Курсовая теория Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая теория на тему Имена собственные в школьной программе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Лингвистические основы изучения ономастики 5

1.1 Имя собственное как языковая категория 5

1.2 Классификация имен собственных 7

1.3. Онимическая лексика и ее статус в языке 11

Глава 2. Методика изучения собственных имен существительных в школьной программе 16

2.1. Задачи изучения имен собственных в школьной программе 16

2.2. Изучение ономастики будущими учителями 22

Заключение 25

Список литературы: 27

  

Введение:

 

В настоящее время орфографическая и речевая культура, а также культура в целом вызывает озабоченность различных структур общества, в том числе и в сфере образования. Приобщение к культуре, формирование высоконаправленной личности особенно важно в школьном образовании.

Устной и письменной речи школьников следует уделять особое внимание педагогов, в том числе и при изучении онимов. Хорошие возможности предоставляет в этом плане процесс изучения имен собственных на уроке русского языка. Однако в начальной школе изучению собственных имен существительных уделяется крайне мало времени, и как следствие — большое количество ошибок, совершаемых ребятами при написании письменных работ и низкий уровень общей культуры. Так же отметим, что данный вопрос недостаточно освещён в методической литературе.

Лингвисты и методисты отмечают, что школьный курс русского языка сводится к изучению языковых явлений в их непосредственной данности и в отвлечении от реальной практики речевой деятельности.

В живой разговорной речи мы употребляем большое количество разнообразных имен и названий. Собственные имена существительные хорошо знакомы детям уже с дошкольного возраста. Дети обычно знают свой адрес, имя и фамилию, имена и фамилии родственников и друзей, известных людей, к некоторым взрослым обращаются по имени-отчеству, дают имена игрушкам, клички – животным, помнят наименования улиц, магазинов, кинотеатров, названия книг, мультипликационных и художественных фильмов, имена любимых героев, названия конфет. Вся эта накопленная лексика – неотъемлемая часть повседневной речевой практики детей, принадлежность их живой речи.

Ономастика как совокупность имен разных типов связаны со всеми сферами человеческой жизни и деятельности. Везде, где требуется выделение для индивидуализации, человек употребляет собственные имена как наиболее удобный способ выделения объекта. Иные пути индивидуализации – числовое обозначение, система координат и описательная фраза – имеют ограниченное применение. Использование собственных имен вообще, универсально.

Ономастическая лексика (имена, отчества, фамилии, географические или иные названия) предоставлена во всех учебниках русского языка, начиная с «Азбуки». Объектом исследования является процесс изучения имен собственных на уроке русского языка.

Актуальность исследования обусловлена тем, что школьный учитель по русскому языку обучает ребят писать слова без ошибок, расширяет общий и лингвистический кругозор учеников, педагог обучает учащихся умению различать собственные и нарицательные имена существительные. Такие умения способствуют формированию у школьников высокообразованной личности, не существующей без устной, и без письменной речи, умение правильно и четко выражать свои мысли, обогащают лексические познания школьников, решаются задачи нравственного воспитания.

Предмет исследования: имена собственные в устной и письменной речи в школьной программе.

Цель: теоретически обосновать и практически показать необходимость более широкого изучения имен собственных, усвоению их правила написания и приобщению учащихся к культуре.

Для достижения поставленной цели определим ряд задач: изучить научно-методическую литературу по теме имен собственных, рассмотреть классификацию имен собственных, рассмотреть имя собственное как языковую категорию, проанализировать задачи изучения имен собственных в школьной программе, а также рассмотреть изучение ономастики будущими учителями.

Для реализации поставленной цели и задач был выбран следующий метод: теоретический (изучение и анализ литературы по русской лингвистике и методике преподавания русского языка, изучение учебников по русскому языку).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Имена собственные являются дополнительным источником изучения языка, истории, материальной и духовной культуры народа. Вопросы, связанные с этимологией антропонимов и других видов онимов, их функциями в художественном тексте, принципами номинации, а также вопросы о переходе имен собственных в разряд общеупотребительных имен часто включаются в задания литературных викторин и олимпиад по русскому языку и литературе. Сведения из истории имен собственных и их употребление расширяют круг знаний учащихся, поэтому изучение ономастического материала должно осуществляться не только на уроках русского языка и литературы, но и в процессе организации внеурочной работы по элективным курсам. В современных школах активно развивается метод интеграции учебных дисциплин, то есть объединения материалов по различным предметам на основе установления межпредметных связей. В соответствии с этим комплексное изучение онимов приобретает особое значение в связи с привлечением знаний, полученных в процессе изучения других дисциплин. Инновационные методы изучения ономастики на элективных курсах позволяют представить материал в интересной и доступной форме, отойти от традиционных форм, используемых на занятиях. Мозговой штурм, дебаты, исследования и синквейн могут быть использованы в качестве инновационных форм обучения.

Большинство школьных дисциплин включают в себя ономастическую лексику. Например, школьные предметы, такие как история, астрономия, литература и русский язык, география и обществознание особенно богаты на ономастический материал, для которого требуется осмысление, усвоение, запоминание, правильное использование, написание и произношение. Школьники выступают как особенные слушатели. Дети особенно остро воспринимают познавательную, патриотическую, историко-культурную информацию, которая заключена в имени собственном. Ученики должны овладеть всем великолепием языка и научиться использовать его в своей речи. С этим требованием выступает современная лингводидактика и методика преподавания языка. Это и есть основной задачей преподавателя. Один из основных признаков хорошей речи является соответствие языковой формы содержанию. Достаточно часто правильными словами оказываются имена собственные. Имена собственные встречаются во всех стилях речи, без них невозможно написать ни одну школьную работу. Учащиеся постоянно увеличивая запас таких слов, изучают их особенности. Таким образом, преподаватель должен всегда обращать внимание на ономастическую лексику в школьных учебниках. Учитель должен выделять такие аспекты, формы, методы изучения имен собственных, которые ведут к росту языковой культуры учеников, позволяют развивать разнообразные формы их устной и письменной речи. Более важные для современности названия представлены личными именами, фамилиями, отчествами, названиями городов, рек и гор, названиями космических объектов, важнейших событий и праздников, учреждений, произведений литературы и искусства. Изучение таких слов позволяет решить многие задачи учебно-лингвистического и идейно-воспитательного характера. Изучая такой материал, у школьников развивается логическое мышление, стилистическое чутье и эстетический вкус.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Лингвистические основы изучения ономастики

1.1 Имя собственное как языковая категория

Интерес к проблемам ономастики в начале XXI века высок и вызван функциональным и языковым своеобразием собственных имен, представляющих собой ту часть языка, которая, по мнению известного русского ономатолога А.В. Суперанской, демонстрирует наиболее парадоксальные ситуации, чей анализ должен способствовать возникновению новых, более углубленных общелингвистических концепций. Этим и объясняется необходимость специального изучения теории имени собственного. Изучение теории имени собственного имеет большое теоретическое и практическое значение. Многообразие различных имен собственных объясняется сложностью исторических процессов развития онимных систем.

Термин ономастика имеет два значения [1]:

• Во-первых, им обозначается раздел языкознания, изучающий собственные имена, историю их возникновения и трансформации в результате длительного употребления в языке источнике или в связи с заимствованием из других языков;

• Во-вторых, совокупность имен собственных. Во втором значении употребляется также термин онимия, или проприальная лексика, в свою очередь восходящий к латинскому proprius «собственный».

Приведенные дефиниции свидетельствуют: предметом изучения ономастики является оним (от др.-греч. ὄνυμα – «имя, название») – слово, словосочетание или предложение, которое служит для выделения именуемого им объекта среди других объектов, его индивидуализации и идентификации [17]. В пределах данной науки ему противопоставляется апеллятив – имя нарицательное. Таким образом, если в общей системе языка имени собственному противополагается имя нарицательное, то в ономастике ониму – апеллятив.

Выделение специальных ономастических проблем из общего круга лингвистических оправдывается положением имен собственных в языке. Собственные имена – часть языка, анализ которой призван способствовать возникновению новых, более углубленных общелингвистических концепций.

Существует ряд наук, особенно заинтересованных в ономастическом материале (история, география и др.), представители которых считают ономастику своей вспомогательной дисциплиной. Однако собственные имена – слова, и как таковые они принадлежат прежде всего лингвистике.

Ономастика изучает особенности функционирования собственных имен, а значит, обладает своим материалом и методикой изучения его. Именно поэтому она и признается самостоятельной дисциплиной. При этом отличается комплексностью своего предмета исследования. Преобладает в ономастике лингвистическая составляющая, поскольку каждое имя – это слово, и информация о каждом имени «добывается» с помощью лингвистических средств. Кроме лингвистической, он включает также этнографическую, историческую, гeoгpaфическую, социологическую, литературоведческую составляющие, которые помогают лингвисту выделять специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именованием [4]. В ономастических исследованиях используются также данные археологии, истории материальной и духовной культуры, биологии, логики, теологии, психологии, философии и т.д. Все это выводит ономастическую проблематику за рамки одной лишь лингвистики и придает известную самостоятельность комплексу составляющих ее компонентов [19].

Свой вклад в развитие ономастики в разные исторические периоды внесли многие русские и зарубежные лингвисты: Е.Л. Березович, В.Д. Бондалетов, Л.А. Климкова, В.А. Никонов, Н.В. Подольская, А.М. Селищев, В.Э. Сталтмане, А.В. Суперанская, В.И. Супрун, В.Н. Топоров, Н.М. Тупиков, В.К. Чичагов; Н.В. Бирилло, В.П. Лемтюгова, А.К. Устинович; А.А. Белецкий, Ю.А. Карпенко; З. Абрамович, А. Бах, А. Гардинер, Л. Дацевич, А. Доза, В. Дорошевский, С. Роспонд, В. Ташицкий, К. Хандке и др.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы