Курсовая теория на тему Игра как средство развития личности дошкольника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы исследования игры как средства развития личности 6
1.1. Особенности развития личности в дошкольном возрасте 6
1.2. Психолого-педагогические подходы к пониманию игровой деятельности 10
1.3. Роль игры в развитии личности дошкольника 16
Заключение 24
Список использованных источников: 26
Введение:
Актуальность. На протяжение всей жизни личность человека претерпевает те или иные изменения, особенно в детстве. Одним из ключевых периодов в жизни ребенка является дошкольный возраст с 3-х до 7-ми лет. В данный период происходит формирование и развитие всех психических познавательных процессов – речи, воображения, мышления и др. В процессе освоения и развития навыков и умений дошкольникам сначала помогают родители, но после того, как ребенок начинает ходить в детский садик в процесс обучения включаются воспитатели и сверстники.
Развитие личности дошкольного возраста активно изучалось ответственными и зарубежными психологами такими как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконина и др. В начале дошкольного возраста ребенок проходит кризис трех лет, который обоснован тем, что ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную личность. Вместе с этим меняется тип ведущей деятельности от предметно-манипулятивной на игровую деятельность. Ученые Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев в своих работах отмечают, что в процессе игры у дошкольника формируются воображение, внимание, память. Представители другого подхода К. Бюллер, К. Гросс, Г. Спенсер, считают, что игры способствуют только получению удовольствия и повышению эмоционального фона.
Таким образом, проблемы развития личности дошкольников активно разрабатываются в педагогической и психологической науке. В то же время вопрос об влиянии игры на развитие личностных структур дошкольника изучено недостаточно. Знания о влиянии игровой деятельности на развитие личности ребенка дошкольного возраста могут быть использованы для повышения эффективности работы психологов и педагогов.
Объект исследования – игровая деятельность.
Предмет исследования – влияние игровой деятельности на развитие личности дошкольника.
Цель исследования – проанализировать влияние игровой деятельности на развитие личности дошкольника.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности развития личности в дошкольный период;
2. Рассмотреть основные психолого-педагогические подходы к определению понятия игровой деятельности;
3. Раскрыть особенности влияния игровой деятельности на развитие личностных структур у дошкольника
Работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы из 30 источников.
Заключение:
Дошкольный возраст является важным этапом становления и развития личности ребенка. А.Н. Леонтьев определяет дошкольный возраст с 3-х до 7-ми лет. Именно в этот период закладываются основы личности и развиваются психические познавательные процессы, одним из которых является речь. У дошкольников ведущей деятельностью становится игра.
Существует два основных подхода к определению игровой деятельности. Ученые К. Гросс, Г. Спенсер считают игру как способ удовлетворения потребностей, а также снижения агрессии, которая у дошкольников ярко выражены в кризис 3-х лет. Представители второго подхода Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев указывают на важность игры в деятельности дошкольника, т.к. она обучает, адаптирует и воспитывает ребенка повышая при этом эмоциональный фон.
Игровая деятельность является сложным, познавательным и многофункциональным процессом для детей дошкольного возраста. В игре развивается концентрация внимания, память, мышление, речь и проходит социализация ребенка. Благодаря игре у дошкольников формируется новые правила поведения, что в целом влияет на морально-этическую сферу личности.
В процессе игры не только развиваются отдельные психические функции, но и происходит изменение психики. ребенка в целом. Игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в процессе игры, выполняя различные роли, ребенок становится с другой точки зрения и начинает видеть объект с разных сторон, это способствует развитию импровизационным и умственным способностям ребенка представить иной взгляд и иную точку зрения творчества. Таким образом игровая деятельность имеет большое значение в дошкольном периоде, т.к. именно в это время происходит развитие психических познавательных процессов.
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования игры как средства развития личности
1.1. Особенности развития личности в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте идет формирование важных личностных структур. В данный период ребенком осваиваются первых нравственных ориентаций, правила поведения ценностные ориентации. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование мотивов, потребностей, структура психических процессов, речи.
А.Н. Леонтьев определял дошкольный возраст с 3-х до 7-ми лет. В этот период ребенок проходит кризис самостоятельности. На смену совместной деятельности со взрослыми приходит игровая сфера со сверстниками. Именно в игре происходят новообразования личности ребенка [15].
Ж. Пиаже является представителем интеллектуалистического направления. Ученый изучал нравственное развитие дошкольников и полагал, что нравственное развитие является процессом адаптации ребенка к требованиям социальной среды. Между интеллектуальным развитием дошкольника и его развитием нравственности выявляется определенное соответствие. Таким образом, автор сферу своих исследований приводит к генезису моральных суждений. Изучение стадиальности развития морального сознания, содержание каждой стадии, факторов перехода с одной стадии на другую [20].
Ребенок, руководствуясь внешними ограничениями, не сразу осознает и понимает моральные требования. Саморегуляция у дошкольника еще развита слабо развита. Между тем было бы ошибочным резко разделять во времени периоды овладения моральными ценностями и превращения их в личностные качества. Каждому этапу личностного нравственного развития характерна своя мера изменения социальных требований в моральные устои личности [21].
Е.В. Гаврилова занималась изучением нравственных отношений детьми дошкольного возраста. Автор указывает, что усвоение ребенком нравственных отношений определяется переходом социальных, внешних, нравственных требований в его внутренние этические инстанции. Данный переход характеризуется тремя моментами. Во-первых, происходит знакомство ребенка с определенным нравственным содержанием. Во-вторых, происходит раскрытие нравственного смысла, обучение выделять переживания другого человека и ориентироваться на них в своем поведении, другими словами, происходит формирование эмпатии. Третье условие заключается в переходе уже существующих у ребенка нравственных знаний в нравственные мотивы поведения, путем выполнения нравственной нормы в конкретно значимой ситуации [6].
Исследования проводимые Т.М. Титаренка раскрывают, что дошкольный возраст является переходным от внешнего и неосознанного принятия требований взрослого к усвоению данных требований и перехода их в мотивы поведения. Автор отмечает, что воспитание важно строить именно таким образом, чтобы развить у дошкольника эмоциональные отношения к взрослым и сверстникам. Данный подход позволит выстраивать поведение в соответствии с моральными требованиями, которые становятся личностно-значимым. Проведя сравнение представляемого и реального поведения дошкольников в нравственно конфликтной ситуации, автором было выделено четыре типа действенности нравственных представлений. Классификация шла от отсутствия действенности до высокой действенности [27].
Т.М. Титаренка утверждает, что рост действенности представлений заключается в формировании способности дошкольника сначала в плане представлений, а затем и в реальном поведении самостоятельно различать нравственный конфликт, не оставаться равнодушным к другому человеку. При этом эмоциональная направленность на других начинает охватывать не только данную конкретную ситуацию, но и предвидение возможных вариантов выхода из морального конфликта [27].
Л.И. Божович изучает проблему возникновения нравственного поведения через призму мотивации. Дошкольники в часто уже могут преодолевать свои желания и действовать по нравственному мотиву. Данная возможность контролировать свое поведение основана на не только на том, что дошкольник уже умеет сознательно управлять своим поведением, а еще в том, что нравственные чувства дают сильный побудительный потенциал. Благодаря этому происходит стремление ребенка соответствовать требованиям и ожиданиям окружающих. Именно из-за постоянной связи выполнения норм с положительными переживаниями такое выполнение становится для ребенка положительным смыслом само по себе. Данные функциональная система объединяет диффузные эмоциональные переживания и необобщенные нравственные знания [3].
Многие дошкольники уже могут оценить свое поведение как правильное или неправленое по отношению к моральным нормам. Тем не менее девочки чаще опираются в своих оценках на критерий содержания поступка, чем мальчики, поэтому у девочек сильнее развито представления о критериях нравственной [16].
Одним из новообразований дошкольного детства является развитие воли и произвольности ребенка, которые позволяют ему целенаправленно и планомерно управлять своей деятельностью и поведением
Е. Е. Сапогова изучая волю ребенка, отмечает, что, несмотря на появление первых волевых усилий, поведение дошкольника нельзя назвать «волевым актом», во многом оно импульсивно, непроизвольно. В ситуации противопоставления «хочу» и «надо» далеко не всегда воли ребенка достаточно, чтобы не последовать за непосредственным «хочу». Выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознаны, удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения, интересом ребенка к нему [22].