Курсовая теория на тему Игры с правилами как средство развития внимания детей дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы дидактической игры как средство обучения и развития внимания дошкольников. 4
1.1 Дидактическая игра функции дидактической игры, характеристика и виды. 4
1.2 Рекомендации организации дидактических игр способствующих развитию внимания в дошкольном возрасте 8
Глава 2. Роль игровой деятельности в развития внимания детей дошкольного возраста, детей старшего дошкольного возраста 14
2.1 Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста 14
2.2 Роль игры как средства развития внимания детей старшего дошкольного возраста 18
Заключение 26
Список литературы 28
Введение:
Дидактические игры способствуют формированию у детей таких психических процессов как внимание, память, мышление. Дошкольный возраст это тот период, когда у ребенка начинает формироваться внимание.
Внимание это одна из основных психических функций, на которой строится обучение.
У детей в раннем возрасте внимание непостоянное и непроизвольное. Это во многом связано с интересами ребенка применительно к окружающим предметам и совершаемым с ними действиям, когда у детей возникает интерес к тому или иному предмету они стараются удержать на нем внимание, но могут, очень быстро переключится на что-то другое. Исследователи отмечают нестабильность внимания у детей, что в будущем может сказаться на успеваемости в школе. Поэтому внимание необходимо развивать, используя при этом разнообразные методы и приемы.
С помощью дидактических игр определенно можно решать различные педагогические задачи, если на занятиях использовать игровые формы, которая является доступной и увлекательной для детей. Кроме этого она позволяет установить связь между воспитанием ребёнка в дошкольном возрасте в детском саду или семье, где основное место занимает игра, и воспитанием и обучением ребёнка в школе. В школе основной формой обучения становится урок.
Включение в занятия дидактической игры, которая соответствует выносимым требованиям, и задачам обучения и воспитания, и носит обучающий характер, сближает новую деятельность ребёнка с привычной и делает менее заметным для него переход к серьёзной учебной работе.
О развивающем значении игры писали такие авторы: П.Я. Гальперин [8] , А.П. Усовой и др.
Актуальность темы. Как показывает, практика одной из актуальных проблем в дошкольном возрасте становится развитие внимания. Поскольку игра в дошкольном возрасте это основной вид деятельности, то целесообразно говорить о связи игры и внимания. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре дети лучше могут сконцентрироваться и больше запомнить. В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которыми в обычных условиях их сложно заинтересовать и на которых внимание у детей практически не задерживается..
Цель исследования: изучить роль игр с правилами в формировании внимания детей дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
Предмет исследования дидактические игры.
Гипотеза исследования: одним из эффективных средств развития внимания детей дошкольного возраста, является дидактическая игра.
Задачи исследования:
1. Изучить виды и структуру дидактической игры
2. Изучить особенности развития внимания в дошкольном возрасте.
3. Определить, как дидактическая игра влияет на развитие внимания детей в старшем дошкольном возрасте.
Заключение:
Изучив литературу, и рассмотрев что такое дидактическая игра и как она влияет на развитие внимания и развития ребенка в целом, я хочу сказать. Что необходимо включать игры в процесс обучения детей. Они приучают детей к дисциплине, общению, к этикету (это выражается в том, что в игре обязательно должна соблюдаться очередность, учить детей ждать своей очереди, не перебивать, культуре общения), словесные игры учат детей внимательно слушать воспитателя. Так как эти игры всегда содержат определенную задачу, и определенные правила это требует от детей сосредоточенности и внимательности, для того чтобы понять эту самую задачу.
Основа дидактической игры это взаимосвязь игры с обучением, т.е в дидактической игре можно научить ребенка определенным знаниям в игровой форме (математическим представлениям и т.д.). Например: домино развивает у детей внимание, сообразительность, память. Лото помогает детям развивать принцип обобщения предметов, действий, развивает внимание, пополняет их словарный запас, что существенно сказывается на успешном обучении в школе.
Главные свойства внимания, которые сформированы уже в дошкольном возрасте, – это его устойчивость, переключение и распределение.
В дошкольном возрасте возникает переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Неосознанное внимание присуще новым, привлекательным и интересным в настоящее время для ребенка предметами.
С помощью игр с правилами поэтапно происходит развитие непроизвольного внимания к произвольному внимание, воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях, задаваться целью.
И наконец, это игры, которые могут помочь подготовить ребенка к школе. Это игры, которые развивают у ребенка простейшие математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к освоению письмом.
При грамотном подборе воспитателя дидактических игр вне занятий оказывают значительное влияние на развитие самостоятельности ребенка, его активности, твердости. Приучают к умению действовать в соответствии с правилами игры, воспитывают навыки, которые потом пригодятся в коллективе.
Полученные детьми навыки и умения в дидактических играх потом успешно переносятся в сюжетно-ролевые игры, которые в свою очередь благоприятно влияют на развитие памяти, диалогической речи внимания, умение детей контролировать свое поведение.
Из всего это мы пришли к выводу, что игры это все-таки не только развлечение для ребенка, но и предмет его развития. С помощью игры у детей развивается внимание, память, мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые очень важны для ребенка для его развития, обучения в школе, общения с окружающим миром. В игре, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивать свои способности, даже не задумываясь об этом.
Дидактическая игра это самый лучший способ развития внимания, так как в ней объединяются игровая и учебная формы.
Таким образом, я считаю, что выдвинутая мною гипотеза, что одним из эффективных средств развития внимания детей дошкольного возраста, является дидактическая игра доказана.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы дидактической игры как средство обучения и развития внимания дошкольников.
1.1 Дидактическая игра функции дидактической игры, характеристика и виды.
Дидaктическaя игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним.
Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Они заключаются в ознакомлении детей с окружающим миром, способствуют развитию речи. Дидактические задачи также могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. Существенную роль в игре играют правила
В дошкольной педагогике игры с правилами используют как отдельное средство, которое позволяет формировать у детей моторную сферу, развивать мышление, речь, память, развивать мелкую моторику дидактическая игра должна быть организована на занятиях, которые проводит воспитатель или логопед. Чаще всего, игры применяются для общего развития дошкольников. С детьми сначала разбирают правила, объясняют процесс, и ход игры особенности которые возникают в процессе игры, в дальнейшем игра должна выступать как самостоятельное действие детей[16] .
Правила вырабатывают у детей дисциплинированность, усидчивость, если у ребенка проявляется гиперактивность игры с правилами для них большая находка. Игры помогают детям производить контроль над своим поведением.
В организации игры для старших дошкольников правила указывают, как выбирать и сменять водящего, кого считать выигравшим и проигравшим и т.д. В дидактических играх очень важно чтобы поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулировались правилами.
Для того чтобы игра действительно захватывала процесс воспитания, то дети должны отлично знать правила и следовать им. Объяснить правила и обучить ходу игры обязан воспитатель или логопед, если это логопедическое занятие. Значительную роль в дидактических играх играет действие действию.
Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: собрать пирамидку, разложить картинки по парам, угадать предмет по его описанию, раскладывать картинки, играть в магазин.
Игровые действие и правила дидактических игр должны быть содержательными, это благоприятно действует на активность ребенка. Вследствие этого у воспитателя создается возможность научить детей действовать по очереди и в соответствии с правилами игры. В зависимости от того для чего используется дидактический материал он может подразделяться на несколько групп это:
— игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;
— настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино; словесные.
— предметные игры — это игры с дидактической игрушкой, мозаикой, , разнообразными материалами собранными на природе (шишки, листочки, травка). К народным дидактическим игрушкам относятся: матрешки, грибки и др. Игровые действия заключаются в нанизывании бусинок, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы[21] .
Ценность игр с предметами заключается в том, что с помощью этих игр у дошкольников:
— совершенствуется речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи);
— воспитывается произвольность поведения;
— развиваются психические процессы: мышление, память, воображение, внимание, в том числе произвольное.
Печатные настольные игры направлены на уточнение представлений об окружающей среде, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификация и т.д.), что также важно для развития внимания, а также развития фонематического слуха и фонетического восприятия.
Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов
— Лото. Выстраивается принцип парности: к большой картинке подбирают маленькие, которые соответствует теме на картинке. Тематика лото самая разнообразная: «Мебель», «Зима», «Осень», «Овощи», и др. Игры в лото обогащают знания детей, и их словарный запас .
— Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В ходе игры у детей происходит развитие сообразительности, памяти, умение предвидеть ход партнера и т.д. Разрезные картинки или складные кубики, на которых изображенный предмет делится на несколько частей. Игры развивают внимание, сосредоточенность, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.