Курсовая теория на тему Информационное обеспечение системы управления государственной и муниципальной собственности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Система управления государственной и муниципальной собственностью: структура, функции 5
2. Нормативно-правовые регулирования СУГ и МС 11
3. Информационное обеспечение СУГ и МС 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Введение:
Одним из главных участников национальной экономики является государство, т.к. именно оно определяет и сосредотачивает определенную долю финансовых, материальных и трудовых ресурсов, устанавливает законодательные основы для субъектов хозяйствования, закрепляет социальные гарантии для поддержки граждан. Однако, после государственных реформ и перехода России от командно-административной экономики к рыночной, роль деятельности государства существенно снизилась. Несмотря на снижение вмешательства государства в экономические процессы, рыночная экономика не может существовать без поддержки государства. Актуальность темы исследования определяется тем, что, как известно, любое государство является крупным собственником. В разные времена и вне зависимости от политической системы любое государство владело и владеет достаточным массивом различного рода имущества. Необходимость наличия имущества в государственной (муниципальной) собственности продиктована публичными интересами. Оно используется для решения задач и функций публично-правовых образований и является источником формирования бюджетов. Проблемы эффективного управления государственной собственностью постоянно находятся в числе самых востребованных и первостепенных вопросов экономики. [1, c. 4].
Объект исследования — общественные отношения, возникающие в ходе применения норм, регулирующих информационное обеспечение системы управления государственной и муниципальной собственности.
Предмет исследования — особенности информационного обеспечения системы управления государственной и муниципальной собственности.
Цель написания данной курсовой работы — выявление проблемных аспектов, возникающих при информационном обеспечении системы управления государственной и муниципальной собственности.
Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач:
1. Рассмотрение теоретических основ информационного обеспечения системы управления государственной и муниципальной собственности;
2. Анализ информационного обеспечения системы управления государственной и муниципальной собственности;
3. Исследование проблем информационного обеспечения системы управления государственной и муниципальной собственности и выявление путей их решения.
Суть проблемы: выявление элементов, влияющих на формирование информационного обеспечения системы управления государственной и муниципальной собственности. Научная новизна заключается в рассмотрении перспектив развития информационного обеспечения системы управления государственной и муниципальной собственности. Теоретическую базу и основу источников составляют отдельные положения и выводы отечественных ученых — специалистов в различных отраслях системы государственных финансов России: Шевченко О.П., Мирончук В.А., Орлов А.А., Максимова Е.М., Цечоев Х.И., и других.
Практическая значимость заключается в выявлении проблем и перспектив экономического развития муниципальных образований России
Методы, используемые в работе — сравнительно — сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Заключение:
Система управления государственным или муниципальным имуществом представляет собой процесс согласованной деятельности управленцев и властных структур различного уровня, наделенных определенными полномочиями. Эффективное управление данной сферой открывает возможности для извлечения максимального эффекта (выгоды) от владения, пользования и распоряжения объектами государственной и муниципальной собственности в границах установленного законодательства.
В научной литературе термин «эффективность» имеет широкое использование. Большинство источников трактуют это понятие как отношение достигнутых или ожидаемых результатов к понесенным затратам.
В коммерческих структурах эффективность определяется размером полученной прибыли, когда в государственных или муниципальных органах власти получение прибыли не является целью их деятельности.
Следовательно, возникает проблема в понимании оценки эффективности управления государственной или муниципальной собственностью. Понятия «эффективность государственного управления» и «рентабельность» в достаточной степени не тождественны. Эффективность государственного управления представляется более широким понятием. В научной литературе выделяют следующие виды эффективности: экономическая, коммерческая, бюджетная, социальная, техническая и функциональная.
— экономическая эффективность представляет собой соотношение затрат и полученных результатов исходя из интересов организации или общества в целом;
— коммерческая эффективность отражает финансовые результаты хозяйственной деятельности в стоимостном выражении;
— бюджетная эффективность заключается в отражении финансовых результатов управления средствами федерального, регионального или местного уровня бюджетов;
— социальная эффективность отражает в себе пользу или благо создаваемое для общества в процессе реализации программ и проектов различной сферы;
— техническая эффективность представляет собой отношение между затратами и результатами по степени достижения целей и задач технической направленности. Характеризуется максимальными физическими объемами производства, достигаемых в процессе использования имеющихся ресурсов;
— функциональная эффективность отражает учет, контроль, анализ, прогнозирование управления имуществом.
Для объективной оценки эффективности информационного обеспечения системы управления государственной и муниципальной собственности необходимо использование специальных оценочных технологий и критериев оценки. Следует подчеркнуть, что данная деятельность должна проводиться постоянно, с целью выявления ошибок в управлении.
На наш взгляд, для проведения оценочных мероприятий необходимо использовать комплексный подход, который будет в значительной мере отражать финансово-экономические результаты и социальные аспекты.
К первой группе оценочных критериев следует отнести финансовые показатели, которые представляют собой отражение динамики доходов от управления имуществом (передача в аренду, продажа на аукционе, использование имущества в предоставлении платных услуг, стоимость чистых активов организаций с участием государства на 1 рубль вложения и т.д.).
Вторую группу оценочных критериев должны составлять показатели взаимодействия имущества с населением. В основе критериев оценки предлагается использовать показатели, характеризующие уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных или муниципальных услуг с использованием имущества, а также динамика объема поступивших жалоб на органы власти.
Третью группу оценочных критериев составляют показатели достижения основных целей деятельности. Особенность данного раздела заключается в том, что в ней будут отражены показатели основных долгосрочных и краткосрочных целей деятельности органов государственной и муниципальной власти по управления имуществом, для решения назревших проблем в обществе. К таким показателям можно отнести удельный вес неиспользуемого недвижимого имущества, размер их износа, доля коммерческих организаций, основная деятельность которых не соответствует видам деятельности и потребностям государства (муниципалитета или субъекта РФ).
Таким образом, учитывая трудность и всесторонность процесса информационного обеспечения системы управления государственной и муниципальной собственности, необходима разработка универсальной системы оценки эффективности управления в данной сфере. Вышеперечисленные нами меры, в значительной степени позволят совершенствовать существующий механизм и позволят анализировать динамику происходящих процессов на длительном промежутке времени, что, в свою очередь, позволит выявлять проблемные зоны и эффективно принимать управленческие решения.
Фрагмент текста работы:
1. Система управления государственной и муниципальной собственностью: структура, функции
Современная система управления государственной и муниципальной собственностью зависит от эффективного использования всех видов ресурсов и их направления на реализацию приоритетных задач развития территорий и институтов. Для объективной оценки формирования и расходования государственных средств применяются методы анализа, мониторинга, контроля, эффективного управления, проектирования, которые, в свою очередь, являются инструментами действенной политики управления собственность на всех уровнях иерархии управления.
Система государственного и муниципального управления охватывает не только бюджетные учреждения, но и коммерческие структуры, к которым относятся унитарные предприятия. На праве хозяйственного ведения или управления они распоряжаются федеральной или муниципальной собственностью для решения важных социально-экономических задач развития территорий. Не всегда деятельность этих компаний приносит должный эффект и дает прибыль, но эффективная организации системы управления и контроля позволяет достичь желаемых результатов. В основе эффективного управления лежат механизмы проектирования результатов деятельности, достижения и мониторинга их выполнения с позиций координации и поправок.
Помимо правовых документов, регулирующих деятельность государственных и муниципальных предприятий, разрабатываются и применяются регламенты на уровне региона, министерства, муниципалитета. Эти регламенты имеют узкоспециализированную направленность и применяются на соответствующей территории. Нет единых требований и критериев оценки эффективности деятельности унитарных предприятий и разработки методических подходов к проектному управлению достижимости показателей.
Более того, отдельные регламенты устарели и не отражают современных тенденций развития государственного и муниципального управления, ориентированного на проектное стратегическое управление.
Процесс формирования прибыли не приносит должного эффекта и результата для собственников имущества, не отражает контроля соблюдения антикоррупционного законодательства и законодательства о закупках.
Государственная сфера деятельности в настоящее адаптирует методики, технологии и инструментарий корпоративного менеджмента, перенимает многокритериальную оценку результативности деятельности и эффективного управления собственностью. Активно применяются лучшие практики региональной политики и управления.
Унитарные предприятия, которые, по сути, являются коммерческими структурами, успешно могут применять методы финансового, стратегического, прогнозного и рейтингового анализа для проведения мониторинга и контроля деятельности для достижения максимальной рентабельности деятельности и формирования прозрачных отчетов об эффективности использования имущества.
В основе мониторинга и проектного управления лежат методы и методики анализа эффективности и результативности деятельности, которые успешно применяются коммерческими структурами и могут быть адаптированы к эффективному проектному управлению унитарными предприятиями.
Несмотря на то, что унитарное предприятие – это коммерческое предприятие, оно не наделено собственником правом собственности на закрепленное за ним имущество. Кроме того, как показывает статистика, данная организационно-правовая форма не востребована в управленческой сфере. Эксперты и специалисты в сфере государственного муниципального управления расходятся во мнении относительно значимости данных организаций в решении социально-экономических задач и результативности эффективного управления имуществом.
В свете реформирования современного имущественного комплекса остро возникает вопрос о месте и роли государственных унитарных предприятий в экономике России. По мнению авторов, с одной стороны, данные предприятия продолжают исполнять государственный заказ, пользуясь наработанными формальными и неформальными контактами и сохраненной производственной базой. С другой стороны, снижение инвестиционной деятельности в последнее время ведет к нарастанию финансовых убытков и снижению качества управления со стороны государственных органов управления. Это обусловливает снижение эффективности их использования при выполнении задач, связанных с уставной деятельностью, обеспечением федеральных и муниципальных нужд, безопасностью государства [5]. Ученые убеждены, что на деятельность унитарных предприятий влияют в первую очередь внешние факторы, связанные со слабой инвестиционной привлекательностью отдельных регионов.
Необходима кардинальная модернизация всей системы государственного и муниципального управления [4]. А.И. Федотов [6], М.О. Ярагина [7] отмечают необходимость повышения эффективности деятельности федерального государственного унитарного предприятия на основе применения инструментария системного анализа, в частности, комплексного анализа финансового состояния предприятия.
Собственники и руководство унитарных предприятий в числе внешних факторов также отмечают наличие проблем по выстраиванию эффективной системы управления[1].
Об отставании методического обеспечения процессов контроля расходования средств собственника государственного имущества пишут и другие эксперты в сфере государственного и муниципального управления.
Н.С. Девятова, В.А. Шишкин подчеркивают, что к настоящему моменту реализован ряд инициатив по формированию эффективной системы управления государственными и муниципальными предприятиями. Одной из таких инициатив является применение специальных инструментов мониторинга и контроля за деятельностью унитарных предприятий в части использования государственного имущества, таких как отчетность руководителей по специальным типовым формам, ведение реестра показателей экономической эффективности деятельности, осуществление аудиторских проверок, утверждение программ деятельности предприятий и перечисление части чистой прибыли предприятий в бюджет [2].