Курсовая теория на тему Игра как средство формирования бережного отношения младших школьников к здоровью на уроках окружающего мира.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Процесс формирования бережного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира с помощью игры 5
1.1. Научные исследования бережного отношения к здоровью 5
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста 10
1.3. Влияние игры на формирование бережного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
В наши дни количество факторов, которые оказывают вредное воздействие на организм человека, становится все больше. В составе продуктов и напитков мы видим огромное количество консервантов, экологическая обстановка накаляется ввиду большого выброса грязных примесей в атмосферу, век информационных технологий влечет за собой изменение образа жизни людей – делает его однообразным и малоподвижным. Однако есть возможность сохранить здоровый образ жизни (ЗОЖ) без каких-либо кардинальных изменений. Для этого необходимо соблюдать определенные правила, которые помогают человеку укрепить иммунитет, повысить активность и сохранить свой организм здоровым.
Чтобы ребенок правильно развивался ему также необходимо вести здоровый образ жизни. С самого раннего детства мы учим детей бережно относиться к своему здоровью и закладываем для этого правильные основы. В дошкольном учреждении задача сохранения и укрепления здоровья детей является одной из значимых и приоритетных. Существует даже специальный праздник «День здоровья», который дети в дошкольном учреждении «отмечают» по спортивному сценарию.
Тенденция ухудшения здоровья детей, которая складывается в последнее время, непременно влечет за собой снижение уровня здоровья на всех возрастных периодах и может в будущем сказаться на качестве трудовых ресурсов, репродуктивной функции и спортивном будущем новых поколений. Младшие школьники, которые до поступления в школу были под присмотром родителей и воспитателей дошкольного учреждения, попадают под влияние иной социальной среды. Взросление трансформирует взаимоотношения с окружением, происходит переориентация на сверстников. Авторитетные фигуры в лице педагогов уходят на второй план, а вместе с ними и контроль, поддержка и забота.
Учитывая психологические особенности младшего школьного возраста, в задачи взрослых входит завладеть интересом детей и, с помощью игры, сделать познавательные процессы более увлекательными и продуктивными. У младших школьников игровая деятельность имеет вспомогательное значение, однако остается очень существенной и помогает сделать смысл объектов и явлений более явным.
Главная цель исследования – определить, как формируются условия бережного отношения к своему здоровью у младших школьников на уроках окружающего мира. И помочь в этом сможет такой вид деятельности, как игра, доступный и важный для детей соответствующего возраста.
Объект исследования: игровая деятельность младших школьников.
Предмет исследования: влияние валеологических игр на заложение основ бережного отношения к здоровью у младших школьников.
Задачи исследования: 1. Изучить особенности игр, формирующих бережное отношение к здоровью у детей младшего школьного возраста. 2. Проанализировать психолого-педагогический опыт в использовании игр, направленных на формирование бережного отношения к здоровью у младших школьников.
Методы исследования: анализ и обобщение теоретических сведений из литературных источников.
Заключение:
В процессе выполнения данного исследования было проведено обоснование актуальности данной темы. На основе теоретического анализа этого исследования можно сделать вывод, что младший школьный возраст является одним из самых благоприятных и чувствительных для формирования правильного отношения к здоровому образу жизни и оздоровительной деятельности. При этом деятельность педагогов по приучению детей своевременно следить за своим здоровьем направлена в основном на агитирование и рекламу. Важно, чтобы педагоги бережно направляли стремления школьников перенимать поведение взрослых, показывая им хороший пример.
Основной проблемой этой темы является необходимость правильного формирования учебного процесса в младшем школьном возрасте с учетом
особенностей психологического развития. В этом возрастном периоде дети вовлекаются в учебный процесс и еще не имеют стойкого интереса к аспектам здорового образа жизни. Описанные педагогические условия, в которых формируется безопасный и здоровый образ жизни школьника, указывают на необходимость использования дидактических игр валеологической направленности. В результате этой деятельности учащиеся узнают, как укреплять свой иммунитет, зачем нужно закаляться и в чем заключается ценность здоровья; изучают, как правильно вести себя дома и на улице (на природе), как одеваться по погоде, какие болезни и их последствия могут их подстерегать; какая бывает вредная и полезная пища; какие виды спорта укрепляют организм и оздоравливают его.
В ходе теоретического исследования были решены следующие задачи:
1. Изучены и проанализированы особенности игр, формирующих бережное отношение к здоровью у детей младшего школьного возраста.
2. Определены и описаны психологические особенности младших школьников.
3. Проанализирован психолого-педагогический опыт в использовании игр, направленных на формирование бережного отношения к здоровью у младших школьников.
4. Описаны выводы по теме исследования.
В данной работе удалось применить теоретические методы исследования — анализ и обобщение.
Здоровье — это одна из важнейших потребностей человека, определяющая способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Основными факторами, которые формируют здоровье младших школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальная физическая нагрузка, занятия на открытом воздухе, закаливание, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и учителей. Одним из важнейших факторов в развитии здорового образа жизни младших школьников являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье и здоровом образе жизни.
Здоровый образ жизни — это первичная профилактика, в основе которой заложены стиль и уклад жизни, теоретико-методические знания по оздоровлению человека, его резервные возможности, формы и способы их развития и совершенствования. Поэтому постоянное внимание к здоровому образу жизни учащихся осуществляется на уровне общественного сознания, образования и культуры. Мы убеждаемся в том, что реализация технологий бережного отношения к здоровью в учебно-воспитательном процессе по курсу «Окружающий мир» способствует сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
Упражнения игрового характера оказывают благоприятное влияние на организм детей: на общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности центральной нервной системы, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Завершая это исследование, хочется отметить, что учебный курс «Окружающий мир» содержит факты, понятия, правила, которые формируют у младших школьников понимание основ здорового образа жизни и безопасного существования. Чтобы детям было проще и понятнее усвоить материал о нормах здорового образа жизни, необходимо использовать определенные методы, которые направлены на внедрение игровых процессов в учебную деятельность. При этом педагогам следует придерживаться концепции – не приучать детей к тому, что на каждом уроке их будут ждать новые игры или сказочные герои. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания. И тогда успех всех мероприятий, направленных на достижение цели сформировать у младших школьников адекватное понимание о важности здорового образа жизни, будет обеспечен. Психическое и физическое здоровье человека – это залог счастья и благополучия.
Фрагмент текста работы:
1.1. Научные исследования бережного отношения к здоровью
По определению Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье человека — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье — это самая важная потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая баланс в развитии личности.
Формирование ЗОЖ укрепляет здоровье населения. Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют все возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. Двигательная активность — это обязательный фактор здорового образа жизни.
Бережное отношение к здоровью – это индивидуальный набор проявлений в поведении каждого человека, его личный путь, который он выбирает сам. Имея четкую цель в жизни и обладая психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях, зная нормы поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья, человек стремится быть хозяином своей судьбы, верит в то, что образ жизни, который он ведет, даст ему положительные результаты. Физическое самовоспитание, которое включает в себя самопознание, определение целей и задач, практическое осуществление индивидуальных планов и программ, реализует ЗОЖ.
Во все времена у всех народов мира главной ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности врачи и философы считали здоровье главным условием свободной деятельности человека, его совершенством.