Курсовая теория на тему Игровой метод на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 6
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного
возраста. 6
1.2. Значение физического воспитания в развитии личности. 12
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА (ПОДВИЖНЫХ ИГР И
УПРАЖНЕНИЙ) В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 16
2.1. Характеристика подвижных игр и упражнений. 16
2.2. Современный урок физического воспитания и место
игрового метода в нем 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 31
Введение:
На
сегодняшний день одну из главных задач образовательного процесса в России
представляет собой укрепление здоровья населения, и, в связи с этим, повышение
роли физической культуры населения. Особенно важной физическая культура есть
для школьников, для которых является залогом успешной их реализации в социуме,
высокого уровня здоровья и разностороннего физического развития.
Эффективная
реализация базовой программы по физическому воспитанию требует применения в
практике учителей физической культуры все более новых разработок, средств
физического воспитания, ведь оно представляет собой неотъемлемую часть всего
учебно-воспитательного процесса и играет важную роль в подготовке личности к
дальнейшей жизнедеятельности. Работа по физическому воспитанию требует
проявления организованности, самодеятельности, инициативы, способствует
воспитанию организационных навыков, активности, ловкости, выносливости.
Физическое воспитание наряду умственным, нравственным,
эстетическим воспитанием, с которыми оно имеет тесную взаимосвязь, оказывает
позитивное влияние на всестороннее развитие индивидуума. Такие качества, как
ловкость, скорость, сила, выносливость являются необходимыми любому человеку.
Развитие данных качеств имеет тесную связь с формированием различных
двигательных умений и навыков.
Актуальность
темы курсовой работы. Современное состояние физического
воспитания школьников требует объективного анализа существующих форм, систем и
концепций его развития в мировом пространстве. Только такой подход создает
возможности определения не только тенденций, господствующих в нем,
существующего потенциала, но также и учета недостатков.
Новые социальные и
экономические условия современной жизни подрастающего поколения требуют
пересмотра и обновления системы средств, методов и форм физического воспитания,
которые были направлены на формирование интеллектуально развитой, физически и
духовно обогащенной личности. Проблематику физического воспитания в школах
представлено в работах таких исследователей, как М.В. Левковский, И.Д. Бех,
И.А. Зязюн, Н.А. Калиниченко, А.В. Сухомлинский, М.Д. Ярмаченко и др.
Проблема здоровья и
физического воспитания детей особенно остро встала в начале третьего
тысячелетия. В условиях развития национальной системы образования важная роль
принадлежит анализу педагогического наследия не только деятелей современности,
но и прошлого по проблеме игрового метода на уроках физической культуры в
начальных классах. Решению
данной задачи способствует использование на уроках игрового метода.
Игровой метод – это
упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или
условным сюжетом, в котором предполагается достижение определенной цели многими
дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной степени
случайного изменения ситуации.
Младший школьный возраст
– наиболее благоприятное время для использования игрового метода в процессе
физического воспитания. Игры различной направленности являются очень
эффективным средством комплексного совершенствования физических качеств.
Систематическое применение игр способствует расширению подвижных возможностей
учащихся, которые превращаются в необходимые жизненные умения и навыки.
Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы
и безошибочно выполнять физические упражнения, что положительно влияет на
развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата.
Анализ литературы
показал, что рассмотрением этой проблемы занимались многие авторы, в частности
В.Г. Арефьев, Е.Я. Бондаревский, А.Ф. Борисенко, А.Б. Венгерский, В.В.
Дмитриев, Т.Ю. Круцевич, А.Г. Сухарев, А.А. Томенко и многие другие,
однако проблема развития физических качеств детей младшего школьного возраста
средствами игрового метода требует дальнейшего совершенствования.
Следовательно,
актуальность этой проблемы обусловлена ее недостаточным освещением в
педагогической теории, требованиями школьной практики по поиску содержания
эффективного воспитания физических качеств у младших школьников средствами
игрового метода.
Объект
курсовой работы – физическое воспитание в современной
школе.
Предмет
работы – игровой метод на уроках физической культуры в
младшем школьном возрасте.
Цель
курсовой работы – выявление специфики игрового метода на
уроках физической культуры в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Дать характеристику возрастным
особенностям детей младшего школьного возраста.
2. Раскрыть значение физического воспитания в
развитии личности.
3. Охарактеризовать подвижные игры и
упражнения.
4. Рассмотреть современный урок физического
воспитания и место игрового метода в нем.
Структура
курсовой работы определена целью и задачами и включает в
себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Компонентом всестороннего
гармоничного развития личности является физическое воспитание. Физическое
воспитание – система социально-педагогических мероприятий, направленных на
укрепление здоровья, закаливание организма, гармоничное развитие форм, функций
и возможностей человека, формирование жизненно важных двигательных навыков и
умений.
Занятия физической
культурой и физическое воспитание играют важную роль в развитии личности, ее
эмоциональной, интеллектуальной и двигательной сфер.
Занятия физкультурой и
спортом закаляют организм, усиливают его функциональную деятельность, прививают
навыки личной и общественной гигиены, способствуют формированию жизненно важных
двигательных навыков и умений. Тем самым они становятся действенным средством
подготовки школьников к жизни, к общественно полезной продуктивной работе.
Современный урок
физического воспитания должен быть организован таким образом, чтобы выбранные
учителем формы, методы и принципы работы были направлены на всестороннее
развитие личности.
Игровой метод ведения
урока физического воспитания является самым оптимальным, поскольку способен
вызывать глубокий эмоциональный отклик и дает возможность в полной мере
удовлетворить потребность учащихся в движении, что способствует возникновению
положительных эмоций на занятиях и чувства удовлетворенности, что также
способствует созданию положительного отношения занимающихся к занятиям
физической культуры.
Фрагмент текста работы:
. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста Младший школьный возраст
– это период интенсивного развития всего организма ребенка. В.Н. Попенко
отмечает, что ежегодно на 3-4 см увеличивается рост тела в длину. Еще не
закончен процесс окостенения, кости таза окончательно не срослись, кости
скелета легко поддаются деформации. Процесс развития мышц характеризуется гетерохронностью,
то есть одни мышцы в своем развитии обгоняют другие. К примеру, по сравнению с
другими группами мышц глубокие мышцы спины, которые обеспечиваю ребенку правильную
осанку, отстают в своем развитии[1].
В соответствии со
сказанным выше при наличии неблагоприятных условий возникает угроза его
искривления позвоночника в силу недостаточного развития мышц и связочного
аппарата. Современные научные исследования, как отмечает А.С. Кузнецов,
показывают, что в России правильная осанка наблюдается только у 20-22% младших
школьников. однако, в большинстве случаев осанку можно различными способами, в
частности, посредством продуманных комплексов физических упражнений.
По причине специфических
возрастных особенностей физического развития младших школьников, нужно избегать
больших нагрузок на позвоночник на уроках физической культуры, в частности и на
тех уроках, на которых применяются элементы футбола. Также противопоказаны
сильные толчки и сотрясения тела, перенапряжение суставно-связочного аппарата и
мышц при длительных мышечных напряжениях. В связи с этим особое внимание должно
уделяться формированию правильной осанки[2].
У младших школьников относительная
масса сердца больше, чем у старших детей, а просветы сосудов шире. В покое частота
сердечных сокращений (ЧСС) – 90-92 удара в минуту. У детей данной возрастной
категории при небольших нагрузках отмечается существенное увеличение ЧСС, однако
оно быстро возвращается к норме. Поэтому объем упражнений с чрезмерным
отягощением должен быть ограничен.
У младших школьников обмен
веществ происходит быстрее, чем у детей постарше, что способствует быстрому
протеканию восстановительных процессов после выполнения детьми кратковременных
упражнений. Наряду с этим дети плохо переносят длительные интенсивные нагрузки
и упражнения, для которых им нужна скоростная выносливость, поэтому восстановительный
период после их более длительный.
Чтобы правильно
подготовить 6-летнего ребенка к обучению, следует знать ее анатомо-физиологические
и психологические особенности. От этого во многом зависит характер психических
процессов, а также индивидуальные качества ребенка.
В течение 6-7-го годов
жизни у детей происходит ярко выраженная перестройка общего развития организма,
поэтому этот процесс мы называем особенным и переломным. Увеличивается
физическая сила и выносливость организма[3].
Из-за физических нагрузок
усиление работы сердца по-прежнему достигается за счет повышения частоты
сердечных ударов. Вот почему, составляя режим дня младшего школьника, нужно
четко нормировать умственную, динамическую, статическую, физическую нагрузку
как по сложности, так и, особенно, по времени (нагрузка на выносливость). [1] Попенко В.Н. Тренажеры и методы
тренировки в боевых искусствах / В.Н. Попенко. – М.: «Богучар» 2013 – 192 с. [2] Кузнецов А.С. Технико-тактический
анализ соревновательной деятельности юношей 12-14 лет в поединках по
спортивному рукопашному бою / А.С. Кузнецов, Ал. В. Глазистов // Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка: детский тренер: журнал в
журнале. – 2007. – № 2. – С. 46-48. [3] Тарас А.Е. Боевая машина:
Руководство по самозащите / А.Е. Тарас – Минск: Харвест; М.: ООО АСТ, 2011. –
592 с.