Методика воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему «Игра как средство воспитания учащихся с интеллектуальным недоразвитием»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 5
1.1. Сущность и факторы успешности воспитания 5
1.2 Организация обучения учащихся с умственной отсталостью 10
1.3 Особенности образовательного педагогического процесса с детьми с умственной отсталостью 14
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИГРЫ С УЧАЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 19
2.1. Характеристика интеллектуальных нарушений 19
2.2 Понятие игры. Классификация и виды игр 22
2.3. Воспитательный потенциал игры 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества вопросы воспитания представляются особенно актуальными с позиций современной дидактики. На каждом этапе исторического развития общества происходит формирование развитой личности, что предполагает создание материальных, социальных и духовно-нравственных возможностей для полноценного личностного формирования. Однако для развития личности требуется организация систематического процесса воспитания, основывающегося на учете объективных условий и закономерностей. Для полноценного развития личности необходимо осуществлять специальную работу для включения личности в различные формы общественной практики, что подразумевает разные формы воспитательного воздействия.
Рассматривая воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии педагога и учащихся, отечественная педагогика и психология изучают закономерности саморазвития личности в условиях специально организованной воспитательной системы. Средства и методы, влияющие на успешность воспитания, наполнились современным содержанием, поэтому требуется изучение их в новых социальных условиях.
На современном этапе развития общества число рождения в мире детей с аномалиями психического и физического развития имеет тенденцию к увеличению. Значительную часть среди них занимают дети с интеллектуальной недостаточностью. Такие дети характеризуются целым комплексом возрастных психических, социальных и биологических особенностей — у детей данной категории наблюдается нарушения познавательной, эмоционально-волевой сфер, сферы коммуникаций.
Одним из эффективных средств воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием является игровая деятельность. Игра является важнейшим возрастным новообразованием, призванным развивать и совершенствовать умения и навыки ребенка в разных видах деятельности и общения. В качестве спектра целевых ориентаций игр можно выделить дидактические – познавательную деятельность, расширение кругозора, воспитывающие – воспитание самостоятельности, инициативности, воли, коммуникативности, сотрудничества; развивающие – развитие процессов познания и мотивации к учебной деятельности.
Большой вклад в изучение проблемы игровой деятельности внесли отечественные ученые: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, М.А. Панфилова, А.В. Усова, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин, и др. Игра в исследованиях ученых рассматривается как ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев), как практика развития (С.Л. Рубинштейн), как социальная по своей природе деятельность, возникшая из условий жизни ребенка в определенной социальной среде (Д.Б. Эльконин), как средство обогащения психического развития ребенка (А.В. Запорожец).
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности игры как метода воспитания учащихся с интеллектуальным недоразвитием.
Объект исследования: игра как метод воспитания.
Предмет исследования: процесс воспитания учащихся с интеллектуальным недоразвитием.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность воспитания, факторы его успешности.
2. Рассмотреть процесс организации обучения учащихся с умственной отсталостью.
3. Дать характеристику интеллектуальным нарушениям.
4. Описать воспитательный потенциал игры с учащимися с интеллектуальным недоразвитием.
В данной работе использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ; синтез, обобщение.
Структура работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Вопросы воспитания изучались многими учеными, начиная с древности. В современной педагогической литературе воспитание определяется как «педагогический компонент социализации» (М.И. Рожков и Л.В. Байсбородова); «процесс введения ребенка в контекст общечеловеческой культуры» (Н.Е. Щуркова); «специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников» (И.П. Подласый); «относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, способствующее адаптации в обществе» (А.В. Мудрик) и т.д.
Воспитание детей с интеллектуальным недоразвитием осуществляется в едином педагогическом процессе. Педагогический процесс направлен на формирование в детях нравственных и гуманистических качеств, общечеловеческих ценностей. При воспитании учащихся с интеллектуальным недоразвитием необходимо учитывать степень и структуру, характер отклонения, индивидуальные и возрастные особенности.
Система интегрированного обучения детей с интеллектуальным недоразвитием обусловлена разносторонним изучением предметов окружающего мира, применением для этой цели разнообразных анализаторов, привлечением изучаемых объектов в различные области деятельности. Необходимо постоянное расширение ограниченного опыта детей, развитие их восприятия, умения устанавливать связи между предметами.
При обучении детей с умеренной умственной отсталостью выбираются оптимальные пути развития, применяются специфические методы и средства обучения, «пошаговое» индивидуализированное обучение с дозированным расширением образовательного пространства и организацией обучения в разновозрастных классах. В процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью необходимо применять такие условия, как индивидуализация процесса обучения, применение комплексного подхода при организации коррекционно-образовательного процесса и оказании психолого-педагогической помощи; организация коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Коррекционно-образовательная работа педагогов, психологов предполагает педагогическое воздействие на личность ребенка с умственной отсталостью. Эта деятельность должна воздействовать на развитие интересов ребенка, на изменение познавательных возможностей ребенка, на развитие эмоционально-волевой сферы, на улучшение индивидуальных личностных качеств, на развитие трудовых, художественно-эстетических способностей.
Игра служит одним из наиболее эффективных методов воспитания учащихся с интеллектуальным недоразвитием. Педагогические игры классифицируются в зависимости от характера педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, продуктивные, творческие, коммуникативные); характера игровой методики (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации); игровой среды (игры с предметами и без, настольные, компьютерные и т.д.).
Воспитательный потенциал игры освещается в контексте роли игры в познании мира, в накоплении опыта коллективных эмоциональных переживаний, в физическом развитии, приобретении навыков нравственного, культурного поведения; в формировании коммуникативных отношений, и т.д. Игра как средство социализации способствует усвоению детьми с интеллектуальными нарушениями знаний, норм и ценностей, присущих обществу либо конкретной социальной общности. Игра формирует навыки социального поведения, помогает реализовать себя как личность, вводит ученика в контекст взаимоотношений между людьми.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

1.1. Сущность и факторы успешности воспитания

Воспитание является целенаправленным процессом, что выражается в ориентации на социальный заказ как совокупность норм, принятых в обществе. Воспитание – многофакторный процесс, со множеством объективных и субъективных факторов, способствующих либо препятствующих успешности его протекания. В числе объективных факторов, влияющих на процесс воспитания, следует рассматривать различные стороны общественной жизни (экономику, политику, культуру, идеологию, мораль, право, религию и др.); среди субъективных факторов – социальную среду, в которой воспитывается личность (влияние семьи, школы, друзей, значимых личностей), а также индивидуально-личностные особенности воспитанника.
Воспитание – субъективный процесс, характеризующийся неоднозначной оценкой результатов, не обладающих четким количественным выражением. Соответственно сложно определить качественность воспитательного процесса.
Воспитание – непрерывный процесс, с определенными систематическими воздействиями, ориентированными на постоянный контакт педагога и воспитанников [25]. Воспитание – комплексный процесс, выражающийся единством целей, задач, содержания, форм и методов, направленный на целостное формирование личности с гармоничным развитием сознания, поведения и чувств [39].
Под воспитанием в современной науке рассматривается совокупность знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности. В целостном педагогическом процессе представлены различные виды воспитания: умственное, физическое, трудовое, эстетическое и т.д., служащие для формирования всесторонне развитой гармоничной личности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы