История и теория праздничной культуры Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Игровая культура детей в русских народных праздниках

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ИГРА» И «ПРАЗДНИК» 5
1.1 Смысл и значения понятия «Игра» 5
1.2. Феномен понятия «праздник» 10
РАЗДЕЛ 2 ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА ДЕТЕЙ В РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗНИКАХ 13
2.1. Русские народные праздники 13
2.2. «Игровая культура детей в русских народных праздниках» 16
ВЫВОДЫ 21
ЛИТЕРАТУРА 23

 

  

Введение:

 

 Человек с начала своего появления начал познавать окружающий его мир и свое место в нем. Постепенно шаг за шагом, развивая свое мышление, приобретая новые знания и навыки человек начинает самостоятельно создавать два мира: материальный и нематериальный. Все, что мы видим – это продукт человеческой культуры и многовекового развития цивилизации.
Особое внимание стоит уделить нематериальной культуре человека. На наш взгляд, именно она является наиболее уникальной. Анализируя нематериальную культуру, отношение человека к искусству, праздникам, философии и т.д. мы можем увидеть каким образом человек позиционирует себя и свое место в этом мире, как он понимает этот мир, как человек себя сам выражает. Через нематериальную культуру мы видим, чем человек отличается от животного. Он может подавить первобытные инстинкты и начинает творить в этом мире. Даже материальная культура зависит от нематериальной, а именно из-за того, что в основе все равно лежит «душа» и интеллект человека, его способность к мышлению и развитию.
Частью нематериальной культуры являются праздники и игры. Праздник – это показатель нравственных, этических, эстетических, религиозных идей в том или ином обществе. Общество и культура праздников неразрывно связана за счет «генетической» спайки. По традиции проведения праздников можно видеть политические, исторические, экономические и духовные изменения в каждом обществе. Таким образом, получается обратная связь, от праздника зависит «сплоченность» нации и ее будущее, ее отличие среди других стран и культур.
Игра является уникальной культурой человека, которая может быть выражена в сознательной и бессознательной форме. Очень часто, в игре самое главное – это процесс. Быть тем, кем ты не являешься, делать то, что обычно ты не делаешь. С помощью игры человек на время меняет свою реальность и себя. Изучение детских игр в праздниках помогает проследить и понять феноменальную сущность праздника, понять педагогику деталей прошлых веков и дополнить новой информацией проблематику игр в праздниках.
Среди отечественных исследователей, занимавшихся данной проблематикой, мы можем отнести: Л.Н. Лазареву, А.И. Мазаева, М.С. Кагана, Л.М Ивлеева и д.р.
Цель данной работы состоит в изучении детской игровой культуры, выраженной в народных праздниках.
Задачи:
-изучить сущность понятия «игра»;
-проанализировать феномен «праздника»;
-изучить основные праздники Руси
-рассмотреть роль детских игр в русских народных праздниках;
Объект: игровая культура
Предмет: игровая культура в русских народных праздниках;
Методы исследования: сравнительно-исторический, аналогии, герменевтических, дедукции, индукции, мыслительное моделирование.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проанализировав детские игры в проведении русских народных праздников, мы можем сделать следующие выводы:
Термин «игра» является мировым феноменом. Она существует на протяжении всего исторического развития человечества. От древности и до современности. А сам термин включает в себя не просто детскую забаву, но и определенную характеристику деятельности взрослых.
Игра может быть детской деятельностью, а может быть и политической, психологической игрой. Таким образом, понятие игры многоплановое.
Игра развивала и «держала в форме» все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.
Многие детские игры перекликаются с хороводно-игровыми песнями, которые исполнялись на святки, в весенние гулянья и были связаны с брачной тематикой. Таким образом, детки вовлекались в праздничную культуру.
Исследователи феномена игры выделяют следующие ее функции: коммуникативная, деятельностная, воспитательная, дидактическая, прогнозирующая, моделирующая, развлекательная, релаксационная, психотехническая, развивающая
У каждой игры существует своя определенная структура. В ее состав входят: сюжет, содержание и мотивы игроков.
Главным признаком игр является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель, которую необходимо достигнуть. Также игры носили гендерный характер. Когда девочки и мальчики играли в разные для них игры, воплощая, воспитывая свои гендерные начала. Так, девочки играли в дочки-матери, а мальчики в разбойников, рыцарей и т.д.
Праздник – это такие дни в году, которые противопоставленны будням, повседневным дням. Они характеризуются радостью и торжеством, эмоциональной наполненностью, которые явно выделяются в потоке времени. У каждого праздника есть своя цель. Цель каждого праздника – достигнуть определенного душевного состояния для людей, которые принимают участие в данном действии.
Существует ряд понятий, которые тесно соотнесены с основными понятиями праздника, а именно: традиция, обычай, обряд, церемония, ритуал, которые характеризуются строгим регламентом, правилами и действующими персонажами.
Русская народная культура насчитывает большое количество праздников. Это связано с синтезом двух культур: языческой и христианской. В связи с этим многие праздники переплелись между собой.
Внедрение детей в проведение праздников приводит к получению и воспроизведению полученной информации (например, праздники во время сбора урожая), сопричастность (посевание, пение колядок и щедривок), воспитания.
Особые формы ритуально-игрового поведения для детей можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, СемикТроицу, в Купальскую ночь. Взамен за свою игру детки получали вознаграждение.
Получается, что игра может быть праздником, а праздник может быть игрой.

 

Фрагмент текста работы:

 

РАЗДЕЛ I ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ИГРА» И «ПРАЗДНИК»
1.1 Смысл и значения понятия «Игра»
Игра – это особый феномен во всей мировой культуре. Это предмет исследования многих гуманитарных направлений, переросших в разряд «междисциплинарных». Философия, культурология, психоанализ, лингвистика, история и ряд других направлений изучали феномен игры. И данное понятие присуще любому человеческому возрасту.
Нам известно, что в древнегреческом языке было три понимания термина «игра»: пэдия (детская игра), атиро (игра-забава или пустое развлечение), агон (поединок или соревнование).
В восточном языке санскрит известно пять значений понимания «игра»: игра детей; игра-представление; игры-шутки, игры как случайные совпадения, игра как притворство.
Термин «игра» или глагол «играть» в русском языке имеют чрезвычайное многообразие трактовок. Употребляются и в прямом и в переносном значении. Понятия «игра», «играть» отражают и тайные, скрытые цели, интриги людей, сакральные смыслы. Например, существуют игры политические, парламентские и т.д.
Лексическое разнообразие понятий, которые производятся от одного слова «игра» необычайно огромны. Так, например, существует слово «играючи», что означает игру, действие без особых усилий или термин «игривый», что характеризует человека как веселого, «игрушка» – это вещь, которой играют, или психологический термин, который обозначает человека, находящегося под чужой волей.
Вспомним прекрасный и могучий русский язык. Люди говорят, что игра может быть игрой слов, игрой чувств или «играть» – это исполнять роль на сцене в каком-либо спектакле или исполнять какое-либо музыкальное произведение и т.д.
А также парадоксальное понимание термина «играть» — рисковать жизнью; играть — использовать чувства другого, пренебрегать самолюбием человека, заниматься чем-то несерьезным, притворяться, проявляться, занимать место и т.д. [2].
Таким образом, мы видим, что игра – это не просто процесс детской забавы. Существуют целые игровые модели, которые широко применяются в различных науках и прикладных отраслях, обусловленные многими факторами. Игра также включена в основу экономических процессов, включена и в художественное творчество, политическую культуру, военное дело, в психологию и психотерапию и т. п.
За все развитие человеческой цивилизации, разные научные отрасли считали игру основой для применявшиеся организационных, популяционных, теологических систем.
Следует различать два понимания игры: субъективное и объективное. Субъективное понимание игры кроет в себе ее мотив, мотив играющего. Следует обращать внимание на непосредственные побуждения к игре. Например, это может быть получение удовольствия от процесса самой игровой деятельности. Игра – это также практика определенного общения, при помощи которого происходит нравственное воспитание или «практика» модели взрослой жизни, у человека происходит первое знакомство с различными профессиями, происходит понимание понятия «труд», ощущается гордость от проделанной работы.
Игра становится особой моделью поведения, она призвана помогать адаптироваться «маленькой» личности как в кругу семьи и в обществе в целом. Например, во дворе при своих сверстниках.
Также процесс игры может быть компенсатором всех ограничений и запретов в реальной жизни.
У каждой игры существует своя определенная структура. В ее состав входят: сюжет, содержание и мотивы игроков.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы