Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Информационно-коммуникационные средства обучения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Сущность,
роль и виды информационно-коммуникационных средства обучения. 5

1.1. Основные подходы к пониманию сущности
информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. 5

1.2. Роль информационно-коммуникационных
технологий в системе образования школьников. 9

1.3. Виды информационно-компьютерных
технологий их характеристика. 18

Глава 2. Требования и особенности использования
информационно-коммуникационных средств обучения. 23

2.1 Информационные технологии как условие
улучшения образования. 23

2.2 Требования к использованию
информационных технологий на уроках. 25

2.3. Особенности использования
информационных технологий на уроках. 27

Список используемой
литературы.. 33

  

Введение:

 

Актуальность
исследования заключается в том, что в последние 10-15
лет компьютеры и компьютерные информационные технологии стали частью нашей
жизни.

Информационные и компьютерные технологии естественным
образом вписываются в школьную жизнь и являются еще одним эффективным средством,
с помощью которого вы можете значительно улучшить учебный процесс.

Многие учителя в общеобразовательных учреждениях
считают, что информационные и компьютерные технологии — не что иное, как еще
одно средство для развлечения детей.

Другие настаивают на том, что невозможно подготовить
учителей к использованию информационных и компьютерных технологий на уроках и
грамотному обучению детей компьютерной грамотности без серьезной профессиональной
подготовки в области компьютерных технологий.

Еще более серьезным возражением является тот факт, что
дети будут общаться друг с другом гораздо реже, поскольку большую часть своего
времени они будут проводить за компьютером.

В связи с этим высказываются опасения, что дети,
привыкшие общаться с компьютерами, предпочтут формы общения, которые
характеризуются точностью и ясностью, а не интуицией или двусмысленностью,
которые необходимы для художественной и гуманитарной деятельности.

Однако у школы нет иного выбора, кроме как
адаптировать ее к веку информационных технологий.

Ознакомление с информационными и компьютерными
технологиями является лишь частью этой адаптации.

Основная цель адаптации заключается в том, что детей
нужно учить обрабатывать информацию, решать проблемы, общаться с людьми и понимать
суть изменений, необходимых обществу.

Информационно-компьютерным технологиям посвящены
работы ряда ведущих российских– М.И. Башмакова, М.М. Буняева, Е.П. Велихова,
И.А. Павловского, Б.С. Гершунского, А.П. Ершова, И.А. Буйницкая, Э. М. Кравченко,
Е.Н. Оснирко.

Этими учёными очерчена методология решения многих
проблем, предложены различные концепции информатизации образования.

Объект
исследования: информационно-коммуникационные средства
обучения..

Предметом
исследования применение информационных технологий в
процессе обучения.

Цель
исследования: изучение роли
Информационно-коммуникационных средств обучения.

Задачи исследования:

1. Основные
подходы к пониманию сущности информационно-коммуникационных технологий в
образовательном процессе

2. Роль
информационно-коммуникационных технологий в системе образования школьников

3. Виды информационно-компьютерных технологий их
характеристика

4. Информационные технологии как условие улучшения образования

5. Требования к использованию информационных
технологий на уроках

6. Особенности использования информационных технологий
на уроках

Методы
исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,
дедукция и индукция.

Теоретическая
значимость исследования состоит
в анализе теоретического и практического состояния проблемы информатизации
образования на современном этапе, описании преимуществ и недостатков включения
в учебный процесс информационных технологий, в определении специфических
особенностей их применения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В последние
годы термин "информационные технологии" часто ассоциируется с
термином "компьютерные технологии", поскольку все информационные
технологии в настоящее время связаны с использованием компьютеров. Однако
термин "информационные технологии" гораздо шире, включая
"компьютерные технологии" как неотъемлемую часть. В то же время
термин "современные информационные технологии" сформировался на
основе информационных технологий с использованием современных компьютерных и
сетевых средств. Само понятие технологии отражает направленность прикладных
исследований на фундаментальное совершенствование деятельности человека,
повышение ее эффективности с точки зрения самодостаточности, прочности, средств
и технической оснащенности.

Информационные
технологии являются мощным инструментом, который можно использовать для
развития формирующего интеллекта учащихся школы — это основа способности к
обучению. Именно поэтому очень важно учитывать особенности интеллектуального
развития младших школьников.

Нет
сомнения, что информационная культура стоит на одном уровне с ними и отражает
направленность на тот или иной вид деятельности. В то же время, в силу особой
роли информации в развитии и воспитании личности, в информационной культуре
возникают элементы информационной культуры в общей культуре личности и труда,
быта, общения, политики, морали и других видах культуры.

В связи с
этим информационная культура рассматривается как инструмент адаптации человека
к условиям внешней среды как способ координации внутреннего мира человека при
овладении объемом важной информации в обществе в целом, подготовки человека к
предстоящему информационному обществу.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Сущность, роль и виды информационно-коммуникационных
средства обучения 1.1. Основные подходы к пониманию сущности
информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

В настоящее
время влияние медиа-технологий на людей возрастает. Это особенно актуально для
ребенка, который любит смотреть телевизор вместо того, чтобы читать книгу.
Мощный поток новой информации, реклама, использование компьютерных технологий
на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и
компьютеров оказывают огромное влияние на рост детей и их восприятие
окружающего мира. Его любимое фактическое занятие, характер игры значительно
изменились, и его любимые персонажи и увлечения также изменились. Раньше
ребенок имел доступ к информации по любой теме через различные каналы:
учебники, справочники, лекции преподавателей и конспекты курсов. Но сегодня, учитывая
современные реалии, педагоги должны внедрять в учебный процесс новые методы
подачи информации. Вопрос в том, почему это необходимо. Мозг ребенка получает
знания в виде телевизионных развлечений, и ему гораздо легче воспринимать
информацию, предоставляемую на занятиях через средства массовой информации.

В последние
годы термин "информационные технологии" часто ассоциируется с
термином "компьютерные технологии", поскольку все информационные
технологии в настоящее время связаны с использованием компьютеров. Однако
термин "информационные технологии" гораздо шире, включая
"компьютерные технологии" как неотъемлемую часть. В то же время
термин "современные информационные технологии" сформировался на
основе информационных технологий с использованием современных компьютерных и
сетевых средств. Само понятие технологии отражает направленность прикладных
исследований на фундаментальное совершенствование деятельности человека,
повышение ее эффективности с точки зрения самодостаточности, прочности, средств
и технической оснащенности [9, с. 36].

Информационные
технологии являются мощным инструментом, который можно использовать для
развития формирующего интеллекта учащихся школы — это основа способности к
обучению. Именно поэтому очень важно учитывать особенности интеллектуального
развития младших школьников.

В рамках
рассмотрения понятия информационной технологии следует также рассмотреть
определение понятия "культура", которое включает в себя следующий
объем: "антисоциальные системы, организованные функционально полезными
нормами и ценностями, созданными в сознании формами общественной практики и
социальной деятельности". Социальная культура представлена материальными
объектами, социальными институтами (институтами, традициями) и духовными
ценностями. Культура формируется путем обобщения опыта многих поколений в
результате материальной и духовной деятельности всех слоев, групп и индивидов,
составляющих общество"[7, С. 14].

Информационная
культура определяет способ передачи информации в таких текстах, опосредованный
в каждый исторический период характером и уровнем общественного развития и
конкретными формами жизни людей. Эта деятельность представляет собой двоякий
процесс: с одной стороны, это использование накопленной информации, с другой —
ее создание и закрепление на различных видах материальных носителей [7, С. 15].

Третье
определение гласит, что культура-это социально прогрессивная творческая
деятельность человека, направленная на изменение действительности и
преобразование богатства человеческой истории во внутреннее богатство человека.
Уровень культуры личности зависит от ее социализации, участия в культурном
наследии. Данная трактовка выделяет общечеловеческую культуру и ее связи по
типу и сфере деятельности — труд, быт, развлечения, общение, поведение, речь,
тело, нравственную, эстетическую, политическую и профессиональную культуру.

Нет
сомнения, что информационная культура стоит на одном уровне с ними и отражает
направленность на тот или иной вид деятельности. В то же время, в силу особой
роли информации в развитии и воспитании личности, в информационной культуре
возникают элементы информационной культуры в общей культуре личности и труда,
быта, общения, политики, морали и других видах культуры.

В связи с
этим информационная культура рассматривается как инструмент адаптации человека
к условиям внешней среды как способ координации внутреннего мира человека при
овладении объемом важной информации в обществе в целом, подготовки человека к
предстоящему информационному обществу.

В этой
дисциплине объектом изучения естественно являются такие объекты, как
компьютеры, телекоммуникационные базы данных, компьютерные сети, гипертекст,
мультимедиа, базы знаний и экспертные системы. Таким образом, сформированные по
данной дисциплине умения включают профессиональное использование ИКТ в
различных средах и режимах, в том числе компьютерную обработку текстовой,
табличной и графической информации; осуществление удаленного доступа к
автоматизированным информационным ресурсам, организацию информационного поиска
в сети Интернет. Именно этот набор знаний и умений был недавно определен как понятие
"новой информационной культуры" [7, С. 13].

В школе
мышление является доминирующей функцией. В результате дети способны делать
выводы в конкретных обстоятельствах проблемы. Если в дошкольном возрасте
преобладает наглядно-образное мышление, то к поступлению в школу будущие
первоклассники уже обладают языковым и логическим мышлением. Вырастая в области
разнообразия мышления, дети могут относиться к трем основным группам:

— Теоретики
и мыслители — они устные;

— практики —
они должны опираться на наглядность и практические действия;

— художники
— дети с ярким образным мышлением [3, С. 12].

Выбранные
учителями методы и навыки обучения согласуются с возрастными и личностными
особенностями учащихся школы, и достигаются хорошие результаты. Ускорение
развития детей раннего возраста сделало реальным внедрение компьютерных
технологий на ранних этапах обучения. Когда они поступают в школу (6-7 лет),
дети обычно имеют некоторый опыт в использовании компьютерной техники, поэтому
лучше начинать обучение с начальной школы, потому что известно, что человек
получает самые прочные и пожизненные знания и навыки в школе. Визуально
воспринимаемая информация более осмысленна и лучше хранится в памяти.

Например,
было установлено, что правильное и методически грамотное использование
аудиотехники в обучении увеличивает на 15%, визуальной — на 25% объем усвоения
информации, а общее использование аудио — и видеотехники обеспечивает усвоение
учебной информации до 65%.

Если
компьютерная деятельность в классе рассчитана на поддержку традиционной учебной
программы, то она не только не отвлечет ребенка от школьной программы, но и
поможет развить у ребенка интерес к ней. В этом случае снижается риск создания
устаревших учебных курсов до того, как начать обучать детей [3, с. 7].

Компьютеры
ориентированы только на изменение содержания обучения, которое должно
осуществляться в соответствии с изменениями в мире. Особенности метода:
компьютерные средства обучения называются интерактивными, они обладают
способностью "реагировать" на действия учащихся и преподавателей,
вступать с ними в беседу, что является основной особенностью компьютерных
методов обучения.

В
компьютерной технике связь между компьютером и элементами других технологий
очень актуальна.

Компьютеры
могут использоваться на всех этапах учебного процесса: интерпретация (введение)
новых материалов, фиксация, повторение. Кроме того, для детей он выполняет
множество функций: учителя, рабочие инструменты, учебные объекты, совместные
команды и развлекательные (игровые) среды.

К числу
функций педагогов-компьютеров относятся: источники учебной информации (частично
или полностью заменяющие учителей и учебники); наглядные пособия (с совершенно
новым уровнем мультимедийных и телекоммуникационных возможностей); персональное
информационное пространство; тренажеры; средства диагностики и контроля.

Богатейшая
возможность представления информации на компьютере позволяет модифицировать и
обогащать содержание образования, включая комплексные курсы, знакомство с
историей и методами науки, творческие лаборатории, науку и технику мирового
уровня, культуру и общественное сознание [1, с. 6].

Высочайшее
качество обучения должно быть достигнуто за счет непосредственного сочетания
слов и образов, представленных учащемуся в процессе обучения. Потенциал
компьютеров как основного средства реализации информационных технологий
позволяет более полно использовать возможности зрительного и слухового
анализаторов.

Это, в свою
очередь, сказывается, прежде всего, на начальных этапах процесса усвоения
знаний — чувствовании и восприятии. Сигналы, воспринимаемые органами чувств,
затем обрабатываются логически и попадают в область абстрактного мышления.

Поэтому
чувственные образы содержатся в суждениях и умозаключениях. Поэтому создается
фундамент для следующего этапа процесса успешного усвоения знаний и понимания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы