Курсовая теория на тему Индивидуальные особенности восприятия у детей раннего и дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты индивидуальных особенностей восприятия у детей раннего и дошкольного возраста 5
1.1. Психический познавательный процесс «восприятие» как предмет исследования отечественных и зарубежных психологов 5
1.2. Особенности формирования и развития ощущений и восприятий в процессе онтогенеза 7
1.3. Особенности восприятия у детей раннего и дошкольного возраста 12
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Введение:
Актуальность выбранной темы.
Проблема сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста яв-ляется актуальной, так как именно этот возраст наиболее благоприятен для со-вершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Важность сенсорного развития определяется тем, что познание окружаю-щей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятии.
Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, ося-зания, слуха и т. п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память воображение, мышление.
Проблемой сенсорного развития занимались такие выдающиеся зарубеж-ные ученые в области дошкольной педагогики как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педаго-гики и психологии Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие.
Они справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Итальянский педагог Мария Монтессори предложила оригинальную мето-дику, способствующую развитию сенсорных эталонов у детей младшего до-школьного возраста.
Разработанные ею дидактические материалы, подобранные соответствую-щим образом, дают детям младшего дошкольного возраста сенсорные стимулы, управляющие органами чувств.
В педагогике М. Монтессори основное место уделяется сенсорным этало-нам. Сенсорные эталоны – это выбранные человечеством представления об ос-новных разновидностях каждого вида свойств и отношений – цвета, формы, ве-личины предметов, их положения в пространстве, высоте звуков, длительности промежутков времени и т. д.
В раннем возрасте происходит психологическое отделение ребенка от мате-ри, расширяется круг доступных предметов, появляется ориентировка в про-странстве и определенная самостоятельность, формируется наглядно-образное мышление, возникают первые устойчивые качества личности. Ведущей деятель-ностью ребёнка в данный период является предметная деятельность, постепенно возникшая из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев. Овладение предметной деятельностью — основа полного и всестороннего развития восприя-тия, т. к. восприятие ребенка в раннем детстве вплетено в ведущую деятельность и тесно связано с выполняемыми предметными действиями [4].
Развитие восприятия определяется тремя составляющими — перцептивны-ми действиями, которые заключаются в выделении наиболее характерных для данного предмета качеств (информативных точек), сенсорными эталонами, пред-ставляющими собой устойчивые образы, и действиями соотнесения образов-эталонов с предметами окружающего мира [1].
Объект исследования – развитие восприятия детей раннего и дошкольного возраста.
Предмет исследования: индивидуальные особенности восприятия у детей раннего и дошкольного возраста.
Цель работы — изучить индивидуальные особенности восприятия у детей раннего и дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психический познавательный процесс «восприятие» как предмет исследования отечественных и зарубежных психологов
2. Проанализировать особенности формирования и развития ощущений и восприятий в процессе онтогенеза
3. Изучить индивидуальные особенности восприятия у детей раннего и до-школьного возраста.
Заключение:
Восприятия имеют сходство с ощущениями в том, что это процессы непо-средственного познания реальных объектов. Различие сводится к тому, что через ощущения мы познаем отдельные свойства предмета познания, а в восприятии мы получаем целостный образ его. Восприятие возникает на основе ощущений, но не сводится к их сумме.
Восприятие в жизни ребенка дошкольника играет большую роль, именно оно закладывает предпосылки для развития речи и мышления. Главными линия-ми развития восприятия детей дошкольного возраста выступает освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий сенсорных эталонов. По мнению психологов у детей сначала формируется восприятие, затем сенсорный опыт. Их взаимосвязь приводит к одновременному функционирова-нию у ребенка разных видов мышления: наглядно-образного, практического и словесно-логического, или понятийного.
В раннем возрасте особенно активно развивается зрительное и слуховое восприятие. Ребёнок выделяет и в предмете, и в изображении одну определённую деталь, привлекающую его внимание, и поэтому может назвать их одинаково, тем самым отождествляя предмет и его изображение. В последствие для детей двух с половиной — трёх лет становится возможным зрительный выбор по образцу, за-ключающийся в том, что ребёнок может выбрать из двух различных по форме, величине и цвету предметов такой, который будет соответствовать предмету, данному в качестве образца. Характерным является то, что начнёт выбирать ре-бёнок по форме, а потом по величине и в конце по цвету. Со временем на третьем году жизни для ребёнка хорошо знакомые предметы становятся постоянными образцами, с которыми он сравнивает свойства других предметов. Такие образ-цы могут быть не только реальными предметами, но и представлениями о них, сложившиеся и закрепившиеся у ребёнка ранее.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты индивидуальных особенностей восприятия у детей раннего и дошкольного возраста
1.1. Психический познавательный процесс «восприятие» как предмет иссле-дования отечественных и зарубежных психологов
В настоящее время психология восприятия представляет достаточно пест-рую картину разнообразных подходов, методов и частных концепций.
Современные взгляды на процесс восприятия имеют своими истоками две альтернативные теории [18]:
1) теория гештальта, согласно которой нервная система человека и живот-ных воспринимает не отдельные внешние стимулы, а их комплексы;
2) теория бихевиоризма, доказывающая, что реально существуют только одномодальные сенсорные функции, приписывая способность к синтезу только головному мозгу и подчеркивающая, что процесс восприятия должен обладать достаточной гибкостью и отражать значимые для индивида преобразования окружающей среды. Под восприятием в бихевиористически ориентированных исследованиях понимается специфическая реакция организма, включающая ак-тивный анализ и интерпретацию сенсорных сигналов.
Восприятия имеют сходство с ощущениями в том, что это процессы непо-средственного познания реальных объектов. Различие сводится к тому, что через ощущения мы познаем отдельные свойства предмета познания, а в восприятии мы получаем целостный образ его. Восприятие возникает на основе ощущений, но не сводится к их сумме.
В перцепцию включаются в том или ином виде процессы памяти, мышле-ния, воображения. С их помощью происходит формирование качественно нового продукта психической деятельности – образа восприятия. На особенности этого образа влияют также эмоции и вся структура личности конкретного человека [26].
Поскольку восприятие всегда включает в себя ощущения, которые получа-ют от разных органов чувств, то и физиологические процессы, служащие основой восприятия, заключают в себе процессы возбуждения, начало которых идет в ор-ганах чувств под воздействием предметов внешнего мира, передаются по центро-стремительным нервам прямиком в кору головного мозга.
Физиологическая основа восприятия заключается в процессах, которые протекают в органах чувств, а также нервных волокнах и ЦНС [12, с.202].
Восприятие – это систематизация, интерпретация и осмысление информа-ции, поступающей от органов чувств. Восприятие – это форма познания действи-тельности. Воспринимая, мы не только видим, но и смотрим, всматриваемся, не только слышим, но и слушаем, прислушиваемся [24, с.9].
По мнению А.Г. Маклакова, под восприятием стоит понимать форму пси-хического отражения в сознании человека предметов либо явлений в ходе непо-средственного их воздействия на органы чувств, в то время как происходит упо-рядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы этих предме-тов и явлений [12, с.200].
Романова М.В. указывает, что под восприятием стоит понимать простейший познавательный психический процесс целостного отражения предмета, явления в процессе его воздействия на органы чувств [24, с.10]
К свойствам восприятия могут быть отнесены [29]:
Константность: способность воспринимать предметы относительно посто-янными по форме, цвету, величине и ряду других параметров независимо от ме-няющихся физических условий.
Например, форма, цвет, размер предметов воспринимаются нами как по-стоянные несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих раздражителей в ор-ганы чувств, непрерывно меняются.
Предметность: способность человека воспринимать мир не в виде набора, не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающими свойствами, вызывающими данные ощущения.
Целостность: образ воспринимаемых предметов мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов.
Категориальность: каждый воспринимаемый предмет мы относим к опреде-ленному классу и обозначаем словом понятием [5, с.21]
Структурность: человек способен узнавать различные объекты за счет устойчивой структуры их признаков.
Осмысленность: воспринимаемые человеком предметы он мысленно назы-вает, относя их к конкретной группе или классу.
Избирательность: выделение объектов среди их множества в зависимости от потребностей и интересов человека.
Благодаря проведенному диссертационному исследованию, Владыкина Н.П. выявила существование глобальной двухуровневой архитектуры восприя-тия: сначала объект воспринимается как относительно недифференцированное, но локализованное в трехмерном пространстве нечто, затем – как предмет с индиви-дуальными признаками, такими как цвет и форма [1, с.67].
Таким образом, проведя анализ понятия «восприятие», можно определить, что под данным понятием стоит понимать когнитивную функцию психики, фор-мирующую индивидуальное восприятие мира.
Эта функция представляет собой отражение явления или объекта в целом с его непосредственным воздействием на рецепторные поверхностные части орга-нов чувств.
Одним из ключевых биологических процессов психики, определяющих сложнейшую операцию получения и преобразования информации, получаемой через органы чувств, которые формируют персонализированный целостный об-раз объекта, воздействующий на анализаторы через комплекс ощущений, вызы-ваемых этим объектом, считается функция восприятия.