Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Игры для развития коммуникации для детей с РАС.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы
изучения игры дошкольников с расстройствами аутистического спектра. 6

1.1
Детская игра как феномен человеческой культуры.. 6

1.2 Особенности игры
нейротипичных детей дошкольного возраста. 14

1.3 Расстройства
аутистического спектра: определение, классификация, характеристика. 25

1.4 Изучение игры
дошкольников с расстройствами аутистического спектра  30

Вывод по 1
главе. 34

Список
использованной литературы и источников. 35

  

Введение:

 

Статистика показывает, что примерно каждый
100 ребенок страдает расстройством аутистического спектра. Детский РАС плохо
поддается стандартной терапии, поэтому необходимо разработать эффективные
программы коррекции. Уровень психического развития при расстройствах
аутистического спектра может быть самым разнообразным: от одаренности в
некоторых областях искусства и знаний до проявленных форм умственной отсталости
[6].

Большинство детей с расстройствами
аутистического спектра обладают особым сенсорным восприятием, которое может
быть выражено в отношении зрительного восприятия, запахов, звуков,
прикосновений и вкусов. Эта проблема может очень сильно повлиять на все аспекты
жизни человека, в том числе как основание для поведенческих трудностей.

Расстройства аутистического спектра
представляют собой отдельный спектр психологических характеристик, которые
раскрывают объем ненормального поведения, трудностей взаимодействия и общения в
обществе, а также строго ограниченный круг интересов наряду с повторяющимися актами
поведения. Нарушения этого спектра приводят к социальной дезадаптации, к
искажению ключевых механизмов аффективной организации поведения, другими
словами, механизмов, позволяющих самостоятельно определять оптимальную личную
дистанцию во взаимоотношениях с окружающим миром, развивать индивидуальные
привычки и потребности. , исследовать неизвестное, преодолевать возникающие
препятствия и вести активное общение с окружающей средой, чтобы установить
эмоциональное взаимодействие с людьми и произвольно упорядочить поведение [4].

Некоторые исследователи, в том числе Е.Р.
Баенская, О.С. Никольская и М.Либлинг, сочетают особенности психического
развития детей с расстройствами аутистического спектра в целом и их речи в
частности с нарушенным механизмом взаимодействия с окружающей средой и
снижением порога аффективного дискомфорта при контакте с окружающим миром.
Соответственно, при нарушении развития целенаправленной коммуникативной речи
ребенок может увлечься некоторыми формами речи, игрой со звуками, слогами и
словами, искажением или рифмованием слов. В некоторых случаях ребенок не может
напрямую обратиться к конкретному человеку, даже просто позвонить его маме,
показать собственные желания, но способен рассеянно повторять одни и те же
слова, сказки, песни. То есть эти высказывания действуют не как средство
коммуникации, а как автостимуляция [3]. Сегодня актуальным вопросом является
разработка эффективных методик и индивидуальных программ работы с детьми данной
категории. Как правило, в России они основаны на научных и практических
разработках С.С.Морозовой. «РАС. Коррекционная работа в тяжелых и сложных
формах», Нуреева Л.Г. «Развитие речи у аутичных детей», И. Ловааса «Модификация
поведения аутичных детей», а также Баенская Е.Р., Никольская О.С., Либлинг М.М.
«Аутичный ребенок» и другие.

Игры играют важную роль в развитии ребенка.
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Это эффективное
средство формирования личности дошкольника, его нравственно-волевых качеств, в
игре реализуется потребность в общении с окружающим миром.

Развитие игровой активности происходит по
определенным правилам и проходит ряд этапов, которые описал Д.Б. … Эльконин.
Ребенок с нормальным развитием проходит все этапы развития игровой
деятельности. При этом в дошкольном учреждении созданы особые благоприятные
условия для развития игры. Но, как правило, развитие происходит без применения
особых усилий со стороны родителей и воспитателей. При этом развитие игровой
деятельности входит в образовательную программу в детских образовательных
учреждениях — это игры в группе, спектакли и спектакли, игры на улице и т. Д.На
самом деле этапы развития игровой деятельности также являются этапами развития
личности ребенка в целом и неразделимы. К сожалению, дети с расстройством
аутистического спектра нередко застревают на самом базовом уровне развития
игры. При расстройствах аутистического спектра преимущественно наблюдаются
«сенсорные» игровые действия. Значит, игровой сектор не развивается. Поскольку
игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, этой сфере
следует уделить особое внимание. Самостоятельно сформировать игру у дошкольника
с РАС невозможно, а для этого нужны специальные коррекционные занятия.

Исходя из вышесказанного, целью работы
является исследовать игры для развития коммуникации для детей с РАС.

Объектом исследования выступают дошкольники
с расстройством аутистического спектра.

Предмет исследования: Игры для развития
коммуникации для детей с РАС.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и
научно-методическую литературу, связанную с расстройством аутистического
спектра.

2. Анализировать изученный научный материал,
связанный с игрой, коммуникацией и развитием детей с РАС.

В дальнейшей работе автор использует
аббревиатуру РАС – то есть расстройство аутистического спектра.

Структура работы. Работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Игра детей с РАС обычно не функциональная,
не социализированна, лишена сюжета и символических признаков, ригидная,
монотонная, содержит многократно повторяющиеся манипуляции с игрушками (которые
используются не по назначению) или с неигровыми неструктурированными
материалами (палочки, вода, песок, кусочки ткани, бумаги). Также характерным
признаком игровой деятельности детей с РАС является то, что они обычно играют
сами, преимущественно используя не игровой материал, а предметы домашнего
обихода. Они могут долго и однообразно играть с обувью, шнурками, бумагой, выключателями,
проводами и тому подобное. Сюжетно-ролевые игры со сверстниками у таких детей
плохо развиваются.

Таких детей надо учить играть, процесс
начинается с развития предметно-игровых действий, основанных на личностном
интересе ребенка к той или иной игрушки или ситуации. При этом обязательно
следует учитывать игровые предпочтения ребенка: для занятия — берут любимую или
хорошо знакомую ребенку игрушку. Взрослый предлагает ребенку осуществлять
предметно-игровые действия по подражанию, неоднократно повторяет их и
сопровождает речевыми комментариями. В дальнейшем действие с игрушкой переходит
к сюжетно-отображающей игры. Для становления сюжетной игры детей учат играть
сначала рядом с партнером, а затем вместе со своим сверстником.

В процессе игровой работы детям предлагают
разнообразные коррекционные упражнения, простые по структуре, психогимнастика и
тому подобное. В результате у детей значительно усиливается ситуационная
мотивация, возникает необходимость использовать различные виды коммуникаций:
просить любимую игрушку, привлечь внимание другого человека, выразить согласие,
отказ, поздороваться, прокомментировать игровое действие, сообщить о своих
эмоциях (используя вербальные и невербальные средства коммуникации).

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
основы изучения игры дошкольников с расстройствами аутистического спектра

1.1 Детская игра как феномен человеческой
культуры Одним из первых, кто обнаружил влияние игры на
психофизиологическое состояние человека был Платон [1].  Его выводы существенно повлияли на
последующие теоретические наработки философов разных эпох.  В диалогах «Протагор», «Горгий», «Кратил»,
«Тимей», «Политик», «Законы» понятие «игра» упоминается более ста раз. Как справедливо замечает Д. Курдибайло, «вряд ли стоит говорить об
особом учение Платона об игре, скорее можно говорить о его отношении к игре, о
том, какие черты игрового поведения его интересуют» [2, 1].  Платон выделял: 1. Игру на музыкальном
инструменте и танцы.  2. Художественное
игру, которая дает человеку возможность творчески проявить себя, к таким играм
автор причислял поэзию, театр и другие игры, которые сосредотачиваются на
эмоциональной сфере.  3.
игру-соревнование.  4. декабря логики.  По мнению Платона, игры логики является
основой алгебры, геометрии, астрономии, грамматики, философии.  Они абстрактные и возникли вследствие желания
человека лучше познать мир через игру. 
5. Священная игра: жертвоприношения, праздники, хороводы и под.  Такую игру наделяют сакральностью [35,c.88]. Основываясь на утверждениях
Платона, можно сделать вывод, что именно он понимал под игрой: игра — это
естественное для человека явление, которое является стремлением к истине, что
выражается через непредсказуемые, творческие действия по определенным правилам
без серьезного смысла.  Философ считал,
что игра является действием, наиболее присущей человеку, хотя индивид выступает
несамостоятельным и является скорее «игрушкой Бога», чем игроком.  Важный вывод Платона содержится в работе
«Государство».  Ученый утверждает, что
всю жизнь идеального государства в самой высокой точке должно быть священной
игрой, все граждане привлечены к принадлежащих каждому игр [1]. Платон подчеркивает смысле правил им для идеального государства.  Итак, Платон видит в игре сакральную основу
государства.  Аристотель в своей работе
«Политика» выражает достаточно скептическое отношение к игре, считая, что использование
игры как досуг может привести к игре как цели жизни, потому что очень долгое
время считалось, что игра возможна только ради себя самой.  Концептуально представление Аристотеля об
игре не слишком отличается от платоновского и акцентирует внимание на
следовании правилам.  Среди черт,
присущих игре, он, противопоставляя декабря работе, называет: отдых и
успокоение души [7]. В отличие от Платона, Аристотель считал игру непригодной для
образования, ссылаясь на то, что образовательный процесс должен быть связан с
грустью.  В «бронзовом веке» игра как
культурный феномен распадается, сохраняя свое существование в таких формах, как
ритуалы, праздничные игры в честь богов, гладиаторские бои.  Отношение к игре как к бесполезному
расходованию времени сохранялось и в течение всего средневековья. Причиной этого было отношение церкви к играм, которая в игре видел
«сатанинскую сущность» и язычество.  По
мнению пиетистов и схоластов, игры стоило вообще запретить.  И только в эпоху Ренессанса, благодаря таким
ученым, как Ф. Рабле, Руссо, И. Г. Песталоцци ставится вопрос о практическом
значении игры.  Общие положения игровой
теории были описаны Ф. Шиллером в работе «Письма об эстетическом воспитании
человека», который уделял большое внимание эстетической природе игры, так же,
как и Хайдеггер, он видел в игре выявления характеристик человека и его свободы
в целом.  Он сравнивал игру с красотой и
оказывал ей величественных рис, утверждая, что человек в полной мере человек,
только когда она играет.  Так же, как и
Платон, Шиллер признает свободу и непринужденность игры, но по его версии
только игра раскрывает двустороннюю сущность человека — материальную и духовную
[3]. Большое внимание ученые XIX-XX вв. 
уделяли вопросам возникновения игры и ее популярности.  Именно в это время сформировались четыре
основные концепции:

1. Теория избытка нервных сил, которая принадлежит английскому
философу Спенсеру.  По мнению Спенсера,
игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей
животным с высоким уровнем организации и человеку.  Спенсер утверждает, что игры людей является
проявлением инстинктов, направленных на успех в «борьбе за существование»,
вызывают «идеальное удовольствие» этих инстинктов и совершаются ради этого
удовольствие. 2. Теория инстинктивности, функции упражнения в игре, тренировки
инстинктов.  Особую популярность получила
теория тренировки швейцарского ученого К. Гросса, который считал игры школой
жизни.  Игра, по Гроссом, вечная школа
поведения. 3. Теория рекапитуляции и антиципации. 
Американский психолог, педагог Г. С. Холл выдвинул идею рекапитуляции
(сокращенного повторения этапов развития человечества) в детских играх [40].

Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать
инстинкты прошлого, становиться более цивилизованными.  Эти исследователи воспринимают игре и игровую
атрибутику как воспроизведение образа жизни, культовых церемоний далеких
предков.  4. Теория антиципации будущего
в детской игре.  Сторонники этой теории
считают, что игры у мальчиков и девочек разные, поскольку обусловлены жизненной
ролью, которая их ждет.  Временные аспекты
игровой деятельности изучал А. Газман [6]. 
Сторонники этой теории пытаются доказать, что игры предсказывают
будущее, но работают на настоящее.  В
настоящее время существует философия видеоигр, или людология (лудология,
игрология — от греч. Ludo — играю, logos — знание), которая изучает видеоигры в
междисциплинарном аспекте и рассматривает компьютерную игру, как набор правил,
которым она подчиняется.  Несмотря на то,
что людология является официальной наукой, она не имеет своего метода познания
игры или четкой формулировки, что именно является видеоигра. Большой вклад в людологию сделал Э. Аарсет, опубликовав свою работу
«Кибертекст: перспективы эргодическая литературы» (1997).  Его выводы полностью изменили наратологичних
подход к изучению видеоигр, дав понять, что правила важнее нарратив.  Среди ученых, изучающих игры именно в таком
аспекте, стоит отметить Джула Эспера и его работу «Напивреальнисть» (2005), где
он рассматривает двустороннюю природу компьютерной игры, отмечая ее реальные
правила, реальную победу или поражение, однако в нереальном вымышленном мире
[4]. Несмотря на то, что Д. Эспер рассматривает только видеоигры, под
которыми он понимает все игры на персональном компьютере, а именно: консоли,
аркады и любые цифровые игры, очевидно, что они подчиняются тем же законам, что
и обычные игры.  Д. Эспер определяет
важное значение правил в игре и отмечает, что игрок контактирует, прежде всего,
именно с ними. Й. Хейзинга в работе «Человек играющий» (1938) рассматривает влияние
игры на развитие культуры человечества и, дополняя Платона, отмечает в игре
следующие черты: наличие пространственно-временной замкнутости; структурная
упорядоченность;  «Реальность» игровых
предметов;  повторяемость и
вариативность;  переживания напряжения и
сил;  четкие правила и границы
(магический круг)  наличие риска.  Й. Хейзинга считал, что игра старше культуры,
а сама культура является формой игры, созданной радостной и довольной игровым процессом
человеком.  Развивая идеи Платона, И.
Хейзинга утверждал, что поэзия, музыка, право, язык, знания имеют игровую
сущность [11].  Человек всегда обладала
способностью и склонность переводить в формы игрового поведения все стороны
своей жизни, то есть автор понимает под игрой структурную основу деятельности
человека.  Ученый подчеркивает, что
культура все еще хочет, чтобы ее «играли», — по взаимному согласию относительно
определенных правил.  Взаимосвязь игры и
культуры, по мнению исследователя, нужно искать в высших формах социальной игры,
там, где она проходит в упорядоченных действиях группы или сообщества, или двух
групп, которые противостоят друг другу. 
Игра в одиночку полезна для культуры только ограниченной мере.  Тесно с игрой связано понятие выигрыша. Выиграть — значит подняться в результате игры.  Победитель в повседневной жизни приобретает
славу и почет, а его успех распространяется на всю группу, которая
отождествляет себя с победителем.  Обзор
истории культуры разных эпох приводит ученого к выводу, что игровой элемент в
культуре уменьшается.  Вытеснение игры,
которое началось в XVIII в., фактически заканчивается в XIX в.  Духом общества, по мнению Й.Хейзинги,
завладевает трезвое понятие пользы и экономический интерес, который определяет
ход истории.  Работа и производство
становятся идеалом, а вскоре идолом. 
Культура гораздо меньше играет, чем в предыдущие периоды.  Не каждая игра может создавать культуру,
только так называемые «благородные игры» [28]. Й. Хейзинга выступает против варварства, однако противоречит
собственной тезисе о том, что игра является ни хорошей, ни плохой.  Она наделена свойствами мифа, который
позволяет глубже понять фундаментальные основы культурных традиций.  Следуя Ф. Шиллера, И. Хейзинга также
описывает двойственность человеческой природы: эмпирическую и благодатную.  В своих работах Й. Хейзинга выделяет те же
типы игр, и Платон: игру на музыкальном инструменте, художественную игру,
игру-соревнование, священную игру. 
Большой вклад в исследование игр сделал советский культуролог и философ
профессор М. Эпштейн. В своей работе «Парадоксы новизны» разделил понятия «play» и
«game».  Первое он описывал как ряд
свобод, отделяют игру от реальности, а второе — как ряд ограничений, которые
также отделяют игру от реальности.  В
своих доводах он подчеркивает различия между рыцарскими турнирами и карнавалами,
Олимпийскими играми и праздниками в честь Диониса. Большой интерес у ученых-антропологов вызвала связанность «игры» и
«слова».  Например, исследования Г.
Лукова и Д. Эльконина помогли сделать вывод, что «игра является новым аспектом
в развитии языка».  Исследованию игры у
животных уделено внимание в работе Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой
отбор».  Он наблюдал за улучшением
настроения у молодых животных, которые «играли как дети», подобное он отмечал у
животных во время «брачных игр».  Однако
не все ученые согласны с тем, что такое поведение можно считать игрой.  Например, А. Финк считает, что игра
свойственна только людям, поскольку животное не имеет воображения и фантазии,
ведь благодаря игре животное не переносится в нереальный мир [12]. Утверждение А. Финка не совпадают с выводами Й.Хейзинги и Г. Гадамера,
которые считали, что даже природа может играть. 
Хотя игра животных не удовлетворяет полного спектра рис игры, однако
может быть прообразом игр у людей.  В
общем антропология рассматривает игру как феномен человеческой
деятельности. Австрийский психолог, автор теории психоанализа З. Фрейд сделал
весомый вклад в исследование психологической природы игр.  Его теория детской игры позволила заглянуть
«по ту сторону принципа удовольствия» и сделала возможным применение игры в
терапевтических и маркетинговых целях. 
По Фрейду, основной функцией игр является снятие «запретов» и имитация
удовольствие от неудовлетворенных желаний. 
Д. Л. Морено был не совсем согласен с выводами Фрейда и предложил
использовать игру как основу для «Я» [39,c.12]. Также он относился к игре как к средству терапии и символического
исполнения желаний.  К. Юнг видел в игре
«то, что помогает справиться с реальной жизнью», динамическую силу, которая
толкает фантазию.  Юнг противопоставляет
декабря серьезности, но считает, что игра не совсем свободной потому, что
человек «вынуждена играть через играющую деятельность ее фантазии».  Однако человек свободен со стороны внешних
обстоятельств или свободы.  Такую игру он
называет «серьезной».  Юнг разделяет
мнение Аристотеля о том, что игра является только ради игры, если она
становится чем-то большим, то это уже творческая деятельность. Основатель психотерапевтической теории трансакционного анализа
американский психолог Э. Берн в своей работе «Люди, которые играют в игры»
предлагает новое видение теории игры и ее влияния на поведение человека.  Понятие Берна об игре отличается от
большинства классических теорий.  Он
называет игру «комплексом скрытых трансакций, повторяющиеся и характеризуются
четко выраженным психологическим выигрыш» [26, c.36].  Автор этой теории утверждает, что все игры
обязательно связанные с мошенничеством, что противоречит утверждению Й.Хейзинг,
который отмечал важность соблюдение правил и опасность «шпильбрехерив» — этим
термином Хейзинга называет человека, который ломает игру и разрушает всю магию
вымышленного мира  .

В педагогическом аспекте понятие игры и
применения игры в воспитательных методиках остается одним из наиболее
изученных.  Платон, Хейзинга, Аристотель,
Гросс, Фрейд и др.  согласны с тем, что
молодые организмы наиболее склонны к играм. 
Молодые животные вчяться у матери с помощью игры, так же и дети познают
мир.  Это делает игру одним из самых
удачных инструментов для воспитания и образования.  Большое внимание игре уделял ученый-педагог
А. Макаренко, придавая ей серьезного значения [27]. Он считал, что для того, чтобы участвовать в
игровой деятельности, надо иметь определенные физические, интеллектуальные
навыки, выдержку и самоконтроль.  По
версии Макаренко именно в игре проходит воспитания будущего гражданина.  Современные исследования на эту тему,
например работы Ш. Амонашвили, подтверждают наблюдения Макаренко.

Широкое распространение в начале ХХ в.  была теория игры К. Гросса, которую сам автор
определил «как теорию упражнений и воспитания». 
Он фактически показал социальность игры, видел ее, как способ
присоединить человека к социуму через добровольное подчинение правилам и
лидеру.  Ученый описал основные факторы,
которые влияют на человека во время игры: ответственность за себя и команду,
уважение к правилам, попытка показать себя, благородство, формирование
способности к образованию.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы