Игры с правилами как средство развития внимания детей дошкольного возраста. Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Игры с правилами как средство развития внимания детей дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы дидактической игры как средство обучения и развития внимания дошкольников. 4

1.1 Дидактическая игра функции дидактической игры, характеристика и виды. 4

1.2 Рекомендации организации дидактических игр способствующих развитию внимания в дошкольном возрасте 8

Глава 2. Роль игровой деятельности в развития внимания детей дошкольного возраста, детей старшего дошкольного возраста 14

2.1 Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста 14

2.2 Роль игры как средства развития внимания детей старшего дошкольного возраста 18

Заключение 26

Список литературы 28

  

Введение:

 

Дидактические игры способствуют формированию у детей таких психических процессов как внимание, память, мышление. Дошкольный возраст это тот период, когда у ребенка начинает формироваться внимание.

Внимание это одна из основных психических функций, на которой строится обучение.

У детей в раннем возрасте внимание непостоянное и непроизвольное. Это во многом связано с интересами ребенка применительно к окружающим предметам и совершаемым с ними действиям, когда у детей возникает интерес к тому или иному предмету они стараются удержать на нем внимание, но могут, очень быстро переключится на что-то другое. Исследователи отмечают нестабильность внимания у детей, что в будущем может сказаться на успеваемости в школе. Поэтому внимание необходимо развивать, используя при этом разнообразные методы и приемы.

С помощью дидактических игр определенно можно решать различные педагогические задачи, если на занятиях использовать игровые формы, которая является доступной и увлекательной для детей. Кроме этого она позволяет установить связь между воспитанием ребёнка в дошкольном возрасте в детском саду или семье, где основное место занимает игра, и воспитанием и обучением ребёнка в школе. В школе основной формой обучения становится урок.

Включение в занятия дидактической игры, которая соответствует выносимым требованиям, и задачам обучения и воспитания, и носит обучающий характер, сближает новую деятельность ребёнка с привычной и делает менее заметным для него переход к серьёзной учебной работе.

О развивающем значении игры писали такие авторы: П.Я. Гальперин [8] , А.П. Усовой и др.

Актуальность темы. Как показывает, практика одной из актуальных проблем в дошкольном возрасте становится развитие внимания. Поскольку игра в дошкольном возрасте это основной вид деятельности, то целесообразно говорить о связи игры и внимания. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре дети лучше могут сконцентрироваться и больше запомнить. В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которыми в обычных условиях их сложно заинтересовать и на которых внимание у детей практически не задерживается..

Цель исследования: изучить роль игр с правилами в формировании внимания детей дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

Предмет исследования дидактические игры.

Гипотеза исследования: одним из эффективных средств развития внимания детей дошкольного возраста, является дидактическая игра.

Задачи исследования:

1. Изучить виды и структуру дидактической игры

2. Изучить особенности развития внимания в дошкольном возрасте.

3. Определить, как дидактическая игра влияет на развитие внимания детей в старшем дошкольном возрасте.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучив литературу, и рассмотрев что такое дидактическая игра и как она влияет на развитие внимания и развития ребенка в целом, я хочу сказать. Что необходимо включать игры в процесс обучения детей. Они приучают детей к дисциплине, общению, к этикету (это выражается в том, что в игре обязательно должна соблюдаться очередность, учить детей ждать своей очереди, не перебивать, культуре общения), словесные игры учат детей внимательно слушать воспитателя. Так как эти игры всегда содержат определенную задачу, и определенные правила это требует от детей сосредоточенности и внимательности, для того чтобы понять эту самую задачу.

Основа дидактической игры это взаимосвязь игры с обучением, т.е в дидактической игре можно научить ребенка определенным знаниям в игровой форме (математическим представлениям и т.д.). Например: домино развивает у детей внимание, сообразительность, память. Лото помогает детям развивать принцип обобщения предметов, действий, развивает внимание, пополняет их словарный запас, что существенно сказывается на успешном обучении в школе.

Главные свойства внимания, которые сформированы уже в дошкольном возрасте, – это его устойчивость, переключение и распределение.

В дошкольном возрасте возникает переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Неосознанное внимание присуще новым, привлекательным и интересным в настоящее время для ребенка предметами.

С помощью игр с правилами поэтапно происходит развитие непроизвольного внимания к произвольному внимание, воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях, задаваться целью.

И наконец, это игры, которые могут помочь подготовить ребенка к школе. Это игры, которые развивают у ребенка простейшие математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к освоению письмом.

При грамотном подборе воспитателя дидактических игр вне занятий оказывают значительное влияние на развитие самостоятельности ребенка, его активности, твердости. Приучают к умению действовать в соответствии с правилами игры, воспитывают навыки, которые потом пригодятся в коллективе.

Полученные детьми навыки и умения в дидактических играх потом успешно переносятся в сюжетно-ролевые игры, которые в свою очередь благоприятно влияют на развитие памяти, диалогической речи внимания, умение детей контролировать свое поведение.

Из всего это мы пришли к выводу, что игры это все-таки не только развлечение для ребенка, но и предмет его развития. С помощью игры у детей развивается внимание, память, мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые очень важны для ребенка для его развития, обучения в школе, общения с окружающим миром. В игре, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивать свои способности, даже не задумываясь об этом.

Дидактическая игра это самый лучший способ развития внимания, так как в ней объединяются игровая и учебная формы.

Таким образом, я считаю, что выдвинутая мною гипотеза, что одним из эффективных средств развития внимания детей дошкольного возраста, является дидактическая игра доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы дидактической игры как средство обучения и развития внимания дошкольников.

1.1 Дидактическая игра функции дидактической игры, характеристика и виды.

Дидaктическaя игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним.

Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Они заключаются в ознакомлении детей с окружающим миром, способствуют развитию речи. Дидактические задачи также могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. Существенную роль в игре играют правила

В дошкольной педагогике игры с правилами используют как отдельное средство, которое позволяет формировать у детей моторную сферу, развивать мышление, речь, память, развивать мелкую моторику дидактическая игра должна быть организована на занятиях, которые проводит воспитатель или логопед. Чаще всего, игры применяются для общего развития дошкольников. С детьми сначала разбирают правила, объясняют процесс, и ход игры особенности которые возникают в процессе игры, в дальнейшем игра должна выступать как самостоятельное действие детей[16] .

Правила вырабатывают у детей дисциплинированность, усидчивость, если у ребенка проявляется гиперактивность игры с правилами для них большая находка. Игры помогают детям производить контроль над своим поведением.

В организации игры для старших дошкольников правила указывают, как выбирать и сменять водящего, кого считать выигравшим и проигравшим и т.д. В дидактических играх очень важно чтобы поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулировались правилами.

Для того чтобы игра действительно захватывала процесс воспитания, то дети должны отлично знать правила и следовать им. Объяснить правила и обучить ходу игры обязан воспитатель или логопед, если это логопедическое занятие. Значительную роль в дидактических играх играет действие действию.

Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: собрать пирамидку, разложить картинки по парам, угадать предмет по его описанию, раскладывать картинки, играть в магазин.

Игровые действие и правила дидактических игр должны быть содержательными, это благоприятно действует на активность ребенка. Вследствие этого у воспитателя создается возможность научить детей действовать по очереди и в соответствии с правилами игры. В зависимости от того для чего используется дидактический материал он может подразделяться на несколько групп это:

— игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;

— настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино; словесные.

— предметные игры — это игры с дидактической игрушкой, мозаикой, , разнообразными материалами собранными на природе (шишки, листочки, травка). К народным дидактическим игрушкам относятся: матрешки, грибки и др. Игровые действия заключаются в нанизывании бусинок, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы[21] .

Ценность игр с предметами заключается в том, что с помощью этих игр у дошкольников:

— совершенствуется речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи);

— воспитывается произвольность поведения;

— развиваются психические процессы: мышление, память, воображение, внимание, в том числе произвольное.

Печатные настольные игры направлены на уточнение представлений об окружающей среде, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификация и т.д.), что также важно для развития внимания, а также развития фонематического слуха и фонетического восприятия.

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов

— Лото. Выстраивается принцип парности: к большой картинке подбирают маленькие, которые соответствует теме на картинке. Тематика лото самая разнообразная: «Мебель», «Зима», «Осень», «Овощи», и др. Игры в лото обогащают знания детей, и их словарный запас .

— Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В ходе игры у детей происходит развитие сообразительности, памяти, умение предвидеть ход партнера и т.д. Разрезные картинки или складные кубики, на которых изображенный предмет делится на несколько частей. Игры развивают внимание, сосредоточенность, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы