Возрастная психология и психология развития Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Игрушка в работе психолога

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПСИХОЛОГИЯ ИГРУШКИ 6

1.1. История и развитие 6

1.2. Современная игрушка 9

2. РОЛЬ ИГРУШКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА 15

2.1. Роль игрушки в психическом развитии ребенка 16

2.2. Игровая терапия с игрушками 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

  

Введение:

 

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучений ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е. А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Игрушка — неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г. А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и как ее средство — игрушка. С помощью, которой дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе.

Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Таким образом, она зловредно влияет на психику и здоровье детей.

Цель исследования: определить влияние игрушки и в работе психолога.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной программе.

2. Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка», «психическое развитие».

3. Изучить краткую историю возникновения игрушки.

4. Определить роль игрушки в игровой деятельности психолога.

Основой исследования послужили труды таких российских и зарубежных ученых, как: Абраменкова В.В.; Артемьева Е.Ю.; Баткина Л.М.; Белобрыкина О.А.; Библера В.С.; Выготского Л.С.; Голан А.; Запорожец А.В.; Зворыгина Е.; Козловского В.П.; Лосева А.Ф.; Лотман Ю.М.: Миллер С.: Мухина В.С.; Рубинштейн С.Л.; Смирнова Е.О.; Фромм Э.; Юнг К.Г.; Эльконннова Л.И. н др., посвященные проблемам влияния игрушки на развитие личности ребёнка.

Методы исследования: анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы.

Предметом исследования является влияние современной игрушки на развитие личности ребёнка.

Объектом исследования является игрушка как элемент культуры.

Известный психолог Урунтаева Г.А. говорила, что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства психолого-педагогической работы.

А для этого он должен понимать, какая роль отведена игрушке в процессе социализации детей, какое влияние она оказывает на развитие психики, особенностей личности и поведения ребенка Коссаковская Е.А. известная в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности.

Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что для большинства детей игрушка является эффективным средством всестороннего развития, так как именно в деятельности с ней у них развивается познавательная, эмоциональная и личностная сферы.

Структура работы: работа состоит из введения, в котором раскрывается цель и задачи работы, основной части, в которой описываются основные вопросы, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Они должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью, должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям.

Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.

Несомненно, все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим образом линять и пачкать рук. Следует во всяком случае избегать зеленых красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества.

Характер игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния ребенка и предшествовавшего времяпрепровождения.

В процессе изучения педагогической литературы по данному вопросу было установлено, что ни педагог, ни родители не должны педантически регламентировать занятия детей с игрушками, не должны навязывать ему своих интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым предметом и какого его назначение.

Л. Г. Оршанский, отдавший так много любви и энергии изучению игрушки, вполне справедливо протестует против деспотичного стремления взрослых внести в фабрикацию игрушки, как и в игры, свои интересы, искусственную поучительность, оправдывающую их узко утилитарный взгляд на роль игрушки и игры. Можно сделать вывод, что и по отношению к игрушкам, как и по отношению к играм, ребенку должен быть предоставлен максимум свободы при постоянном, по возможности для него неощущаемости контроля.

Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.

Таким образом, совершенно очевидным представляется, что никакое, даже самое подробное исследование ребенка при помощи «точных» методов и самых удачных тестов на может дать нам верного представления о ребенке, о его личности в целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал ребенка в его естественной стихии – в игре и среди игрушек.

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В нашей работе мы установили, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ПСИХОЛОГИЯ ИГРУШКИ

Игрушка — это культурный феномен, сделанный из материала, с формой и содержанием, значением и значением. Образно говоря, игрушки — это «игровые зеркала» жизни и фантазии, вернее, бытия и сознания.

Игрушка — специально изготовленный предмет, являющийся эталоном реального предмета быта, орудия труда или человека, относительно схематическая копия различных существ. Как правило, игрушки схематичны и символичны, что позволяет моделировать с их помощью различные сферы действительности. Игрушки — это своего рода «гвоздь, на котором висит вся детская игра», это какие-то твердые, осязаемые ориентиры, на которых базируется развитие воображения.

Игрушка — это предмет для игры, но, как и сама игра, игрушка оказывает разнонаправленное воздействие на психику ребенка. Игрушки являются уникальными носителями информации о мире тем и мире отношений .

1.1. История и развитие

История игрушек сопровождается историей развития человека, насчитывающей тысячи лет. Игрушки — очень древнее и сложное явление в человеческой культуре. Археологи обнаружили, что игрушки представляют собой уменьшенные копии реальных предметов и содержат некоторые общие архетипические черты, найденные при раскопках культур древних цивилизаций.

Так, при раскопках под Троей были обнаружены небольшие игрушечные тарелочки, терракотовая кукла и погремушка с металлическими частицами внутри, которые часто встречаются в древнеегипетских гробницах, лежащих рядом с детскими мумиями в гробницах бронзового века, в скифском кургане и руинах. Помпеи археологи нашли детские игрушки.

Ученые связывают появление игрушек с зарождением трудовой деятельности в первобытных обществах, где первые известные игрушки появились в виде орудий труда, оружия, предметов быта. Через игрушки дети осваивают многие важные движения и способы деятельности, но изначальная функция игрушки связана не только с собственно деятельностью.

Старинные игрушки являются неотъемлемой частью культурной жизни людей, преимущественно религиозного или эстетического значения. Дети в древних цивилизациях не были отделены от мира взрослых, и игрушки одинаково подходили и взрослым, и детям. Игрушки встречаются не только в высококультурных древних обществах Египта, Греции и Рима, но и в первобытных сообществах .

Эти игрушки удивительно традиционны — погремушка, кукла, предметы быта — отдельные игрушки с древнейших времен не изменились в своей первоначальной сути до наших дней. Технологические возможности современности позволяют совершенствовать форму, детализацию и модификацию игрушки без изменения ее основного содержания.

Еще одним традиционным оберегом являются куклы, самым древним из которых более 4 тысяч лет. Это египетские куклы, которые сопровождают умерших детей в загробном мире. Несмотря на примитивные способы изготовления, образ человека, несущего куклу, с древних времен пользовался всеобщим уважением.

В древности куклы также имели культовый характер. Девушка бережно хранила полученную в подарок куклу до совершеннолетия, а перед свадьбой отдала ее в дар богине, покровительнице работниц, домашних очагов и любви. Подобные верования сохранились и в обществе нашего времени — проводнике «пралогического» мышления. Кукла – носитель волшебной силы, которая защитит девочку от бесплодия и поможет ей стать мамой.

Общность исторического развития игрушек, существование их архетипических моделей побудили русского психолога и педагога Е. А. Аркина предложить следующую классификацию игрушек, которую он обозначил как «оригинальную», т. е. характерную для детской игры во все исторические периоды:

— звуковые игрушки: трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;

— двигательные игрушки: волчок, мяч, змей, примитивные варианты бильбоке;

— оружие: лук, стрелы, бумеранги и т.д.;

— образные игрушки: изображения животных и куклы;

— веревочка, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры .

Фактически к «изначальным» относятся игрушки, доказавшие свою универсальность на протяжении исторического развития, вместив некоторые базовые формы взаимодействия. Орудия охоты, например, потеряли свое функциональное значение, но лук и стрелы оживают в виде игрушек в каждом новом поколении, вдохновленном историями о «диких предках», стремлением к единению с природой и возможностью быть индейцем, первобытным человеком или олимпийцем.

Развитие игрушек, их темы и формы неотделимы от материальной жизни, культуры и быта общества. Игрушки считаются особой культурной областью, способствующей знакомству детей с широким кругом понятий, формированию чувств, отношения к реалистическим явлениям, национальному характеру. История игрушек объединяет поколения и позволяет выявить некоторые общие тенденции в развитии детей. Игрушки открывают перед детьми широкое поле для ориентации во взрослой деятельности. Раньше это было направление практических навыков, теперь это смысл и отношения. Игры превратились из обучения владению инструментами в обучение умению строить сложные отношения в обществе.

Игрушка — это объект, поведение которого может быть либо ориентировано на способ исполнения, либо ориентировано на общество. Поведение детей раннего, дошкольного и младшего возраста с игрушками различалось по своей направленности, по альтернирующим законам, по частоте видов деятельности, направленных на позиционирование в реляционных системах, по способу использования предметов. Использование детьми игрушек не может развиваться до тех пор, пока это действие не будет включено в новую систему взаимоотношений детей с обществом.

Игрушки не только сопровождают детские игры, но и являются важной частью любой культуры. Общество использует игрушки как культурные средства, чтобы донести до детей основные духовные принципы культуры и направление движения общества в особой «сложенной форме».

Старинная игрушка жизненна, не преследует воспитательных целей, она личностна и индивидуальна, абсолютно органична культуре общества и народному творчеству. Современная игрушка часто оторвана от жизни, штампована и красива до неузнаваемости. Игрушки, которые воспринимаются как образовательные инструменты, меняют свой внешний вид .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы