Психология, Игровая деятельность Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Игровая деятельность как метод развития памяти детей 4-5 лет.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ 4-5 ЛЕТ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6

1.1 Память как познавательный психический процесс 6

1.1.1 Теория памяти 9

1.1.2 Физиологические основы памяти 12

1.1.3 Виды и свойства памяти 14

1.1.4 Процессы памяти 19

1.2 Особенности развития памяти детей 4-5 лет 23

1.3 Средства развития памяти детей среднего дошкольного возраста 25

1.4 Роль игровой деятельности в развитии памяти детей 4-5 лет 27

1.5 Методы диагностики памяти 30

1.6 Методика организации игровой деятельности для развития памяти детей 4-5 лет 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 43

Приложение 1 Виды игровой деятельности 43

  

Введение:

 

Одним из главных факторов, определяющих развитие любого государства, является качество образования будущего поколения, сущность которых определяются государственными образовательными документами – Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом, основной образовательной программой дошкольного образования. Данные нормативные документы обеспечивают построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

Как известно, сегодня программа дошкольного образования охватывает действительно большой материал, способствующий при эффективном усвоении развитию личности дошкольника. В частности, ребёнок учится говорить и правильно выражать свои мысли, оперирует основными мыслительными процессами; у него формируются основы взаимоотношений с ближайшим окружением; он приобретает нравственные качества; развивает первичные навыки практической деятельности.

Период дошкольного возраста является одним из самых интенсивных в психическом развитии и создании внутреннего пространства ребёнка. Однако большая информационная нагрузка на ребёнка требует от него огромной мыслительной деятельности. И здесь значимую роль играет память. Благодаря органам чувств психика человека не только воспринимает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает её.

Актуальность настоящей темы заключается в том, что опыт, получаемый ребёнком в процессе игровой деятельности, и является той основой, благодаря которой впоследствии развивается память ребёнка.

Объект изучения – процесс развития памяти у детей 4-5 лет.

Предмет изучения – игровая деятельность как метод развития памяти детей 4-5 лет.

Цель работы – изучение влияния игры на развитие памяти детей 4-5 лет.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

— изучить специальную литературу о развитии памяти детей в дошкольном возрасте;

— раскрыть психолого-педагогические особенности развития памяти детей 4-5 лет;

— рассмотреть сущность, виды, свойства памяти как познавательного психологического процесса;

— определить средства развития памяти дошкольника с помощью игр;

— выявить методы диагностики памяти;

— выделить особенности методики организации игровой деятельности, позволяющие развивать память ребёнка среднего дошкольного возраста.

Теоретическая основа работы представлена анализом научных трудов и работ, посвящённых теме исследования. Изучением игровой деятельности как одним из средств формирования личности ребёнка занимались такие видные отечественные психологи как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, С.А Шмаков и другие. В частности, Л.С. Выготский внёс большой вклад в исследовании ролевых игр. Д.Б. Эльконин рассматривал игру как средство нормального развития ребёнка. Изучению памяти как познавательного процесса занимались Р. Аткинсон, А. Бэддели, П. Линдсей, Д. Норман, Д. Румельхарт.

В ходе написания работы были использованы следующие методы исследования: теоретические (обзор психолого-педагогической и научно-методической литературы, обобщение материала), практические (анализ материала по теме исследования).

Структура работы включает: введение, теоретическую главу, разделённая на параграфы и подпункты, заключение, список использованной литературы, приложение.

Новизна данной работы заключается в практическом анализе игровой деятельности как средства развития памяти детей среднего дошкольного возраста, а также в предоставлении методических рекомендаций по организации игр в качестве средства развития памяти ребёнка в дошкольном учреждении.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящей курсовой работе была рассмотрена проблема влияния игр на развитие памяти детей среднего дошкольного возраста, занимающая важное место в психолого-педагогической практике и вызывающее интерес у многих исследователей.

В процессе анализа литературных источников были выявлены психолого-педагогические особенности развития памяти детей дошкольного возраста, раскрыты различные позиции к определению понятия «память», «игра», выделены физиологические основы, охарактеризованы процессы памяти, раскрыта классификация памяти и её свойства, определены средства развития памяти дошкольника 4-5 лет с использованием игровой деятельности. Также в работе определены методические особенности организации игровой деятельности и их роль в развитии памяти ребёнка. Необходимо отметить, что в ходе исследования было выделено то, что игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое разностороннее влияние игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь дети дошкольного возраста во время игры чувствует себя расковано, свободно, естественно. В процессе игровой деятельности у детей формируются навыки самостоятельных действий, которые заключаются в том, чтобы уметь без посторонней помощи продумать замысел, находить изобразительно выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать свои действия в различных видах деятельности, уметь действовать в различных ситуациях.

В процессе исследования было выявлено, чтобы интерес к самостоятельной деятельности у детей не угас, необходимо подкрепить его новшеством, что послужило бы мотивом развития дальнейшей деятельности. Таким новшеством служит предметно-пространственная среда, которая является одним из основных средств развития памяти ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, развития творческих способностей. Эта среда не только обеспечивает деятельность ребёнка, но и является основой самостоятельного творчества каждого дошкольника, своеобразной формой самообразования.

Поэтому необходимо дать рекомендации педагогам с целью эффективного использования игр в воспитательном и обучающем процессе:

— при проектировании предметно-пространственной среды, следует учитывать особенности развития памяти ребёнка, а также учитывать его интересы, склонности, любознательность, творческие способности, предпочтения и потребности, индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка;

— обязательное включение педагога или родителя в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры);

— на протяжении всего дошкольного детства педагогам и родителям необходимо учить ребёнка правильно общаться и преодолевать коммуникативные барьеры и трудности, используя различные игровые ситуации.

Таким образом, можно сделать вывод, что игры играют важную роль в развитии памяти ребёнка. Также они способствуют развитию интеллектуальных и познавательных качеств, коммуникативных навыков (вербальных и невербальных), улучшают отношения между детьми, повышают уровень комфортности и эмоционального состояния детей в группе, а также способствует всестороннему гармоничному развитию личности детей дошкольного возраста.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что при использовании игр в детском саду, дома воспитатели и родители могут применять выше приведённые рекомендации.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ 4-5 ЛЕТ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Память как познавательный психический процесс

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. В тоже же время память как психологический процесс имела связь с обучением, а попытки изучить память всегда совпадали с теми методами хранения знаний, которые были известны на данном историческом отрезке. В начале термин «память» возник и применялся в основном в психической науке.

Начиная с середины XX века, данное понятие начинает использоваться в других науках, таких как генетика, биохимия, физиология. Одной из главных проблем, которую обозначают психологи, узнать каким образом знания, полученные человеком из эпизодической памяти, превращается в базовые знания. Существуют большое количество трактовок понятия «память». Рассмотрим некоторые из них.

Психологический словарь трактует память как «процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания» [15].

В философском словаре память трактуется как «сохранение субъектом результатов его взаимодействия с миром, дающее возможность воспроизводить и использовать эти результаты в последующей деятельности, перерабатывать их и объединять в системы; совокупность психических моделей действительности, построенных данным субъектом» [23].

По определению А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, «память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, которые делают возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сознательную сферу» [17].

«Память – способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней и внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении» [26].

«Память – совокупность информации, приобретённой мозгом и управляющей поведением» [24].

Память представляет собой когнитивный процесс, который заключается в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретённого опыта. В наиболее простой форме память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, а более сложная форма предстаёт как воспроизведение предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными. В настоящее время память рассматриваются в контексте других когнитивных процессов (Р. Аткинсон, А. Бэддели, П. Линдсей, Д. Норман, Д. Румельхарт).

Центральной нервной системой благодаря органам чувств воспринимается определённая информация, которая впоследствии накапливается и откладывается в нашей памяти. Мозг самостоятельно избирает необходимую информацию, «фильтруя» её. Остальная информация попросту исчезает, и это естественный, необходимый процесс. Даже несмотря на ограниченность информационного объёма головного мозга, сложно сказать о том, сколько он может вместить информации.

Как только человек воспринимает информацию, тут же начинается её забывание, и, так продолжается в течение всей жизни. Когда информация переходит из сенсорной памяти в первичную, идёт её избирательный отсев. Сенсорная память запоминает ту информацию, которая воспринимается органами чувств. Однако надо заметить, что способы хранения информации в центральной нервной системе не до конца изучены.

Благодаря памяти человек приспосабливается к окружающим его условиям. Память является одним из важнейших и необходимых для жизни процессов.

С.Л. Рубинштейн указывал, что «без памяти человек представлял бы собой «существо мгновения» [19]. И.М. Сеченов же считал, что «человек без памяти постоянно находился бы в положении новорождённого» [15]. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим.

Можно сказать без всякого преувеличения, за всю историю западноевропейской мысли за памятью признавалась исключительная роль в психической жизни человека. Пронизывая все уровни психического, память участвует в работе всех когнитивных структур, в каждый момент текущего настоящего. Именно благодаря памяти возможно накопление сознательного опыта в течение всей жизни. Сознание работает, опираясь на память, в качестве базового условия реализации познавательных актов.

Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным образом в большей мере, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. При этом память — самая долговечная из наших способностей.

Главным в памяти человека является то, что она ориентируется на будущее. От памяти зависит не прошлое, а будущее. Важно отметить то, что прошлое запоминается человеком для того, чтобы оно пригодилось в дальнейшей жизни, таким образом, память определяет в точном смысле слова не прошлое, а будущее.

Важнейшая функция памяти заключается в том, что она служит будущему. Всё то, что произошло в прошлом (и без чего, однозначно, памяти не бывает) — это лишь служебная функция, определяющая средство достижения цели, в частности, ближайшее будущее.

Таким образом, память является одним из важнейших мыслительных процессов в жизни человека, позволяющего ему не только сохранять и запоминать информацию, но и перерабатывать её.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы