Курсовая теория на тему Игра как средство активизации речевой деятельности школьников на уроках английского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
В наши времена происходит эволюция содержания, форм и методов обучения, что побуждает к разработкам и внедрению новейших образовательных технологий. Среди них самой перспективной является интерактивная технология, благодаря которой ученик становится активным участником процесса обучения. При этом именно игровые формы учебной деятельности доминируют и выполняют первостепенную роль. 3
Большое значение имеет метод использования игр в обучении иностранного языка школьников, так как ребенка, если его обучать по обычной программе на начальном этапе, это скоро утомит и ученик потеряет интерес к изучаемому языку. Это может вызвать долгое отвращение к предмету на все последующие года обучения, поэтому очень важно грамотно спланировать учебный процесс, опираясь на психологические и физические особенности учащихся. У школьников начальных классов возрастает стремление к изучению иностранного языка при практическом применении игр во время занятий. 3
Следует отметить, что игра, как методический прием, предоставляет преподавателю большие возможности для создания на уроке естественной среды речевого общения, сделать урок живым, вовлекать в работу максимальное число учащихся. 3
Многие известные педагоги справедливо отмечали эффективность использования игр в процессе обучения. Например, по мнению М.Ю. Курбатовой, «игра легко вписывается в урок и доставляет учащимся удовольствие. Игры для детей в младшем школьном возрасте очень важны, особенно при обучении их английской грамматике» [Курбатова, 2006: .64-66]. 3
Также немецкий психолог К. Гросс называет игры «начальной школой поведения». 4
При внедрении игровых форм деятельности исключается доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой, ученики учатся демократично общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения. 4
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что игра чрезвычайно важна для практического применения в школах. Именно она предоставляет неограниченные возможности для реализации творческого потенциала, как преподавателя, так и учащихся. В учебниках английского языка на начальном этапе большое внимание уделяется выполнению игровых заданий. Упражнения с игровыми условиями имеются почти на всех уроках [Бим, 2001: 61-64]. Одним из условий эффективности учебного процесса является выбор методов организации игровых приемов, адекватной дидактической цели, к которым относятся обучающие игры. 4
— рассмотреть классификацию игр, применяемых при обучении иностранному языку; 4
— определить роль игры на всех этапах урока английского языка; 4
— выявить особенности использования игровых приемов при изучении английского языка в младших классах. 4
Объектом исследования данной работы является игровые приемы, используемые на уроках при обучении английскому языку. 4
Предметом исследования – дидактические условия использования игровых приемов на уроках английского языка. 5
Глава 1. Теоретические аспекты исследования игр на уроках английского языка 6
1.1 Определение понятия «Игра» 6
Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость в достижении цели. Кроме того, игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и чужих поступков. Игровые формы работы способствуют созданию на уроке благоприятного психологического климата и активизируют деятельность учащихся. 8
1.2 Классификация обучающих игр на уроке иностранного языка 11
1.3 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 21
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Практический аспект использования игр при обучении иностранному языку 25
2.1 Активизация речевой деятельности младших школьников 25
2.2 Ролевая игра как самый действенный способ активизации речевой деятельности 29
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список использованных источников 34
25.Учение с увлечением/С. Л. Соловейчик. – М., 1979. 36
Приложения 37
Введение:
В наши времена происходит эволюция содержания, форм и методов обучения, что побуждает к разработкам и внедрению новейших образовательных технологий. Среди них самой перспективной является интерактивная технология, благодаря которой ученик становится активным участником процесса обучения. При этом именно игровые формы учебной деятельности доминируют и выполняют первостепенную роль.
Большое значение имеет метод использования игр в обучении иностранного языка школьников, так как ребенка, если его обучать по обычной программе на начальном этапе, это скоро утомит и ученик потеряет интерес к изучаемому языку. Это может вызвать долгое отвращение к предмету на все последующие года обучения, поэтому очень важно грамотно спланировать учебный процесс, опираясь на психологические и физические особенности учащихся. У школьников начальных классов возрастает стремление к изучению иностранного языка при практическом применении игр во время занятий.
Следует отметить, что игра, как методический прием, предоставляет преподавателю большие возможности для создания на уроке естественной среды речевого общения, сделать урок живым, вовлекать в работу максимальное число учащихся.
Данной теме посвящено много работ, в частности таких педагогов, как Л. А. Жарковой, С. В. Макина, М. Ф. Стронина, Ю.Я. Пучкова, М. Ю. Курбатова, В. А. Конышева, Р. П. Арсентьева, Н. П. Аникеева, О.В. Гавриловой, Л. С. Выготского и др.
Многие известные педагоги справедливо отмечали эффективность использования игр в процессе обучения. Например, по мнению М.Ю. Курбатовой, «игра легко вписывается в урок и доставляет учащимся удовольствие. Игры для детей в младшем школьном возрасте очень важны, особенно при обучении их английской грамматике» [Курбатова, 2006: .64-66].
Также немецкий психолог К. Гросс называет игры «начальной школой поведения».
При внедрении игровых форм деятельности исключается доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой, ученики учатся демократично общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что игра чрезвычайно важна для практического применения в школах. Именно она предоставляет неограниченные возможности для реализации творческого потенциала, как преподавателя, так и учащихся.
Заключение:
Использованию игр на уроках иностранного языка уделяется много внимания, но не хватает практических разработок грамматических игр именно в начальной школе.
Об организации игр на уроках: игры на запоминание слов, использование ролевых игр, игры с куклами, с пальчиковыми куклами, игры с мячом, организация интервью, КВН и т. д.
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что одной из основных задач формирования у школьников прочных основ для успешного изучения иностранного языка является формирование устойчивого интереса к его изучению.
На уроке иностранного языка мотивация, то есть поощрение учащихся самовыражения, обеспечивается рядом факторов.
Во-первых, материал, используемый на уроке, должен быть интересным, соответствовать вкусам и предпочтениям учащихся. Это может быть не только интересный текст, но и современная песня, поэзия, юмор.
Во-вторых, приемы работы с учебным материалом должны привлекать учеников. Этому способствуют групповые формы работы, где ученик чувствует себя субъектом общения, обучающие игры (игры-конкурсы, соревнования, игры на догадку, ролевые игры, буквенные игры, подвижные игры и др), которые ставят учащихся в жизненную ситуацию, проблемные задания к упражнениям способствуют интеллектуальному развитию учащихся, их самовыражению.
Целью данной работы было — рассмотреть возможности использования игровых технологий при обучении английскому языку.
Итак, игра для детей является увлекательным занятием. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно для него усваивается языковой материал.
В ходе исследования было выявлено превосходство игры над другими средствами обучения. Оно заключается в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную формы работы на занятиях, что позволяет каждому ребенку максимально эффективно использовать учебное время.
В результате проведенного исследования выявлено, что игра способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Она обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам.
В ходе исследования было выявлено, что игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции. При этом на начальном этапе обучения особое внимание следует уделять совершенствованию содержания приемов и средств обучения. Задача учителя при этом состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования игр на уроках английского языка
1.1 Определение понятия «Игра»
Игровая деятельность – любимое занятие детей, и она рассматривается многими психологами и педагогами как одна из форм организации детской жизни. Великий психолог Л.С. Выготский отметил, что в ходе игры задействованы почти все виды речевой деятельности [Выготский, 1966: 62-76]. Игра является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных приёмов обучения, формирования и развития мотивации учащихся.
Выготский считал, что «усвоение иностранного языка идет путем, прямо противоположным тому, которым идет развитие родного языка. Ребенок никогда не начинает усвоение родного языка с изучения азбуки, с чтения и письма, с сознательного и намеренного построения фразы, со словесного определения значения слова, с изучения грамматики, но все это обычно стоит в начале усвоения иностранного языка. Ребенок усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно, а иностранный начиная с осознания и намеренности. Поэтому можно сказать, что развитие родного языка идет снизу вверх, в то время как развитие иностранного языка идет сверху вниз»
[Выготский, 1966]. Поэтому является совершенно необходимым сохранять интерес ребенка к изучению языка. Именно игра лучшим способом на данном этапе способна сохранить детский интерес к языку. В игровой форме можно достичь развития внимания, памяти, мышления, которые тесно связаны с развитием их иноязычных способностей.
Л.С. Выготский считает, что за игрой стоят изменение потребностей и изменение сознания более общего характера. По его мнению, «игра – это источник развития и создает зоны ближайшего развития. Игра переходит к внутренним процессам в школьном возрасте, к внутренней речи, логической памяти, абстрактному мышлению» [Выготский, 1966:62-76].
По теории Г.А. Китайгородской, игра в самом широком смысле слова выступает в форме непосредственного, но продуманного и управляемого общения преподавателя с группой. Тогда игровая деятельность становится формой реализации учебного процесса [Китайгородская, 1992].
«Важно осознавать», — указывает М.Н. Скаткин, «решению каких дидактических задач должна способствовать данная игра, на развитие каких психических процессов она рассчитана» [Скаткин, 1980:96]. «Игра — это лишь оболочка, форма, содержанием которой должно быть учение, овладение видами речевой деятельности» [Пассов, 1989]. Е.И. Пассов отмечает следующие черты игровой деятельности как средства обучения: мотивация, отсутствие принуждения, индивидуализированная, глубоко личная деятельность, обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, развитие психических функций и способностей, учение с увлечением [Пассов, 1989].
Речевое общение имеет целенаправленность и носит обязательный характер. Д.Б. Эльконин утверждает, что первой из игр появилась ролевая игра. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых [Эльконин, 1978].
В игровой деятельности формируется мотивационная сфера ребенка, сознательное желание учиться. В условиях игровой деятельности происходит более глубокое запоминание нового материала, повышается психологическая готовность детей к речевому общению. Игра имеет много преимуществ, и она должна использоваться на уроках иностранного языка.
Игра популярна в любой аудитории, и даже во взрослой аудитории, она освобождает учащихся от «зажимов», от боязни ошибок, чувств стеснения, неловкости, — считает Г.А. Китайгородская. Игра, согласно ее мнению, снимает психологические барьеры, открывает и активизирует творческие возможности учащихся [Китайгородская, 1992].
По определению нидерландского мыслителя XX столетия Йохана Хейзинга, «человек играющий» выражает такую же существенную функцию, как «человек созидающий». Анализ любой человеческой деятельности до самых пределов сознания человека свидетельствует, что это не более чем игра. Игра является специфическим фактором всего, что окружает людей в мире [Хейзинг, 2001].
Игра – это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого.
Макаренко А. С. в свое время отметил, что «игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» [Макаренко, 1951].
Для того, чтобы игра оказала положительное влияние на формирование ребенка следует использовать ее в обучении осознанно, опираясь на научное понимание социальных и психологических закономерностей жизни и развития ребенка.