Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Игра как средство развития личности дошкольника.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА 7

1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста 7

1.2 Игра — ведущий вид деятельности дошкольника 11

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 16

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИГР, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА 17

2.1 Игровая деятельность, как средство всестороннего развития личности детей дошкольного возраста 17

2.2 Использование различных видов игр для развития личности детей дошкольного возраста 22

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

  

Введение:

 

Актуальность. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков в реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей игры, часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых.

Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль занимает игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников.

Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять. Труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствует формированию характера и развитию воли. Усилия (физические и психические), которые ребенок делает в игре, плодотворны, так как в игре незаметно для себя он вырабатывает ряд навыков и умений, которые впоследствии пригодятся ему в жизни.

Различные игры разнообразят виды деятельности на занятиях, воспитывают интерес к окружающему, развивают внимание, память и мышление дошкольников, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы, развивают инициативу и находчивость, приучают к труду, точности, аккуратности и к настойчивости в преодолении препятствий.

Для полноценного развития ребенка дошкольного возраста так же следует знать особенности его развития, для того, чтобы эффективно осуществлять познавательное и личностное развитие дошкольника.

Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании ребёнка, а так же в развитии его личности.

Объект работы: воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.

Предмет работы: игра, как средство развития личности ребенка дошкольного возраста.

Гипотеза исследование: мы считаем, что использование различных видов игр в образовательно-воспитательной деятельности будет способствовать всестороннему развитию личности детей дошкольного возраста.

Целью данной работы является изучение игры, как средства развития личности ребенка дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд определенных задач:

— изучить психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста;

— рассмотреть игру, как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста;

— рассмотреть игру, как средство всестороннего развития личности детей дошкольного возраста;

— раскрыть использование различных видов игр для развития личности детей дошкольного возраста.

Теоретической основой нашей работы являются основные положения воспитания и обучения, разработанные классиками русской и советской педагогики К.Д.Ушинским, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко и также положения отечественной педагогики, сформулированные в трудах А.П.Усовой, Е.И.Радиной, З.М. Богуславской, А.И.Сорокиной.

Для решения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы исследования:

— теоретический анализ и синтез,

— обобщение и систематизация, сравнение, изучение методической и учебной литературы,

— эксперимент,

— анализ результатов.

Новизна работы: данная работа, результаты анализа педагогической и методической литературы, изученные рекомендации предназначены для использования в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Структура работы: данная работа состоит из содержания, введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, дошкольник учится общаться со сверстниками.

Дошкольное детство – период, в котором идет активное развитие высших психических функций и всей личности в целом. Стремительно развивается речь, появляется творческое воображение, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это время первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы, наконец, появление первых сущностных связей с миром и основ будущей структуры жизненного мира – вот главные особенности личностного развития дошкольника.

Игра для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.

Изучив методическую и учебную литературу по теме работы, мы выяснили, что:

— игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей дошкольного возраста;

— игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения;

— игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся;

— игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют;

— игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Таким образом, игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

Так же нами так же были рассмотрены рекомендации по использованию различных видов игр для развития личности детей дошкольного возраста, данные рекомендации можно применять на практике в будущем.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется такое важное новообразование как самооценка, поэтому роль родителей и педагога очень важна – они оценивают старания и труды малыша, а это в свою очередь, очень влияет на становление личности ребенка, его умственного развития.

Педагог должен поощрять успехи ребенка и не заострять внимание на неудачах, ведь таким образом у ребенка формируется мотив для достижения успехов, или избегания неудач.

Старший дошкольный возраст не подразумевает только обучение и воспитание ребенка. Важным моментом является его физическое развитие – ведь период 6-7 лет — это фаза активного физического роста. Очень часто нервно-психическое развитее «не успевает» за физическим – у детей появляется повышенная усталость, нервозность, невнимательность.

Все процессы мышления, памяти, восприятия, воображения, самосознания находятся в фазе активного развития [4, с. 34].

Память. На этапе обучения и воспитания развиваются все виды памяти ребенка: оперативная, кратковременная и долговременная. Это связано, в первую очередь, с необходимостью постоянного запоминания и заучивания учебных заданий. В 6 лет произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. К 7 годам этот процесс совершенствуется.

Мышление. Доминирующим процессом в старшем дошкольном возрасте есть мышление. В 6 лет ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, к 7 годам ребенок приобретает один из видов мышления: теоретик, мыслитель, или художник. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций.

Внимание. В возрасте 6 лет преобладает непроизвольное внимание — вот почему им так сложно сконцентрироваться на чем-то. Только с помощью высокой мотивации и волевым усилиям они могут удержать внимание. К концу дошкольного возраста, к семи годам, начинает развиваться произвольное внимание.

Воображение. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка опирается на конкретные формы, предметы, делая его менее обширным, но со временем основным в развитии воображения становится слово, что делает его более фантазийным и широким.

Также период 6-7 лет – это этап усвоения и восприятия моральных норм и правил – ребенок готов к их пониманию и выполнению. Поэтому в этот период очень важно много разговаривать с ребенком, объяснять непонятные ему правила морали и поведения в социуме.

Очень важным в жизни ребенка выступают и взаимоотношения со сверстниками – к семи годам они выходят на новый уровень развития, когда авторитет родителей становится не столь уж важным для ребенка, а социальная реализация в кругу своих одногодок приобретает особую важность.

Иногда дети старшего дошкольного возраста плохо спят ночью – сказываются эмоциональные перегрузки растущего организма. Стоит перед сном замедлить ритм жизни, спокойно прогуляться перед сном на воздухе, чтобы вся скопившаяся энергия за день была потрачена, и ребенок лучше засыпал. График достаточно сложный, отношения в коллективе наладились, но психика малыша еще не до конца окрепла. Пусть дошкольник делится всеми секретами, проблемами и бедами с родителями. Нужно позволять ему самому принимать решение, просто разговаривать с ним, как с взрослым, и одобрять его.

А.П.Усова и А.И.Сорокина заявляют, что развитие ребенка 6-7 лет происходит стремительно, в действительности просто на глазах робкий малыш превращается в уверенного человечка, который может самостоятельно справляться со многими заданиями. Надо сказать, что развитие ребенка 6 лет и развитие ребенка 7 лет во многом схоже, так как именно в этом возрастном периоде происходит переход от младенчества к более осознанному существованию [4, с. 49].

При этом семилетний ребенок нетерпелив, энергичен и даже суетлив, постоянно находится в движении, с готовностью берется за выполнение различных дел. Однако, несмотря на некоторую самостоятельность, ребенок все также остро нуждается в понимании и поддержке родителей. Чтобы помогать, своему ребенку всесторонне развиваться, родителям необходимо знать, каким должно быть развитие ребенка 6-7 лет [1, с. 39].

По мнению З.М. Богуславской, развитие ребенка старшего дошкольного возраста соответствует следующим показателям:

 Понятия морали. Семилетний ребенок хорошо ориентируется в понятиях «что такое хорошо и что такое плохо». Он может отличить позитивный поступок от негативного, и взять на себя некоторую долю ответственности за совершенные дела.

 Социум. Детям в этом возрасте очень нравится быть частью коллектива, проводить время с друзьями. Правильное развитие ребенка 6-7 лет должно непременно проходить в тесной связи с социумом.

 

Содержание:

 

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы исследования игры как средства развития личности 6

1.1. Особенности развития личности в дошкольном возрасте 6

1.2. Психолого-педагогические подходы к пониманию игровой деятельности 10

1.3. Роль игры в развитии личности дошкольника 16

Заключение 24

Список использованных источников: 26

  

Введение:

 

Актуальность. На протяжение всей жизни личность человека претерпевает те или иные изменения, особенно в детстве. Одним из ключевых периодов в жизни ребенка является дошкольный возраст с 3-х до 7-ми лет. В данный период происходит формирование и развитие всех психических познавательных процессов – речи, воображения, мышления и др. В процессе освоения и развития навыков и умений дошкольникам сначала помогают родители, но после того, как ребенок начинает ходить в детский садик в процесс обучения включаются воспитатели и сверстники.

Развитие личности дошкольного возраста активно изучалось ответственными и зарубежными психологами такими как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконина и др. В начале дошкольного возраста ребенок проходит кризис трех лет, который обоснован тем, что ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную личность. Вместе с этим меняется тип ведущей деятельности от предметно-манипулятивной на игровую деятельность. Ученые Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев в своих работах отмечают, что в процессе игры у дошкольника формируются воображение, внимание, память. Представители другого подхода К. Бюллер, К. Гросс, Г. Спенсер, считают, что игры способствуют только получению удовольствия и повышению эмоционального фона.

Таким образом, проблемы развития личности дошкольников активно разрабатываются в педагогической и психологической науке. В то же время вопрос об влиянии игры на развитие личностных структур дошкольника изучено недостаточно. Знания о влиянии игровой деятельности на развитие личности ребенка дошкольного возраста могут быть использованы для повышения эффективности работы психологов и педагогов.

Объект исследования – игровая деятельность.

Предмет исследования – влияние игровой деятельности на развитие личности дошкольника.

Цель исследования – проанализировать влияние игровой деятельности на развитие личности дошкольника.

Задачи исследования:

1. Проанализировать особенности развития личности в дошкольный период;

2. Рассмотреть основные психолого-педагогические подходы к определению понятия игровой деятельности;

3. Раскрыть особенности влияния игровой деятельности на развитие личностных структур у дошкольника

Работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы из 30 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дошкольный возраст является важным этапом становления и развития личности ребенка. А.Н. Леонтьев определяет дошкольный возраст с 3-х до 7-ми лет. Именно в этот период закладываются основы личности и развиваются психические познавательные процессы, одним из которых является речь. У дошкольников ведущей деятельностью становится игра.

Существует два основных подхода к определению игровой деятельности. Ученые К. Гросс, Г. Спенсер считают игру как способ удовлетворения потребностей, а также снижения агрессии, которая у дошкольников ярко выражены в кризис 3-х лет. Представители второго подхода Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев указывают на важность игры в деятельности дошкольника, т.к. она обучает, адаптирует и воспитывает ребенка повышая при этом эмоциональный фон.

Игровая деятельность является сложным, познавательным и многофункциональным процессом для детей дошкольного возраста. В игре развивается концентрация внимания, память, мышление, речь и проходит социализация ребенка. Благодаря игре у дошкольников формируется новые правила поведения, что в целом влияет на морально-этическую сферу личности.

В процессе игры не только развиваются отдельные психические функции, но и происходит изменение психики. ребенка в целом. Игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в процессе игры, выполняя различные роли, ребенок становится с другой точки зрения и начинает видеть объект с разных сторон, это способствует развитию импровизационным и умственным способностям ребенка представить иной взгляд и иную точку зрения творчества. Таким образом игровая деятельность имеет большое значение в дошкольном периоде, т.к. именно в это время происходит развитие психических познавательных процессов.

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.

Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования игры как средства развития личности

1.1. Особенности развития личности в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте идет формирование важных личностных структур. В данный период ребенком осваиваются первых нравственных ориентаций, правила поведения ценностные ориентации. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование мотивов, потребностей, структура психических процессов, речи.

А.Н. Леонтьев определял дошкольный возраст с 3-х до 7-ми лет. В этот период ребенок проходит кризис самостоятельности. На смену совместной деятельности со взрослыми приходит игровая сфера со сверстниками. Именно в игре происходят новообразования личности ребенка [15].

Ж. Пиаже является представителем интеллектуалистического направления. Ученый изучал нравственное развитие дошкольников и полагал, что нравственное развитие является процессом адаптации ребенка к требованиям социальной среды. Между интеллектуальным развитием дошкольника и его развитием нравственности выявляется определенное соответствие. Таким образом, автор сферу своих исследований приводит к генезису моральных суждений. Изучение стадиальности развития морального сознания, содержание каждой стадии, факторов перехода с одной стадии на другую [20].

Ребенок, руководствуясь внешними ограничениями, не сразу осознает и понимает моральные требования. Саморегуляция у дошкольника еще развита слабо развита. Между тем было бы ошибочным резко разделять во времени периоды овладения моральными ценностями и превращения их в личностные качества. Каждому этапу личностного нравственного развития характерна своя мера изменения социальных требований в моральные устои личности [21].

Е.В. Гаврилова занималась изучением нравственных отношений детьми дошкольного возраста. Автор указывает, что усвоение ребенком нравственных отношений определяется переходом социальных, внешних, нравственных требований в его внутренние этические инстанции. Данный переход характеризуется тремя моментами. Во-первых, происходит знакомство ребенка с определенным нравственным содержанием. Во-вторых, происходит раскрытие нравственного смысла, обучение выделять переживания другого человека и ориентироваться на них в своем поведении, другими словами, происходит формирование эмпатии. Третье условие заключается в переходе уже существующих у ребенка нравственных знаний в нравственные мотивы поведения, путем выполнения нравственной нормы в конкретно значимой ситуации [6].

Исследования проводимые Т.М. Титаренка раскрывают, что дошкольный возраст является переходным от внешнего и неосознанного принятия требований взрослого к усвоению данных требований и перехода их в мотивы поведения. Автор отмечает, что воспитание важно строить именно таким образом, чтобы развить у дошкольника эмоциональные отношения к взрослым и сверстникам. Данный подход позволит выстраивать поведение в соответствии с моральными требованиями, которые становятся личностно-значимым. Проведя сравнение представляемого и реального поведения дошкольников в нравственно конфликтной ситуации, автором было выделено четыре типа действенности нравственных представлений. Классификация шла от отсутствия действенности до высокой действенности [27].

Т.М. Титаренка утверждает, что рост действенности представлений заключается в формировании способности дошкольника сначала в плане представлений, а затем и в реальном поведении самостоятельно различать нравственный конфликт, не оставаться равнодушным к другому человеку. При этом эмоциональная направленность на других начинает охватывать не только данную конкретную ситуацию, но и предвидение возможных вариантов выхода из морального конфликта [27].

Л.И. Божович изучает проблему возникновения нравственного поведения через призму мотивации. Дошкольники в часто уже могут преодолевать свои желания и действовать по нравственному мотиву. Данная возможность контролировать свое поведение основана на не только на том, что дошкольник уже умеет сознательно управлять своим поведением, а еще в том, что нравственные чувства дают сильный побудительный потенциал. Благодаря этому происходит стремление ребенка соответствовать требованиям и ожиданиям окружающих. Именно из-за постоянной связи выполнения норм с положительными переживаниями такое выполнение становится для ребенка положительным смыслом само по себе. Данные функциональная система объединяет диффузные эмоциональные переживания и необобщенные нравственные знания [3].

Многие дошкольники уже могут оценить свое поведение как правильное или неправленое по отношению к моральным нормам. Тем не менее девочки чаще опираются в своих оценках на критерий содержания поступка, чем мальчики, поэтому у девочек сильнее развито представления о критериях нравственной [16].

Одним из новообразований дошкольного детства является развитие воли и произвольности ребенка, которые позволяют ему целенаправленно и планомерно управлять своей деятельностью и поведением

Е. Е. Сапогова изучая волю ребенка, отмечает, что, несмотря на появление первых волевых усилий, поведение дошкольника нельзя назвать «волевым актом», во многом оно импульсивно, непроизвольно. В ситуации противопоставления «хочу» и «надо» далеко не всегда воли ребенка достаточно, чтобы не последовать за непосредственным «хочу». Выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознаны, удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения, интересом ребенка к нему [22].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы