Журналистика Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Информационная война в современных СМИ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. 5

1.1.Концепция и структура информационной войны.. 5

1.2.Проблемы и цели информационной войны.. 9

1.3. Оружие информационной войны и его классификации. 11

ГЛАВА 2. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН В СОВРЕМЕННЫХ СМИ.. 13

2.1.Способы ведения информационных войн в истории. 13

2.2.Способы ведения информационных войн в настоящее время. 16

2.3. Информационно-психологическое воздействие. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 31

  

Введение:

 

Несмотря
на прогрессирующую активность социальных сетей в новостном пространстве
российской медиаиндустрии, телевидение все же сохраняет и удерживает своих
зрителей. В первую очередь, это происходит благодаря программам, ставшим
своеобразными «брендами» отдельных телеканалов. В этом списке, безусловно,
необходимо выделить новостные программы ключевых телеканалов. Именно эти
программы пользуются заслуженным авторитетом у зрителя, в первую очередь, по
причине своей долговечности в эфире, приверженности стандартам объективности и
отстаивания национальной повестки дня в мировом информационном пространстве.

Присутствуют такие программы и в телеэфирах крупнейших телеканалов Украины и ДНР. В
условиях военного противостояния между государствами новостные выпуски становятся
ареной другого противостояния – информационного. Создание пропагандистских
сюжетов и развенчание пропагандистской информации, представленной противником,
формирование информационного дискурса государства и регионов – таковы основные
функции  программ новостей на ведущих
украинских и республиканских телеканалах.

В данный
момент в отечественном журналистиковедении отсутствует специализированное
исследование, посвященное закономерностям построения технологий контрпропаганды
в эфире новостных выпусков современного телевидения ДНР, что обусловливает
актуальность темы исследования и необходимость ее подробного раскрытия.

Объектом
исследования являются материалы выпусков новостей ведущих украинских
телеканалов и телевидения ДНР, содержащие образцы контрпропагандистского
дискурса.

Предмет
исследования: закономерности функциональности материалов выпусков новостей
ведущих украинских телеканалов и телевидения ДНР, содержащих образцы
информационной войны.

Цель
исследования: выявление закономерностей функциональности материалов выпусков
новостей ведущих украинских телеканалов и телевидения ДНР, содержащих образцы
информационной войны.

Поставленная
цель обусловила необходимость выполнения следующих задач:

1. Анализ
теоретических основ исследования;

2. Выявление
закономерностей ведения информационной войны в условиях военного конфликта;

3.
Рассмотрение нейтрализационной функциональности контрпропаганды в
информационном дискурсе сторон конфликта;

4.
Выделение ключевых методов информационной войны в противостоянии Украины и ДНР.

Методы
исследования: теоретические (обработка специализированной литературы, анализ,
синтез); практические (контент-анализ).

Материал
исследования представлен журналистскими материалами (новостные выпуски)
украинских телеканалов (1+1,
5 канал, ICTV) и телевидения ДНР
(Перв
ый Республиканский, Оплот, Юнион).

Научная
новизна работы обусловлена отсутствием в отечественном журналистиковедении
специализированных работ, посвященных сопоставительному анализу закономерностей
функциональности технологий информационной войны в вещании украинских
телеканалов и телевидения ДНР.

Практическая
значимость исследования обусловливается возможностью использования его
материалов в дальнейших исследованиях, посвященных заявленной проблематике.

Структурно
работу составляют введение, две главы, заключение и список использованной
литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Практически
каждый крупный телеканал имеет свою программу, реализующую информационное
направление. На протяжении существования отечественного телевидения на
телевизионных каналах происходила постоянная смена контента, возникали новые
программы и убирались из эфира старые, однако именно информационная
составляющая в том или ином виде осталась на всех каналах российского
телевидения .

Преимущественно
на отечественных телевизионных каналах новостные выпуски выходят несколько раз
в день.Однако, следует заметить, что новостные выпуски, выходящие в разное
время суток, имеют различную функциональную и идейную нагрузку. Если утренние
выпуски преимущественно дублируют новости, которые произошли накануне, и
являются предельно информативными, то дневные выпуски реализуют лаконичность
подобного рода в течение всего телевизионного дня. В них часто представлен
просто дайджест новостной информации, если, конечно, в течение дня не
происходит ни одного чрезвычайного происшествия, сюжет о котором следует
«поставить» в телевизионный эфир.

Самым
главным в информационном вещании является так называемый вечерний выпуск
новостей. Обычно он выходит во временном слоте между девятнадцатью и двадцатью
одним часом, то есть в то время, когда большое количество людей находится перед
экраном, и еще не слишком поздно. Именно эти выпуски представляют наиболее
информативную картину прошедшего дня. В них возможен максимально тщательный и глубокий
анализ ситуации, отраженной в сюжетах.

Новостной контент
современных каналов ДНР и Украины формируется с несомненным учетом современной
общественно-политической ситуации в стране и в мире. Так, в частности, особый
акцент смещен в сторону государственнического подхода к освещению событий, так
или иначе влияющих на образ Украины, ДНР, России в мире. Помимо этого, активное
участие Российской Федерации в ключевых геополитических трансформациях
последних пяти лет обусловило необходимость пристального отслеживания
обстоятельств, определяющих современное состояние территорий, находящихся в
фокусе геополитического интереса России – Крыма, Донбасса, Сирии. Данный момент
отмечается в новостных выпусках практически всех крупнейших отечественных
телеканалов республиканского уровня, и его наличие нельзя не учитывать при
проведении анализа информационной политики новостных редакций данных
телевизионных каналов. Таким образом, можно говорить о патриотизме как о
идейно-эстетической доминанте новостных телепередач отечественных телеканалов в
последние пять лет.

С точки зрения типов пропаганды, можно говорить о
классификации контпропаганды как наступательной (атакующей) и защитной.
Наступательная пропаганда иногда может показаться непредсказуемой, даже
абсурдной. Главная ее цель – это наступление на конкурента на его собственной
территории, то есть не защита от агрессии, а психологическое контрнаступление.
К числу технологий наступательной контпропаганды принадлежат
следующие средства воздействия.

Трансляция негатива – формирование негативного
отношения к определенному объекту через потребителей информации определенных
СМИ, вызывание чувства презрения, страха, отвращения, неприязни. Подобную
технологию в информационной войне используют как украинские, так и
республиканские СМИ, дегуманизируя противника и отказывая ему в наличии
элементарных человеческих качеств. Проекция негативного образа – перенесение
негативных качеств с какого-нибудь объекта на другой с целью его
дискредитации.Негативная интерпретация – изменение содержания пропагандистских
сообщений противника, что приводит к приданию им совершенно другого оттенка,
снижает доверие, создает негативный образ. Данная тактика применялась как
украинскими, так и республиканскими СМИ при оценке высказываний ключевых
спикеров с обоих сторон.

Инсинуация является одним из наиболее эффективных
приемов психологического влияния на общество с целью демонстрации того, что
действия противника составляют угрозу жизни, безопасности, благополучию людей.
 Распространение слухов –
специфический метод контрпропаганды, который предусматривает анонимность и
обособленность от информации, которая освещается в СМИ. Несмотря на это, таким
методом не брезгуют ни украинские, ни республиканские СМИ, ссылаясь на
информацию, полученную от осведомителей и информаторов «на местах».

Семантическое манипулирование – постепенное
превращение положительной информации в негативную с помощью словесной
манипуляции, скрытой игры со смыслом и значениями слов.

Защитная контрпропаганда иначе называется
классической. Ее основные методы:
прямое
опровержение – суть заключается в непосредственном прямом опровержении пунктов
пропаганды врага;
пренебрежение – метод состоит в
продуманном игнорировании провокаций противника, бывает эффективным, когда в
СМИ освещена незначительная тема;
отвлечение
внимания – перенесение внимания целевой аудитории с основных тем пропаганды
противника на другие темы;
превентивная
пропаганда – предварительное использование той темы, которая потенциально может
быть использована пропагандой противника с целью уменьшения доверия к ней;
использование
контрслухов – один из наиболее эффективных методов защиты от слухов;
использование
эвфемизмов – метод «приклеивания ярлыков» наоборот, состоит в замене
экспрессивно окрашенных слов менее эмоциональными и понятными.

Впрочем,
необходимо отметить, что порой достаточно сложно провести грань между
контрпропагандистским и пропагандистским материалами, поскольку зачастую в
противостоянии неправдивой, по мнению представителей одной из сторон конфликта,
информационной деятельности, они (представители этой стороны) создают
собственный пропагандистский миф или целую мифологию, которая призвана заменить
неугодную версию событий.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

 

1.1.Концепция
и структура информационной войны

Практически
каждый крупный телеканал имеет свою программу, реализующую информационное
направление. На протяжении существования отечественного телевидения на
телевизионных каналах происходила постоянная смена контента, возникали новые
программы и убирались из эфира старые, однако именно информационная
составляющая в том или ином виде осталась на всех каналах российского
телевидения .

Преимущественно
на отечественных телевизионных каналах новостные выпуски выходят несколько раз
в день. Мы сознательно выносим за скобки каналы, чье вещание полностью состоит
из новостных выпусков, как телеканал «Россия-24».

Однако,
следует заметить, что новостные выпуски, выходящие в разное время суток, имеют
различную функциональную и идейную нагрузку. Если утренние выпуски
преимущественно дублируют новости, которые произошли накануне, и являются
предельно информативными, то дневные выпуски реализуют лаконичность подобного
рода в течение всего телевизионного дня. В них часто представлен просто
дайджест новостной информации, если, конечно, в течение дня не происходит ни
одного чрезвычайного происшествия, сюжет о котором следует «поставить» в
телевизионный эфир.

Самым
главным в информационном вещании является так называемый вечерний выпуск
новостей. Обычно он выходит во временном слоте между девятнадцатью и двадцатью
одним часом, то есть в то время, когда большое количество людей находится перед
экраном, и еще не слишком поздно. Именно эти выпуски представляют наиболее
информативную картину прошедшего дня. В них возможен максимально тщательный и
глубокий анализ ситуации, отраженной в сюжетах.

В вечерних
выпусках новостей более значимой становится роль ведущего. Если в дневных
выпусках его роль сводится преимущественно сугубо к объявлению новой
информации, то ведущий вечернего выпуска может прибегать к анализу событий, о
которых он рассказывает зрителям, демонстрировать различные точки зрения,
сопоставлять их и комментировать. Неслучайно, что ведущими вечерних выпусков
обычно становятся самые опытные и известные журналисты телеканалов .

Отдельную
группу новостных программ, которая иногда выделяется в особый жанр
телевизионного эфира, составляют воскресные, или итоговые выпуски новостей,
освещающие и суммирующие все те события, которые произошли в стране и мире в течение
недели. Собственно, такие программы, по нашему мнению, гораздо уместнее было бы
назвать аналитическими, чем просто информационными или даже
информационно-аналитическими, поскольку в них роль новизны представленной
информации представляется значительно меньшей, чем ее аналитическая обработка
ведущими программы. Часто для участия в таких программах приглашают известных
политических и общественных деятелей, экспертов по актуальным вопросам, которые
обсуждаются в воскресном эфире .

Сегодня на
отечественном телевидении информационные выпуски подаются в двух форматах:
новостной дайджест и информационная программа с ведущими в кадре. С каждым
выпуском утренних новостей сообщений становится все больше, а предыдущие
дополняются деталями.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы