Курсовая теория на тему Игрушка как предмет культуры и средство воспитания дошкольников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. ОСОБЕННОСТИ
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 5
2. ЧТО ТАКОЕ
ИГРУШКА, ИХ ВИДЫ… 11
3. КАК ИГРУШКА
МОЖЕТ АКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ В ВОСПИТАНИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ… 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 27
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 29
Введение:
Игрушка является естественным спутником ребенка
по мере его взросления. Она предназначена для обучения ребенка социальным отношениям.
Хорошая игрушка способствует побуждению ребенка размышлять, ставит перед ним различные
игровые задачи, что способствует развитию познавательного интереса.
Игра, как самостоятельная детская деятельность,
формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта
человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного
эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с
которыми надлежит ребенку.
Игрушка чрезвычайно важна для воспитания
гармонично развитой личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов
доказывают, что игрушка всегда была отличным средством для развития психики и широко
использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка
к жизни взрослых.
Исследования Коссаковской Е.А. по вопросам
игры и игрушки, основывающиеся на изучении опыта организации игровой деятельности
детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть
одинакового для всех детских возрастов подхода к созданию и отбору игрушек.
Должны обязательно учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.
Н.К. Крупская писала о важности игрушки для
ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.
Менджерицкая Д.В., известный педагог в области
изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду,
способствует формированию пытливости, любознательности. Она может помочь
воспитанию чувства симпатии, уважения к ним, давая детям представления о людях разных
профессий, разных национальностей,.
Как говорила известный психолог Урунтаева Г.А.,
что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.
Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства психолого-педагогической
работы.
Объект исследования: процесс
воспитания ребёнка дошкольного возраста.
Предмет исследования: игрушка
как предмет культуры и средство воспитания дошкольников.
Цель исследования: Изучение
возможности игрушки как предмета культуры и средства воспитания дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности воспитания детей дошкольного
возраста;
2. Раскрыть сущность понятия «игрушка», классификацию
и виды игрушек;
3. Обозначить методы применения игрушки для
воспитания дошкольников;
4. Выявить критерии отбора игрушек как
средства воспитания дошкольников.
Методы исследования: Общенаучный, индуктивный,
формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источников
литературы по теме исследования.
Заключение:
Ведущей деятельностью ребенка в период дошкольного
детства является игра. И на каждом этапе развития характер игры меняется,
посредством игры ребенок познает окружающий мир, улучшается его речь,
вырабатывается усидчивость. В рамках игры дети усваивают основные приемы норм
социального поведения и орудийной деятельности. Игра как самостоятельная
детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она
способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Самые разнообразные
задатки ребёнка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если
в распоряжение ребёнка дан материал, который может служить в одно время и
стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого
эта деятельность осуществляется и совершенствуется.
Игрушка в данном случае выступает в
качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и
освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку. Характер игрушек
должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в
течение дня в зависимости от состояния ребенка и предшествовавшего
времяпрепровождения. Игрушки должны удовлетворять и развивать эстетический
вкус, зачатки которого рано проявляются у ребёнка. И поэтому, они должны возбуждать
и поощрять стремление ребёнка к коллективным усилиям.
Ни педагог ни родители не должны педантически
регламентировать занятия детей с игрушками, не должны навязывать ему своих интересов
и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым предметом и какого его назначение.
По отношению к игрушкам, как и по отношению к играм, ребёнку должен быть предоставлен
максимум свободы при постоянном, по возможности для него неощущаемости контроля.
Игрушки, как и игры, служат не только средствами
воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями
детской индивидуальности. Игрушка является регулятором психического и физиологического
развития ребёнка. Ребёнок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребёнок
усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем
он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.
Игрушка для ребенка должна быть
представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в
соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать
развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы
детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен
содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому
воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также
возрастным особенностям детей.
Фрагмент текста работы:
1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Каждый ребенок – это неповторимая личность,
нуждающаяся в особом подходе. Воспитание начинается с первых дней жизни.
Крошечный человек приходит в огромный и непонятный для него мир. От его семьи зависит,
вырастет ли он достойным человеком. По словам одного мудреца «хорошее воспитание дороже всякого богатства». Честность,
доброта, отзывчивость, трудолюбие, забота, порядочность – фундамент этих качеств
закладывается с новорожденности.
Многие педагоги обращали внимание на необходимость
глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей
детей в процессе воспитания. В частности, эти вопросы ставили Я.А.Коменский, Дж.
Локк, Ж-Ж. Руссо, а позже А.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др. [18] Более
того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности
воспитания, т.е. учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея
интерпретировалась ими по-разному. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно
изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.
Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на
обязательном учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей.
Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, по которому обучение и воспитание
должны отвечать возрастным этапам развития. «Все подлежащее усвоению должно быть
распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только
то, что доступно восприятию в каждом возрасте», – считал Я.А. Коменский [19].
Много полезных идей на этот счет имеются в
трудах П.П.Блонского, Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского
и других ученых. Н.К.Крупская подчеркивала, что: «если мы не будем знать особенностей
ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, то мы не сумеем их хорошо
воспитать» [18].
Воспитанием называют целенаправленное
формирование личности, процесс, который помогает ребенку подготовиться к
взаимодействию в социуме. Это передача накопленного опыта, развитие в ребенке определенных
качеств и умений [9]. Как правило, в любом воспитании используется три основных
способа – наказание, поощрение и личный пример. Причем последний способ
считается самым эффективным, поскольку дети склонны повторять за взрослыми,
копировать их привычки и поведение. Это совсем не означает, что метод «кнута и
пряника» не работает, просто следует помнить о том, что все хорошо в меру. При
чрезмерном наказании можно задушить в ребенке инициативность, создать
психологическую травму, особенно тогда, когда он не понимает, за что наказан.
При чрезмерном поощрении можно избаловать или поощрить развитие формата общения
называющегося «шантаж» — ребенок соглашается выполнять свои обязанности только
взамен предоставления ему каких-либо благ и удовольствий.
Дошкольный возраст – уникальный этап в развитии
ребенка, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка.
Он качественно отличающийся от последующих жизненных периодов, что проявляется в
особенностях биогенеза и социогенеза, способах познания и мышления, в деятельности
и отношении ребенка с предметным и социальным миром, в самосознании. Воспитание
обеспечивает гармонию взаимодействия ребенка с окружающим миром, закладывая на
этом этапе культурный фундамент личностного развития, а так же создает у
растущего человека ощущение психологического комфорта и физического здоровья. В
это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные
взаимоотношения, которые существенным образом влияют на развитие его личности.
В дошкольном возрасте мир ребенка неразрывно связан с другими детьми. И чем
старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты
со сверстниками.
Дошкольное детство – это период с момента
осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2–3 лет) до момента
систематического обучения (6–7 лет). Здесь решающую роль играют социальные
факторы формирования личности, а не календарные сроки развития. В период
дошкольного детства складываются основные индивидуально-психологические
особенности ребенка, создаются предпосылки для социально-нравственных качеств
личности. [19]