Курсовая теория на тему Игра как средство развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ основных понятий и психолого- педагогических исследований по проблеме развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 6
1.1. Генезис эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. Сущность понятия «эмоциональная отзывчивость» 6
1.2. Особенности развития и проявления эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте 9
1.3. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста 12
1.4. Психолого-педагогические условия и основные методы развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста 14
Выводы по главе I 16
Глава II. Возможности игровой деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста 17
2.1. Педагогические возможности игры как средства развития эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте 17
2.2. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Характеристика видов игр 20
2.3. Особенности организации игровой деятельности с целью формирования эмоциональной отзывчивости у дошкольников 25
Выводы по главе II 28
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение 34
Введение:
Актуальность темы обоснована также необходимостью моделирования здорового образа жизни современного дошкольника. В последние годы особое внимание уделяется интеллектуальному развитию, но эмоциональная сфера современных детей отличается слабостью, агрессивностью, отсутствием эмоциональной отзывчивости.
Преобразования, происходящие в России в последние годы, бросают вызов системе дошкольного образования. На переднем плане — личностно-ориентированная модель общения педагога с детьми и сохранения психического здоровья каждого ребенка. В то время как развитие личности, способной воспринимать и понимать свои собственные эмоциональные состояния и эмоциональные выражения других, рассматривается как условие ее успешной адаптации к современному обществу.
Важно научить ребенка говорить о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать других. Взрослый в любом случае может контролировать свои эмоции и чувства. Напротив, ребенок не может из-за импульсивности и непосредственности. Поэтому необходимо развивать в ребенке чуткость, эмоциональную щедрость, доброжелательность, сопереживание. Развитие эмоциональной сферы определяет состояние здоровья детей и подрастающего поколения.
Таким образом, проблема развития эмоций и их роли в возникновении мотивов как средств регуляторов управления поведением ребенка составляет одну из важнейших и сложных проблем психологии и педагогики.
Исследования эмоционального развития дошкольников проводились многими российскими и зарубежными учеными и исследователями (Вилунас, 1976; Запорожец, 1985; Изард, 1980). Российскими исследователями (Данилина, Зедгенидзе, Степина, 2004; Кошелева, 2003; Неверович, 1985; Рыбакова, Биктагирова, 2015; Валеева, Хакимова, 2015 и др.) Связывают проблемы в эмоциональной сфере ребенка с дефицитом положительных эмоций.
Несмотря на проработанность проблемы, существует объективная необходимость исследования содержания, форм и методов развития эмоциональной отзывчивости, обоснованности методического обеспечения этого процесса.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической деятельности в аспекте актуальной проблемы выявил малоизученные области научных знаний и практики в этой сфере.
Это позволило сформулировать гипотезу задачи исследования как: процесс развития эмоциональной отзывчивости дошкольников будет эффективным при реализации специально разработанной программы, включающей множество игровых форм и методов, направленные на развитие эмоциональной сферы
Достоверность выводов исследования обеспечивается междисциплинарным анализом научной литературы, подтверждением основных положений и научных выводов психологов и педагогов; использование комплекса подходящих и валидных методов в зависимости от объекта, предмета, методов обработки данных (количественный и качественный анализ).
Целью нашего исследования является анализ проблемы развития эмоциональной отзывчивости у современных дошкольников, тема актуальна как никогда, и основными ее причинами являются нарушение системы социального взаимодействия дошкольника, отсутствие необходимых социальных отношений, контактов, которые заменяются виртуальным образом мира. в условиях изменения.
Решение этой проблемы видится, во-первых, в ее актуализации перед педагогическим и родительским сообществом; во-вторых, в расширении коммуникативных связей ребенка в семье (бабушки, тети и дяди, двоюродные братья и сестры), в образовательной среде (кружки, клубы по интересам ребенка), в педагогике среды и в реализация специальных программ в рамках дошкольных образовательных учреждений.
Также автором проанализированы психолого-педагогические особенности игры в дошкольном возрасте. Автор рассматривает игру как многостороннее явление, как особую форму существования всех без исключения сторон жизни коллектива. Автор также подчеркивает, что в этом возрасте игры считаются важнейшим видом деятельности.
Гипотеза исследования — игры являются эффективным средством формирования эмоциональной отзывчивости дошкольника, формирует его нравственных качества, также в игре возникает потребность в привязанности к окружающей среде.
Объект исследования – эмоциональная отзывчивость дошкольника.
Предмет исследования — эмоциональная отзывчивость дошкольника в процессе игровой деятельности.
Заключение:
Эмоциональная отзывчивость — сложный процесс, требующий постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых. Поэтому я решил, что особенно эффективно развитие ребенка в игровой деятельности, где одновременно знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла.
Игра важна и для формирования товарищеского детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования позитивного отношения к работе, и для многого другого. Все эти образовательные эффекты основаны как на их собственной основе, так и на влиянии игры на умственное развитие ребенка и на становление его личности.
Рассмотренные ранее определения игры, ее влияния на личностное развитие дошкольников позволяют выделить следующие психологические особенности игры:
Игра — это форма активного осмысления ребенком окружающей жизни и людей;
Отличительная особенность игры — это то, как ребенок использует в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в работе, письме, рисовании).
Игра, как и все другие виды деятельности человека, носит социальный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.
Игра — это форма детского творческого отражения действительности. Играя, дети вносят в свои игры массу собственных изобретений, фантазий,
Игра — это работа со знаниями, средствами их усовершенствования и обогащения, способом упражнений, а также развитием познавательных, нравственных способностей и детского
В развернутом виде игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.
Развивая детей во многом, сама игра тоже меняется и развивается. Под систематическим руководством учителя игра может измениться:
— от начала до конца;
— от первой игры до следующих игр той же группы детей;
— наиболее значительные изменения в играх происходят по мере того, как дети развиваются от младшего возраста к старшему
Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира через активное участие в работе и повседневной жизни.
Способы игры:
• Знания о людях, их действиях, отношениях, выраженные в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;
• Способы обращения с определенными предметами в определенных обстоятельствах;
• Моральные оценки и переживания, возникающие в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях
Таким образом, игровая деятельность дошкольников имеет следующие особенности и значения.
Более того, игра для ребенка — это огромный мир, личный, суверенный, где ребенок может делать все, что хочет. Игра — особая, суверенная сфера жизни ребенка, компенсирующая ему все ограничения и запреты, становясь педагогической основой подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье и разностороннее воспитание ребенка.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретический анализ основных понятий и психолого- педагогических исследований по проблеме развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
1.1. Генезис эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. Сущность понятия «эмоциональная отзывчивость»
Эмоциональная отзывчивость – способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний. Теоретическая перспектива эмоционального развития в детстве представляет собой комбинацию теории функционализма и теории динамических систем (23; c. 361) : встречи ребенка с окружающей средой можно рассматривать как динамические транзакции, которые включают в себя множество компонентов, связанных с эмоциями (например, экспрессивное поведение, физиологические паттерны, тенденции к действиям), цели и мотивы, социальный и физический контекст, оценки и переживания), которые меняются с течением времени по мере взросления ребенка и в ответ на изменение взаимодействия с окружающей средой.
Эмоциональное развитие отражает социальный опыт, включая культурный контекст. В другом месте я утверждал, что эмоциональное развитие следует рассматривать с биоэкологической структуры, которая рассматривает людей как динамические системы, встроенные в контекст сообщества (24; c. 332).
Эффективный способ взглянуть на эмоциональное функционирование — это степень, в которой оно служит адаптивным и самоэффективным целям человека. Конструктивная эмоциональная компетентность была предложена как набор ориентированных на аффективность поведенческих, когнитивных и регулирующих навыков, которые появляются со временем по мере развития человека в социальном контексте (25, c. 322). Индивидуальные факторы, такие как когнитивное развитие и темперамент, действительно влияют на развитие эмоциональных способностей; однако на навыки эмоциональной