Курсовая теория Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая теория на тему Игра-драматизация как средство развития творчества у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. 6

1.1.
Историко-логический анализ проблемы развития творчества у детей дошкольного
возраста. 6

1.2.
Особенности игр-драматизаций в развитии детей старшего дошкольного возраста  12

1.3.
Игра-драматизация как средство развития творчества у детей старшего дошкольного
возраста. 20

Заключение. 27

Список
использованной литературы.. 28

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность. На
современном этапе развития образования в России усиливается внимание общества к
решению проблем формирование творчества детей, его своевременного развития и
творческой активности.

Проблема
творческого развития личности и ее проявления в творческой деятельности по
нынешний день остается актуальной в отечественной и зарубежной
психолого-педагогической теории и практике. В последнее десятилетие во многих
научных источниках опубликовано множество интересных материалов по проблеме
творчества.

В
психологии творчество рассматривают как процесс созидания нового, как
способность человеческой личности, как производное интеллекта, как креативность
личности, как совокупность свойств личности, обеспечивающих её включение в этот
процесс. То есть творчество предполагает наличие у личности способностей,
мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся
новизной, оригинальностью, уникальностью.

Важность
творческого развития дошкольников определяется социальным заказом общества,
поиском новых путей воспитания дошкольников. Дошкольный возраст это самый
ответственный период, когда закладывается фундамент личности, и от того, как
практически решаются задачи творческого развития, во многом зависит
формирование человека, чуткого к прекрасному, способного создавать красоту,
понимать ее эстетические ценности.

Лучшим
средством для достижения этой цели является игры- драматизации. Особое значение
и актуальность они приобретают в системе обучения и воспитания детей именно
старшего дошкольного возраста, хотя такие игры проводятся с детьми в каждой
возрастной группе, начиная с младшей.

При
использовании игры-драматизации наблюдается значительное и всестороннее влияние
театрализованной деятельности на личность ребенка, что позволяет использовать
ее как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Именно в этой
деятельности ребенок чувствует себя более раскованным, свободным и естественным.
Также ребенок учится легче переносить неудачи, не бояться трудностей, адекватно
переживать свой проигрыш, уступать друг другу.

Привлечение
детей к игре-драматизации происходит и во время проведения праздников и
развлечений, в основе которых – игра-драматизация по мотивам авторской или
народной сказки. Проведение мероприятий в такой форме позволяет творчески
раскрыться каждому ребенку. Вместе с ребенком берут участие и взрослые –
воспитатели, родители. Ребенок не только приобретает знания, умений, навыков,
развивает творческие способности, но и расширяет круг общения – взрослый и
ребенок выступают как равноправные партнеры.

Анализ
психолого-педагогической литературы свидетельствует, что игра-драматизация
является сегодня актуальной и перспективной формой работы, имеет практическую
ценность в решении задач современного дошкольного учреждения.

Противоречие:
между
задачами формирования у детей старшего дошкольного возраста  творчества и недостаточно представленными
эффективными  средствами работы в этом
направлении.

Проблема
исследования.
Каковы эффективные средства работы по развитию
творчества у детей старшего дошкольного возраста?

Цель исследования – теоретическое
обоснование и разработка методических рекомендаций по развитию творчества
дошкольников в играх-драматизациях.

Объект исследования
процесс развития творчества дошкольников.

Предмет исследования
развитие творчества дошкольников в играх-драматизациях.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ
психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что детское
творчество следует понимать как создание ребенком субъективно нового (значимого
для него) продукта – рисунка, конструкции, игры, рассказы, создание неизвестных
ранее деталей, которые по-новому характеризют создаваемый образ: различных
вариантов изображений, ситуаций, движений, характеристик героев, других
действий; применения усвоенных ранее способов изображения или средств
выразительности в новой ситуации; проявление инициативы во всем.

Было
установлено, что наиболее эффективным средством развития творчества детей
старшего дошкольного возраста является игра-драматизация.  Игра-драматизация часто становится
спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя. Это дает им
возможность научиться регулировать свою поведение, движения, обдумывать каждое
слово. Дети в играх-драматизациях разыгрывать небольшие сюжеты, используя
разновидности театра: настольный, би-ба-бо, образных игрушек, живых картинок,
стендовый, пальчиковый, перчатки придумывают и разыгрывают диалоги, передавая
интонацией особенности характера и настроения персонажа.

Системный
подход к организации игры-драматизации оказывает возможность приобрести ей
определенную нравственную направленность, дети становятся уверенными в себе,
творчески используют приобретенные знания и умения в других видах деятельности
(игровой, речевой, музыкальной). Могут творчески самовыражаться, использовать
приемы импровизации, перевоплощения. Поэтому детская игра-драматизация – это
искусство по форме, общественная деятельность по содержанию и обучению по сути.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы
развития творчества у детей старшего дошкольного возраста

 

1.1.
Историко-логический анализ проблемы развития творчества у детей дошкольного
возраста

 

Приоритетной
задачей современного образования России, в частности системы дошкольного
воспитания является развитие личности ребенка.  При этом ребенок должен занимать активную,
самостоятельную, творческую жизненную позицию. Объективная ситуация настоящего
дня рассматривает процесс становления личности как решающий фактор в
опережающем развитии поколения. С позиций данных требований одним из самых
актуальных поисков всего современного образования выступает потребность в
формировании творческой личности на первых этапах ее развития, а именно в
дошкольном возрасте (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин,
А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин) [3,
c.
17].

Гуманизация
образования включает в себя широкие возможности совершенствования процесса обучения,
в том числе – создание педагогических условий развития способностей у детей. Не
вызывает сомнения тот факт, что общий процесс цивилизации зависит от одаренных
людей. Одаренность характеризуется совокупностью индивидуальных черт, которые
помогают человеку достичь значительных успехов в определенной деятельности.
Основой для развития одаренности является именно деятельность, в которой
проявляются способности. Развитие личности наиболее эффективно тогда, когда
наблюдается гармоничное сочетание внутренних задатков, мотивов определенной
деятельности и внешней среды. Причинно-следственные связи между личностью и
окружающей средой постоянно влияют на формирование человека. Поэтому очень
важно верить в естественные способности ребенка, создавать благоприятную
атмосферу для их развития. Поэтому задача педагогического коллектива – создание
условий развития творческих способностей дошкольников.

Исследования
психологов и педагогов показали, что для реализации природных способностей и возможностей
детей необходимо создать оптимальные условия для развития детского творческого
потенциала, перехода к продуктивным исследовательским творческим занятиям.

Исследованием
проблемы развития творчества детей занималось много психологов и педагогов.

Одной
из первых работ была выдана С. Грузенберг (Минск): «Введение в психологию и
теорию творчества». Известный украинский психолог Г.С. Костюк еще в сороковые и
пятидесятые годы ХХ в. касался проблемы личности [10,
c. 49]. В.А. Сухомлинский в своих
трудах отмечал, что педагог должен открыть в каждом ребенке творца, поставить
его на путь самобытного творческого, интеллектуального труда. Л.С. Выготский,
В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, а также Н.А.  Ветлугина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова в
своих работах отмечали о возможностях развития творчества в различных видах
деятельности [13,
c.
149].

Анализ
психолого-педагогических источников (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н.
Леонтьев, А.М. Леушина, А.А. Люблинская, Л.Ф. Обухова, Н.Н. Поддьяков, С.Л.
Рубинштейн, А.П. Усова, Е.Г. Юдин и др.) показывает, что развитие личности
выражается в психологических, педагогических и биологических характеристиках, в
поле зрения которых проблема развития творческой личности дошкольника
рассматривается в нескольких аспектах: методологическом, биологическом, психологическом,
педагогическом.

Несколько
по-разному рассматривали понятие определения творчества и Ж. Пиаже, Д.Б.
Эльконин, Л.С. Выготский и др., но все они были едины в том, что творчество
есть деятельность человека, которая создает некое качественно новое и
оригинальное. Немало ученых едины в выделении таких компонентов в творческой деятельности:
познавательная мотивация как доминантный мотив деятельности; возможность
достигать оригинальных решений; возможность прогнозировать и предвидеть;
способность создания идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические,
этические и интеллектуальные оценки; исследовательская творческая активность, которая
заключается в обнаружении нового, в постановке и решении проблем [19,
c, 85].

Воспитание
творческой личности начинается с дошкольного возраста. Приоритетными направлениями
работы дошкольных образовательных заведений по формированию творческой личности
ребенка является обновление содержания учебно-воспитательного процесса, который
предусматривает:

       создание
условий для обеспечения развивающей среды;

       своевременное
выявление природных задатков, наклонностей и способностей ребенка;

       интеграция
семейного и общественного дошкольного воспитания;

       формирование
готовности педагога к инновационной деятельности [2,
c. 132].

В
дошкольном возрасте происходит первоначальное становление индивидуальности
ребенка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы