Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Игра как средство развития личности дошкольника

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы исследования игры как средства развития личности 6

1.1. Особенности развития личности в дошкольном возрасте 6

1.2. Психолого-педагогические подходы к пониманию игровой деятельности 10

1.3. Роль игры в развитии личности дошкольника 16

Заключение 24

Список использованных источников: 26

  

Введение:

 

Актуальность. На протяжение всей жизни личность человека претерпевает те или иные изменения, особенно в детстве. Одним из ключевых периодов в жизни ребенка является дошкольный возраст с 3-х до 7-ми лет. В данный период происходит формирование и развитие всех психических познавательных процессов – речи, воображения, мышления и др. В процессе освоения и развития навыков и умений дошкольникам сначала помогают родители, но после того, как ребенок начинает ходить в детский садик в процесс обучения включаются воспитатели и сверстники.

Развитие личности дошкольного возраста активно изучалось ответственными и зарубежными психологами такими как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконина и др. В начале дошкольного возраста ребенок проходит кризис трех лет, который обоснован тем, что ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную личность. Вместе с этим меняется тип ведущей деятельности от предметно-манипулятивной на игровую деятельность. Ученые Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев в своих работах отмечают, что в процессе игры у дошкольника формируются воображение, внимание, память. Представители другого подхода К. Бюллер, К. Гросс, Г. Спенсер, считают, что игры способствуют только получению удовольствия и повышению эмоционального фона.

Таким образом, проблемы развития личности дошкольников активно разрабатываются в педагогической и психологической науке. В то же время вопрос об влиянии игры на развитие личностных структур дошкольника изучено недостаточно. Знания о влиянии игровой деятельности на развитие личности ребенка дошкольного возраста могут быть использованы для повышения эффективности работы психологов и педагогов.

Объект исследования – игровая деятельность.

Предмет исследования – влияние игровой деятельности на развитие личности дошкольника.

Цель исследования – проанализировать влияние игровой деятельности на развитие личности дошкольника.

Задачи исследования:

1. Проанализировать особенности развития личности в дошкольный период;

2. Рассмотреть основные психолого-педагогические подходы к определению понятия игровой деятельности;

3. Раскрыть особенности влияния игровой деятельности на развитие личностных структур у дошкольника

Работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы из 30 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дошкольный возраст является важным этапом становления и развития личности ребенка. А.Н. Леонтьев определяет дошкольный возраст с 3-х до 7-ми лет. Именно в этот период закладываются основы личности и развиваются психические познавательные процессы, одним из которых является речь. У дошкольников ведущей деятельностью становится игра.

Существует два основных подхода к определению игровой деятельности. Ученые К. Гросс, Г. Спенсер считают игру как способ удовлетворения потребностей, а также снижения агрессии, которая у дошкольников ярко выражены в кризис 3-х лет. Представители второго подхода Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев указывают на важность игры в деятельности дошкольника, т.к. она обучает, адаптирует и воспитывает ребенка повышая при этом эмоциональный фон.

Игровая деятельность является сложным, познавательным и многофункциональным процессом для детей дошкольного возраста. В игре развивается концентрация внимания, память, мышление, речь и проходит социализация ребенка. Благодаря игре у дошкольников формируется новые правила поведения, что в целом влияет на морально-этическую сферу личности.

В процессе игры не только развиваются отдельные психические функции, но и происходит изменение психики. ребенка в целом. Игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в процессе игры, выполняя различные роли, ребенок становится с другой точки зрения и начинает видеть объект с разных сторон, это способствует развитию импровизационным и умственным способностям ребенка представить иной взгляд и иную точку зрения творчества. Таким образом игровая деятельность имеет большое значение в дошкольном периоде, т.к. именно в это время происходит развитие психических познавательных процессов.

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.

Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования игры как средства развития личности

1.1. Особенности развития личности в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте идет формирование важных личностных структур. В данный период ребенком осваиваются первых нравственных ориентаций, правила поведения ценностные ориентации. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование мотивов, потребностей, структура психических процессов, речи.

А.Н. Леонтьев определял дошкольный возраст с 3-х до 7-ми лет. В этот период ребенок проходит кризис самостоятельности. На смену совместной деятельности со взрослыми приходит игровая сфера со сверстниками. Именно в игре происходят новообразования личности ребенка [15].

Ж. Пиаже является представителем интеллектуалистического направления. Ученый изучал нравственное развитие дошкольников и полагал, что нравственное развитие является процессом адаптации ребенка к требованиям социальной среды. Между интеллектуальным развитием дошкольника и его развитием нравственности выявляется определенное соответствие. Таким образом, автор сферу своих исследований приводит к генезису моральных суждений. Изучение стадиальности развития морального сознания, содержание каждой стадии, факторов перехода с одной стадии на другую [20].

Ребенок, руководствуясь внешними ограничениями, не сразу осознает и понимает моральные требования. Саморегуляция у дошкольника еще развита слабо развита. Между тем было бы ошибочным резко разделять во времени периоды овладения моральными ценностями и превращения их в личностные качества. Каждому этапу личностного нравственного развития характерна своя мера изменения социальных требований в моральные устои личности [21].

Е.В. Гаврилова занималась изучением нравственных отношений детьми дошкольного возраста. Автор указывает, что усвоение ребенком нравственных отношений определяется переходом социальных, внешних, нравственных требований в его внутренние этические инстанции. Данный переход характеризуется тремя моментами. Во-первых, происходит знакомство ребенка с определенным нравственным содержанием. Во-вторых, происходит раскрытие нравственного смысла, обучение выделять переживания другого человека и ориентироваться на них в своем поведении, другими словами, происходит формирование эмпатии. Третье условие заключается в переходе уже существующих у ребенка нравственных знаний в нравственные мотивы поведения, путем выполнения нравственной нормы в конкретно значимой ситуации [6].

Исследования проводимые Т.М. Титаренка раскрывают, что дошкольный возраст является переходным от внешнего и неосознанного принятия требований взрослого к усвоению данных требований и перехода их в мотивы поведения. Автор отмечает, что воспитание важно строить именно таким образом, чтобы развить у дошкольника эмоциональные отношения к взрослым и сверстникам. Данный подход позволит выстраивать поведение в соответствии с моральными требованиями, которые становятся личностно-значимым. Проведя сравнение представляемого и реального поведения дошкольников в нравственно конфликтной ситуации, автором было выделено четыре типа действенности нравственных представлений. Классификация шла от отсутствия действенности до высокой действенности [27].

Т.М. Титаренка утверждает, что рост действенности представлений заключается в формировании способности дошкольника сначала в плане представлений, а затем и в реальном поведении самостоятельно различать нравственный конфликт, не оставаться равнодушным к другому человеку. При этом эмоциональная направленность на других начинает охватывать не только данную конкретную ситуацию, но и предвидение возможных вариантов выхода из морального конфликта [27].

Л.И. Божович изучает проблему возникновения нравственного поведения через призму мотивации. Дошкольники в часто уже могут преодолевать свои желания и действовать по нравственному мотиву. Данная возможность контролировать свое поведение основана на не только на том, что дошкольник уже умеет сознательно управлять своим поведением, а еще в том, что нравственные чувства дают сильный побудительный потенциал. Благодаря этому происходит стремление ребенка соответствовать требованиям и ожиданиям окружающих. Именно из-за постоянной связи выполнения норм с положительными переживаниями такое выполнение становится для ребенка положительным смыслом само по себе. Данные функциональная система объединяет диффузные эмоциональные переживания и необобщенные нравственные знания [3].

Многие дошкольники уже могут оценить свое поведение как правильное или неправленое по отношению к моральным нормам. Тем не менее девочки чаще опираются в своих оценках на критерий содержания поступка, чем мальчики, поэтому у девочек сильнее развито представления о критериях нравственной [16].

Одним из новообразований дошкольного детства является развитие воли и произвольности ребенка, которые позволяют ему целенаправленно и планомерно управлять своей деятельностью и поведением

Е. Е. Сапогова изучая волю ребенка, отмечает, что, несмотря на появление первых волевых усилий, поведение дошкольника нельзя назвать «волевым актом», во многом оно импульсивно, непроизвольно. В ситуации противопоставления «хочу» и «надо» далеко не всегда воли ребенка достаточно, чтобы не последовать за непосредственным «хочу». Выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознаны, удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения, интересом ребенка к нему [22].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы