Курсовая теория на тему Игровые приемы, направленные на развитие коммуникативных способностей детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 Теоретические основы коммуникативного развития детей 6
1.1 Особенности коммуникативного развития детей 6
1.2 Коммуникативное развитие детей в процессе обучения, воспитания и развития 11
2 Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе использования игровых приемов 15
2.2 Игра как средство всестороннего развития ребенка 15
2.2 Использование игровых приемов для коммуникативного развития детей дошкольного возраста 19
Заключение 26
Список использованных источников 28
Введение:
Актуальность. В наш век бурного развития информационных технологий преподаватели и родители озадачены тем, что социальное развитие детей дошкольного возраста не соответствует современным нормам, и большинство детей не умеют правильно общаться.
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, то есть их воздействие друг на друга и реагирование на соответствующие воздействия. Под общением также понимается обмен информацией между людьми при их взаимодействии друг с другом в указанном выше понимании значения термина.
С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса.
Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. Но ведь без живого человеческого общения жизнь ребенка теряет свою яркость, блекнет насыщенность его эмоциональных ощущений.
Кроме того, способность оптимально общаться с окружающими — залог успешного продвижения человека во всех сферах жизни. Воспитание коммуникативных навыков у детей – основная задача для подготовки ребенка к взрослой жизни.
В детском возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.
С возрастом отношение детей к сверстникам меняется, они оцениваются не только деловыми качествами, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением и пониманием содержания нравственных качеств.
Отношения ребёнка с детьми также во многом определяются характером общения с окружающими его взрослыми.
Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребёнка.
Вследствие этого следует способствовать развитию коммуникативных навыков у детей.
Проблема развития коммуникативных навыков у детей была и остается в центре внимания психологов, лингвистов, педагогов и методистов (Л.С.Выготского, М.И.Лисиной, Г.А.Урунтаевой, З.М.Истомина, А.А.Леонтьева, А.М.Леушина, Е.И.Тихеева, Е.А.Фльорина и др.).
Объект исследования – коммуникативное развитие детей.
Предмет исследования – игровые приемы, как средство коммуникативного развития детей.
Цель исследования – изучить игровые приемы как средство коммуникативного развития детей.
Задачи:
— рассмотреть особенности коммуникативного развития детей;
— раскрыть коммуникативное развитие детей в процессе обучения, воспитания и развития;
— изучить игру как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста;
— представить игровые приемы для коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составляют:
— теоретические положения о системном подходе
(Л.И.Анцыферова, Э.А.Голубева, Б.Ф.Ломов, Н.И.Рейнвальд, В.Д.Шадриков и др.);
— положения о деятельностном подходе и его основополагающем принципе связи сознания и деятельности
(А.В.Брушлинский, Б.С.Гершунский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Л.И.Новикова, В.В.Столин и др.);
— концептуальные идеи личностно-ориентированного подхода к организации педагогической деятельности
(В.П.Беспалько, Е.В.Бондаревская, П.П.Блонский, А.Н.Лурия, М.И.Шилова, И.С.Якиманская и др.).
Для решения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы работы: теоретический анализ и синтез, обобщение и систематизация, сравнение, изучение методической и учебной литературы.
Работа включает в себя введение, две главы, в которых раскрываются основные вопросы, касающиеся коммуникативного развития детей.
Заключение:
Таким образом, в результате целенаправленных усилий педагогов и родителей дети обретают способность хорошо ориентироваться во взаимоотношениях с окружающими, приобретают навык понимания и эмпатии к эмоциональному настроению окружения, обучаются сопереживанию и отзывчивости.
Целенаправленное развитие коммуникативных навыков совместными усилиями дает существенное обогащение социально-коммуникативного опыта детей и способно нейтрализовать многие проблемы.
Навыки общения у детей можно и нужно развивать, прививая им основы грамотного общения и культурной речи. Начинать такое обучение нужно с самого рождения, применяя весь спектр приемов и методов воздействия. Каждый взрослый не должен забывать, что ответственность за построение взаимодействия лежит на нем, так как именно в общении со взрослыми дети получают и усваивают основные модели общения.
Поэтому педагоги и родители стоят во главе формирования культуры общения у детей.
В процессе коммуникативного развития детей педагог:
— делает все для того, чтобы укрепить в каждом ребенке веру в свои силы;
— развивает у них чувство собственного достоинства;
— развивает творческие силы детей;
— поощряет их за продвижение;
— не ослабляет деятельности детей недоверием, негативными оценками.
Большое значение имеет и профессиональное мастерство педагога, который должен знать, что до тех пор, пока побудитель деятельности будет исходить от него (педагога), а не будет опираться на «внутреннюю» среду ребенка, развитие познавательного интереса будет ситуативным.
Изучив литературу по теме нашей работы, мы установили, что одним из эффективных средств коммуникативного развития является игра.
Это объясняется тем, что именно игровая деятельность является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игры существуют разных видов, к ним относятся сюжетно-ролевые, дидактические и др.
Каждая игра помогает ребенку раскрыться, научиться общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Именно в игре дети учатся выстраивать свои взаимоотношения с другими.
Так же мы предложили некоторые примеры игр, направленные на коммуникативное развитие детей. Данные игры могут использоваться как педагогами, так и родителями.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы коммуникативного развития детей
1.1 Особенности коммуникативного развития детей
Речь – важнейшая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражения мира в сознание одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании.
В зарубежной и отечественной педагогике вряд ли можно найти ученых, которые занимались бы самыми разными проблемами и не отдавали должное проблеме речевого развития ребенка. Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Я.А.Коменский, которого называют отцом научной педагогики. Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию «Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», в котором раскрыл задачи и методику воспитания детей. По его мнению, мы все в детстве учимся «знать, действовать, говорить».
Что же происходит, если дети не понимают настоящего значения слов? Прежде всего, они не поймут смысла изложенного, не вникнут в связь предложений, и воспринятая речь отложится в их головах «бессвязными и перепутанными фразами».
К числу недостатков детской речи великие педагоги относили неправильное произношение звуков, слов, недостатки словаря, фразовой речи, недостатки использования выразительных средств. В связи с этим настоятельно подчеркивается значимость воспитания содержательности речи и разумного пользования ею детьми. Как показано в работах А.В.Запорожец, А.Р.Лурия, и других авторов, что все психические процессы у ребенка — воспитание, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Как писал Л.С.Выготский: «Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи».
Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка — слух, зрение, обоняние, осязание – были также достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психологическое развитие.
Для развития речи имеет большое значение психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимание, память, воображение, мышление), а также его физическое (соматическое) состояние.