Курсовая теория на тему Игра как метод обучения и воспитания на уроках физической культуры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Роль
подвижных игр в физическом воспитании. 5
1.1. Понятие
о подвижных играх. 5
1.2 История развития подвижных игр. 10
1.3 Условие
эффективности подвижной игры как воспитательного средства 14
Глава 2.
Методические особенности применения игрового метода на уроках физической
культуры.. 20
2.1 Методика
проведения подвижных игр. 20
2.2
Практическое использование подвижных игр на уроках физической культуры 23
Заключение. 27
Список
литературы.. 29
Введение:
ими.
Знания и умения, взаимосвязаны с ценностными ориентирами ученика, формируют его
жизненные компетентности, необходимые для успешной самореализации в жизни,
учебе и труде. Учителям необходимо формировать у учащихся компетентности,
которые понадобятся ученикам в повседневной жизни, а именно — способность и
желание вести здоровый образ жизни [5].
Занятия
подвижными играми на уроках физической культуры, являются одной из эффективных
форм укрепления здоровья и закаливания организма детей.
Актуальность
данной темы заключается в то, что в младшем школьном возрасте очень хорошее
развитие ребенку дает игра, она является «школой жизни» и практикой для
развития детей. В процессе игры не только формируются или развиваются отдельные
интеллектуальные функции, но и происходит изменение отношения ребёнка к
окружающему миру и формируется механизм смены отношений и координации
собственной точки зрения с другими возможными точками зрения. Игра учит ребенка
работать в команде, развивает волевые
качества, а также чувство товарищества.
Благодаря
воздействию игры у ребенка развиваются все необходимые жизненные качества,
благодаря которым ребенку в жизни будет достаточно легко.
Степень
освоения темы в литературе: Вавилова Е. Н. «Учите бегать, прыгать, метать»
(1983 г.); Литвинов Е.И., Любомирский Л. Е., Мейксон Г. Б. «Как стать сильным и
выносливым» (1999 г.); Коротков И. М. «Подвижные игры в младшем школьном
возрасте» (1999 г.); Хрипкова Ф. Г., Антропова М. В. «Адаптация организма детей
младшего школьного возраста посредством подвижных игр» (2002 г.).
Цель
курсовой работы — изучить особенности использования игрового метода на уроках
физической культуры у детей 1-4 классов.
Исходя
из цели, были определены следующие задачи:
—
проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
—
выявить особенности использования игрового метода у младших школьников;
—
определить наиболее эффективные игры для каждого класса в младшем школьном
возрасте.
Объект
исследования — учебно-воспитательный процесс детей младшего школьного возраста.
Предмет
курсовой работы — особенности игрового метода на уроках физической культуры у
детей 1 – 4 классов.
Заключение:
Урок
физической культуры обеспечивает единство обучения, воспитания и развития
учащихся, ставит задачу воспитания потребности систематически заниматься
физическими упражнениями. Чтобы добиться этого надо осознавать игровые и
соревновательные ситуации, реализовать межпредметные связи, требует поиска
нетрадиционных форм, методов и средств проведения урока.
Среди
большого многообразия физических упражнений, подвижным играм по праву принадлежит
одно из ведущих мест. Их изучение выходит далеко за рамки тех представлений, с
которыми обычно подходят к оценке средств физического воспитания. На всех
этапах развития человеческого общества игры использовались в воспитательных
целях, служили важным источником передачи подрастающему поколению накопленных
народом знаний и опыта. Обучение навыкам трудовой деятельности в игровой форме
способствовало формированию специальных физических качеств, необходимых
человеку в борьбе за свое существование. В игровой деятельности человек находит
«питательную среду» для проявления своих творческих, интеллектуальных
способностей, что во многом предопределило его превосходство в природе.
Находясь в постоянном поиске, человеческое общество создает все новые и новые
варианты подвижных игр, непрерывно совершенствуя и усложняя их. В последнее
время область применения подвижных игр неизмеримо расширилась. Это
обстоятельство вызвано растущей потребностью населения в удовлетворении своей
физической и эстетической активности посредством игровой деятельности.
Игровой
метод является средством обучения, обеспечивающим эффективность
образовательного процесса, доступ к большому объѐму знаний, расширяет
возможности передачи информации и контроля знаний учащихся в процессе обучения.
Методика
проведения подвижных игр состоит из следующих компонентов: подбор и
планирование игр, создание интереса к игре, проведение игры и руководство ею,
окончание игры и подведение итогов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Роль подвижных игр в физическом воспитании
1.1. Понятие о подвижных играх
Самый богатый педагогический потенциал народных,
подвижных и спортивных игр до настоящего времени не реализован в содержании
занятий по физической культуре в школе. Так, подвижные игры практикуются обычно
в младших классах, спортивные — в средних и старших классах, а народные игры
применяются в школе довольно редко.
По мнению П. Лесгафта, подвижные игры ценное средство
всестороннего воспитания личности ребенка: «Мы должны воспользоваться играми,
чтобы научить их (детей) владеть собой» (то есть преодолевать негативные
чувства). В игре надо «научить их сдерживать свои чувства и приучить, таким
образом, подчинять свои действия сознания». П. Лесгафт указывает, что
систематическое проведение подвижных игр способствует развитию у детей умения
управлять своими действиями, дисциплинируют детское тело, то есть приучает
действовать с различным напряжением. Игры учат ребенка действовать с большой
ловкостью, целесообразностью и скоростью; выполнять правила, владеть собой,
ценить общество [4].
XXI век провозглашен международными организациями
веком гуманизации образования. Поэтому, поиск наиболее эффективных путей
управления здоровьем детей школьного возраста и оптимизации их образа жизни
являются ведущими задачами педагогической науки и практики. В связи с этим
одним из приоритетных направлений является физическое воспитание, которое
обеспечивает детей двигательной активностью, направленное на оздоровление
учащихся, привлечение их к систематическим занятиям физической культурой и
спортом, приобщение детей к здоровому образу жизни и всестороннего развития
личности на основе овладения учащимися личной физической культурой [7].
Роль игры в педагогическом процессе обусловлена ее
функцией — творческой интерпретацией детьми собственного опыта познания
окружающего мира. Содержательная игра и другие виды деятельности (учебная,
трудовая, общения) развиваются в условиях педагогического процесса,
построенного на сочетании вышерассмотренных аспектов. Игра способствует
формированию у детей иерархической структуры мотивов, что составляют основу
нравственного направления личности. Она является как бы первой ступенью в
постижении нравственных отношений, подчинении мотивов, продолжают дети и вне
игры. Игру проводят для побуждения детей к таким поступкам, мотивам, отношениям,
которые не использованы в реальной действительности, для непринужденного
осознания знаний, моральных норм, для применения способов их познания и
преобразования. Кроме того, игра — самый легкий способ для осознанного
овладения достоянием культуры, опытом человеческих взаимоотношений, знаниями,
способами деятельности и т.д.[3].
Чтобы полнее понять сущность проблемы, обратим внимание
на содержательное наполнение понятия «игра». Так, педагогическая энциклопедия
трактует игру как:
• один из видов деятельности человека;
• средство физического, умственного и нравственного
воспитания [6, 137].
Функцию игры определяет в воспроизведении действий
взрослых и отношений между ними [6, 137].
По мнению ученых, на всех этапах развития личности
игра воспринимается как интересное, необходимое для ее жизнедеятельности
занятие. Чем старше ребенок, тем больше он чувствует развивающее и воспитывающее
значение игры. На эти специфические особенности игры большое внимание в своей
практической деятельности обращали известные исследователи Л. Выготский, А.
Запорожец, Д. Эльконин, А. Усова, Ж. Пиаже, П. Лесгафт, С. Русова, К. Ушинский,
В. Сухомлинский, Н. Михайленко, Н. Короткова.
Игра является целенаправленной, сознательной
деятельностью, по которой ребенок проявляет активность, самостоятельность,
инициативность, строит отношения с детьми и взрослыми (А. Валлон, Л. Белинова,
Е. Петрова, К. Щербакова, С. Новоселова).
Игра возникает не по принуждению, не по обязанности.
Она исходит из непосредственных побуждений, потребностей и интересов ребенка. Своеобразие
игры заключается в том, что выполняемые в ней действия сами по себе интересные
для ребенка. Ему интересен не сам результат игры, а процесс игровой
деятельности.
Традиционно
педагогов обучали по схеме: в дошкольном учреждении дети играют, в школе — учатся, чтобы подготовиться к
самостоятельной жизни, а после школы — работают.
Резкое
разграничение видов деятельности по месту нахождения человека узаконило в
сознании специалистов односторонность поведенческой и познавательной сфер ребенка.
Современная педагогическая наука признает, что игра охватывает все периоды
жизни человека. Это — важная форма его жизнедеятельности, а не возрастной
признак. С игрой человек не расстается всю жизнь, меняются только ее мотивы,
формы проведения, степень проявления чувств и эмоций.
Игра
— вид креативной деятельности человека, в процессе которой в воображаемой форме
воспроизводятся способы действий с предметами, отношения между людьми, нормы
социальной жизни и культурное достояние человечества, характеризующие
исторически достигнутый уровень развития общества.
По
критерию места и значения правил в развертывании игры установлена закономерная
тенденция развития игровой деятельности — она заключается в том, что в первой
половине дошкольного детства ярко проявляется творческая основа игровой
деятельности, а правила скрытые, они интегрируются с требованиями к выполнению
роли. Во второй половине дошкольного возраста и в школьные годы для ребенка
важным в процессе игры является соблюдение правил, регламентирующих мнимые
действия и реальные отношения участников игры. В соответствии с этой
закономерностью, игры делятся на две системообразующие группы — творческие игры
и игры с готовыми правилами [3].
Роль
игры в подготовке ребенка к обучению как ведущего вида деятельности школьников
заключается в том, что на практике личного общения в игровых ситуациях дети впервые
приобретают интеллектуальные умения, необходимые для осуществления обучения. Это
происходит через самостоятельное восприятие и переработку связанной с игровой
ситуацией информации — самостоятельно воспринимая и перерабатывая внеситуативную
информацию, дети отбирают и кодируют ее для обмена с другими участниками игры.
Таким путем они овладевают приемами и операциями умственной деятельности обще
познавательного значения.
Л. Выготский отмечал,
что игра вызывает изменение потребностей и сознания. По его мнению, игра должна
осознаваться как мнимая, иллюзорная реализация нереализованных желаний,
содержание которой связано с миром взрослых. С началом поступления в школу игра
не исчезает, а пронизывает процесс обучения, поскольку ве