальной доктриной образования и Федеральной программой развития
образования и находят свое воплощение в Концепции модернизации российского
образования.
Модернизация общеобразовательной школы предполагает:
-ориентацию не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие личности
ребенка, его познавательных и созидательных способностей;
-формирование опыта самостоятельной деятельности;
Базовыми целями образования в условиях модернизации являются:
-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
-сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
-формирование у школьников желания и умения учиться.
Решить данные проблемы в комплексе может только создание новой модели
школы, в которой главным является педагогически организованный процесс развития
личности ребенка, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к
самообразованию и саморазвитию.
Информационно-компьютерная грамотность является важной частью
профессиональных знаний и умений учителя.
Целью данной работы является: теоретически обосновать методы и приемы информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.
Объект исследования: методы и
приемы информационно-коммуникационных технологий
в начальной школе.
Предмет исследования: информационно-коммуникационные технологии в начальной школе.
Задачи:
— охарактеризовать теоретические аспекты исследования
информационно-коммуникационных технологий.
— проанализировать
информационно-коммуникационную образовательную среду.
— выделить
способы взаимодействия ученика и среды.
Методы исследования:
– анализ психолого-педагогической и методической литературы;
– изучение опыта учителей-практиков по данной теме исследования.
Работа состоит из 2-х глав, введения, заключения, списка использованной
литературы
Заключение:
В исследовании при
определении структуры информационной образовательной среды учитывались
существующие подходы ученых к данной проблеме.
В структуре исследуемого
феномена выделяем материально-технический, технологический и
субъектно-социальный компоненты, которые согласуются со структурой
профессиональной компетентности учителя, а именно — мотивационно-ценностным,
когнитивно-деятельностным и личностно-рефлексивным компонентами.
Материально-технический компонент
образовательной среды учебного заведения предполагает наличие определенной
инновационной инфраструктуры. Каждое образовательное учреждение имеет
собственный материально-технический потенциал для создания инновационной
образовательной среды. Основное внимание в современных образовательных
учреждениях обращается на развитие информационной образовательной среды путем
внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях.
Консолидация информационно-образовательных ресурсов в системе образования,
организация единого образовательного пространства на основе использования
современных компьютерных технологий необратимым образом меняет педагогический
процесс, не только его содержательную, организационную и методическую основы,
но и систему ценностей студентов при усвоении знаний, умений и навыков
(мотивационно-ценностный компонент профессиональной компетентности).
Модернизация образовательных процессов связана
с созданием арсенала новейших инструментов накопления, обработки и передачи
образовательной информации посредством информационных каналов. К ним относятся
— создание локальных и международных образовательных сетей, концептуальное
введение систем открытого образования, реализация эффективных моделей
дистанционного обучения, разработка и применение современных средств обучения,
электронных библиотек, мультимедийных средств, систем программного обеспечения,
реализация проектной деятельности в образовательном информационном пространстве
и тому подобное.
Нами
также подчеркивается мысль, что творческая
активность и процесс творческого развития в образовательной среде — понятия,
которые не обязательно совпадают. Без активности нет творческого развития в
образовательной среде, но творческая активность может проявляться в любой
деятельности, даже не носящей творческий характер.
Фрагмент текста работы:
1.1.
Актуальность использования ИКТ в начальной школе
Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий в
школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный.
Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том,
чтобы научить своих воспитанников искать их и усваивать самостоятельно. Умение
обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным навыком.
С вступлением ФГОС в нашу жизнь, к выпускнику современной школы
предъявляются более жесткие требования. Он теперь должен обладать
практико-ориентированными знаниями, необходимыми ему для адаптации в обществе.
Но главной педагогической идеей ФГОС становится развитие универсальных учебных.
действий средствами информационно-коммуникационных технологий. Концепция
развития универсальных учебных действий разработана на основе
системно-деятельностного подхода. Данный подход основывается на теоретических
положениях концепции Г.В. Бурменской [1], П.Я. Гальперина [2], В.Г. Коваленко
[3], Е.Н. Ломакина [4], Е.С. Полат [5], Д.Б. Эльконина [6], которые раскрывают
основные психологические закономерности процесса развивающего образования.
Также они разъясняют структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих
закономерностей возрастного развития детей и подростков. Мы используем работы
этих ученых в качестве теоретической базы как наиболее полно отвечающие задачам
исследования.
Универсальные учебные действия — это способность к обучению, то есть
способность учащегося к саморазвитию, самостоятельному обучению и
совершенствованию посредством осознанного приобретения нового социального
опыта. Школьники уже имеют достаточно широкую психическую перспективу.
Мы выделили три уровня сформированности познавательных универсальных
учебных действий младших школьников: критический, оптимальный и высокий.
Критический уровень характеризуется нежеланием включаться в
поисково-информационное направление учебной деятельности, несформированность
познавательных целей и слабым проявлением логических действий, неумением
выделять и сравнивать стратегии решения логической задачи. Оптимальный уровень
определяется эпизодическим включением школьников в поисково-информационное
направление учебной деятельности, недостаточная сформированность познавательных
целей, у школьников есть попытки осуществлять логические действия, ни пробуют
выделять и сравнивать стратегии решения логической задачи. Высокий уровень
характеризуется включением школьников в поисково-информационное направление
учебной деятельности, сформированность познавательных целей и проявлением
логических действий, умением выделять и сравнивать.
В данное время, в связи с
непростой ситуацией во всем мире, дистанционное обучение является реальной
альтернативой обучению в стенах школы. В связи с внедрением новых
информационных технологий в систему образования и неспособностью традиционных
форм обучения всегда предоставить доступное и качественное образование,
применение технологий и средств дистанционного обучения позволяет выстраивать
совершенно новые образовательные модели.
К образовательным технологиям, наиболее приспособленным для использования
в дистанционном обучении, относятся: видео-лекции; мультимедиа-лекции и
лабораторные практикумы; электронные мультимедийные учебники; компьютерные
обучающие и тестирующие системы; имитационные модели и компьютерные тренажеры;
консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств;
видеоконференции.
Организация
учебного процесса в начальной школе способствует активизации познавательной
сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и психическому
развитию младшего школьника. Следовательно, ИКТ выполняет определенную
образовательную функцию, помогает учащемуся разобраться в потоке информации,
воспринять её, запомнить. ИКТ выступают как вспомогательный элемент учебного
процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего
школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и
дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий
характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать
цель, место и способ использования ИКТ.
Очевидно, что
ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и
широко использовать на своих предметных уроках.
Практически
на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно
– найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и
познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить
задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в
процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это
способствует значительному повышению
качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной
политики.
Применение на уроках ИКТ способствует так же:
• проведению урока эмоционально выразительным и наиболее наглядным;
• обучению ребят навыкам контроля и самоконтроля.
• сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
Сейчас существует большое количество электронных пособий по разным
предметам, поэтому используя на уроках демонстрационных средств (слайды,
атласы, рисунки, картины, анимации, видеозаписи) способствует формированию у
детей образных представлений, а на их основе – понятий.
В работе используются следующие компьютерные программы: учебные,
тренажёры, контролирущие, демонстрационные, справочно-информационные,
мультимедийные. Применяю их на уроках объяснения и закрепления, повторения и
систематизации, оценки и проверки знаний.
При всех достоинствах ИКТ имеет и свои недостатки.
Отрицательные аргументы:
1. Утрачивается навык каллиграфически правильного
письма и орфографическая зоркость.
2. Отрицательное влияние на здоровье учащихся.
3. Снижение коммуникативных навыков.
4. Формируется клиповое сознание.
ИКТ в начальной школе используют по различным предметом. К ним относится
такая наука, как математика. Компьютер может выступать в роли источника учебной
математической информации, мультимедийного наглядного пособия, тренажёра,
средства диагностики и контроля.
В связи с этим ИКТ можно использовать на различных этапах процесса обучения: при
объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, обобщении и
систематизации, а так же в домашних заданиях и внеклассной работе.