Курсовая теория на тему Игровые технологии в преподавании «Литературное чтение»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования игровых технологий в начальной школе 5
1.1. Понятие и особенности игровых технологий 5
1.2. Психолого-педагогические особенности младших школьников 7
Глава II. Использование игровых технологий в преподавании «Литературное чтение» 13
2.1. Игровые технологии в современных учебниках по литературному чтению 13
2.2. Примеры игровых технологий на уроках литературного чтения 15
Заключение 21
Список литературы 22
Введение:
Актуальность исследования. Младший школьный возраст является определяющим этапом в формировании личности человека. Это период активного освоения ребенком родного языка, развития и становления всех сторон речи.
Огромное значение в развитии младших школьников имеют уроки литературного чтения, в ходе которых учащиеся знакомятся с богатством и разнообразием великого русского языка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В настоящее время основным принципом работы современного педагога является не только целенаправленное воздействие на каждого обучаемого, его личностные установки, но и оптимизация совместной деятельности обучающихся. Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание.
Роль игры в воспитании и развитии ребенка младшего школьного возраста была раскрыта в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера, Н.Н. Подъякова, А.П. Усовой, С.Л. Новоселовой и др.
В настоящее время в школах практика использования игры как метода во время урока присутствует, но, возможно, недостаточно. Игра во время урока требует от учителя максимального воздействия, так как учитель должен обладать определенными способностями к проведению игр.
Также еще одной проблемой отсутствия данного метода на занятиях является то, что не все преподаватели уверены в том, что игра является очень хорошим способом интеграции теоретических и практических элементов обучения, знаний и умений.
Большинство педагогов недооценивают преимущества использования игровых методов на занятиях, и успех игр зависит не только от учеников, но и от настроения учителя.
Объект исследования: игровые технологии.
Предмет исследования: игровые технологии в преподавании «Литературное чтение».
Цель исследования: теоретически изучить возможность использования игровых технологий на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и особенности игровых технологий .
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности младших школьников.
3. Представить игровые технологии в современных учебниках по литературному чтению.
4. Представить примеры игровых технологий на уроках литературного чтения.
Методы исследования: изучение литературных источников по теме исследования, теоретический анализ, методы логических обобщений, синтез, систематизация, обобщение.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
По итогу выполнения работы были получены следующие результаты:
1. Рассмотрено понятие и особенности игровых технологий . Под игрой можно понимать определенный тип деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Одним из видов игровых технологий является дидактическая игра. Структура дидактической игры включает: задачу дидактическую, задачу игровую, действия игры, правила, итог.
2. Проанализированы психолого-педагогические особенности младших школьников. В результате анализа психолого-педагогической литературы нами выявлены особенности развития младших школьников (превалирование наглядно-образной формы мышления; повышенные эмоциональность, восприимчивость, впечатлительность; неустойчивость интересов; непроизвольность внимания; деятельностная активность и т.д.), определяющие специфику процесса развития и воспитания учащихся данного возраста.
3. Представлены игровые технологии в современных учебниках по литературному чтению. Можно отметить, что анализ учебников по литературному чтению для начальной школы показал, что авторы недостаточно используют игровые технологии. В учебниках Чураковой Н.А. представлены только загадки в учебниках для 1 класса. В учебниках Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Голованой М.В. присутствуют загадки и кроссворды.
4. Представлены примеры игровых технологий на уроках литературного чтения. На уроках литературного чтения можно использовать различные игровые технологии, включая интерактивные, с использованием ИКТ, загадки, ребусы, викторины, игры-презентации и многие другие.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы использования игровых технологий в начальной школе
1.1. Понятие и особенности игровых технологий
Игровая деятельность является предпочитаемым видом деятельности для каждого ребенка. При этом такая деятельность помогает детям перерабатывать знания, полученные из окружающей действительности. Игра позволяет развивать основные познавательные процессы учащихся, формирует их интерес, развивает коммуникативные способности.
Изучением проблемы игры занимались такие отечественные ученые как: А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова, Е.И. Удальцова, Л.С. Выготский и другие.
Д.Б. Эльконин, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра – это деятельность, в которой социальные отношения между людьми воссоздаются вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Д. Б. Эльконин обращает внимание на то, что «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе» [23].
Как отмечает А. Н. Леонтьев, дидактическая игра – это «пограничная игра», представляющая собой переходную форму к неигровой деятельности, которую она готовит. Такие игры содействуют формированию познавательных интересов, интеллектуальной деятельности, которые являются основой обучения [14].
В.С. Кукушин определяет «игру – как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением» [12].
С.Ф. Занько, Ю.С. Тюнников и С.М. Тюнникова формулировали технологию игры как форму организации и совершенствования учебного процесса, и полагали, что «до развития теории проблемного обучения, ее основных понятий, принципов, методов игра не могла получить, и не имела педагогической логики построения ни в аспекте дидактической интерпретации структуры и содержания проблем, ни в аспекте организации осуществления процесса игры» [6].
Ф. Блехер говорил, что игру можно назвать дидактической только тогда, когда познавательный элемент в ней неразрывно связан с элементом заинтересованности. Т. Маслова считала игру одним из эффективных средств умственного развития ребёнка. Она подчёркивает, что включение дидактической игры в педагогический процесс способствует тому, что дети, восхищённые игрой, незаметно для себя приобретают определённые знания, умения и навыки, указывается в работе В.А. Казанцевой [7]. Таким образом, игра является средством самореализации и самовыражения
В.Н. Кругликов в своей работе говорит, что дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [11]. В нашей работе будем придерживаться этого определения.
Можно отметить, что педагогическая игра – это любая игра, проводимая в процессе обучения, а дидактическая игра – это игра, отличающаяся наличием правил, структуры и определенной системы оценивания.
А.К. Бондаренко указывает, что в педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида:
1) игры с предметами (игрушками);
2) настольно-печатные;
3) словесные игры [2].
А.К. Бондаренко выделяет в структуре игровой деятельности лишь отдельные компоненты. Каждая игра, включая и дидактические игры, имеет определенную структуру. В данную структуру входит игровая и образовательная задачи, определённые игровые действия, а также те правила, которых должны придерживаться играющие, игровые результаты [2].
А.К. Бондаренко, Н.Я. Михайленко, А.П.Усова в своих исследованиях пришли к выводу, что для того чтобы организовывать в игровой деятельности действия и поведение детей необходимы игровые правила. Знание правил само по себе не обеспечивает согласованных действий дошкольников. Только при условии, если они сознательно подчиняются установленным правилам, игровые и дидактические задачи могут быть успешно решены [2].
Итак, проанализировав взгляды на игровую деятельность многих педагогов и психологов можно отметить, что под игрой можно понимать определенный тип деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В период обучения в начальной школе игровая деятельность нацелена на воспитание, развитие и социализацию учащихся. Одним из видов игровых технологий является дидактическая игра. Структура дидактической игры включает: задачу дидактическую, задачу игровую, действия игры, правила, итог. Можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обычной игры детей. Её отличие в первую очередь заключается в определённой образовательной цели, а также в определённых поставленных образовательных результатах.