Курсовая теория на тему Игра (эксперименты, групповая работа), как мотивирующая форма обучения в начальной школе на «окружающем мире» — выбрать одну форму
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Особенности процесса обучения в начальной школе 4
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников 4
1.2 Мотивация учебной деятельности в начальной школе 9
Глава 2. Экспериментирование как средство развития мотивации учения на уроках «Окружающий мир» в начальной школе 12
2.1 Особенности процесса экспериментирования и его функции в развитии младших школьников 12
2.2. Развитие мотивации обучения в процессе экспериментальной деятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир» 18
Заключение 22
Литература 24
Введение:
Актуальность курсовой работы. На сегодняшний день начальная школа претерпевает серьезные изменения, которые связаны с новыми целями обучения. Современный подход обучения младших школьников заключается в формировании субъективной учебной деятельности.
При этом для формирования такой деятельность важно побуждать и развивать мотивацию обучения каждого ребенка в ходе учебной деятельности. Данный процесс достаточно сложный, поэтому требует системного похода для его осуществления.
Опыт многих педагогов показывает, что на начальном этапе формирования мотивации обучения ребенка эффективным методом является детское экспериментирование. Оно позволяет создавать положительный эмоциональный фон, на котором разворачивается урок. Используя элементы детского экспериментирования можно достигать поставленных педагогических целей и задач, способствуя тем самым развитию мотивации обучения младших школьников.
Все это обуславливает актуальность темы исследования.
Степень изученности темы. Изучением мотивации обучения с психологической точки зрения занимались такие ученые как К.В. Бардин, Н.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн и др. Проблемой формирования мотивации в начальной школе занимаются ведущие педагоги и методисты, среди которых М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина, И.И. Аргинская и др.
Целью работы является изучение роли экспериментирования как средства развития мотивации обучения у младших школьников на уроках «Окружающий мир».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
2. Охарактеризовать особенности развития мотивации обучения в начальной школе.
3. Определить особенности процесса экспериментирования и его функции в развитии младших школьников.
4. Изучить способы развития мотивации обучения в процессе экспериментальной деятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир».
Объектом исследования выступает развитие мотивации обучения в начальной школе.
Предметом является метод экспериментирования как средство развития мотивации обучения на уроках «Окружающий мир».
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Современный этап развития общества выдвигает на первое место задачу активизации личности человека в процессе его жизнедеятельности. Современному младшему школьнику необходимо приобрести стойкие умения и навыки для самостоятельного обогащения и использования в дальнейшей деятельности. Необходимые для осуществления этой деятельности знания умения, навыки приобретаются и формируются в учебном процессе именно в начальной школе.
Практика современной школы показывает, что учащиеся часто отчуждены от образовательного процесса, и поэтому важнейшей задачей современного обучения будет являться заинтересованность учащихся в эффективном, самостоятельном процессе обучения. Умение учиться будет означать для детей свободную ориентировку в любой научной информации, умение применять знания на практике, самостоятельно добывать их. Всему этому способствует детское экспериментирование в ходе учебных занятий.
Изучив психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что с одной стороны, развитие мотивации обучения зависит от умения педагога создавать у каждого ученика установку на процесс учения. С другой стороны, мотивация обучения является показателем познавательных возможностей младшего школьника, уровней развития его мышления, памяти, устойчивости внимания, волевых усилий, наличие ценных мотивов учения. Активность в учении рассматривалась нами не просто как деятельностное состояние ученика, а как качество этой деятельности, в котором проявилась личность самого ребенка.
Использование детского экспериментирования при обучении является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся начальной школы. Учитывая то, что изучение проблемы использования детского экспериментирования при обучении в начальной школе продолжаются и в настоящее время, а наше исследование является лишь кратким анализом работы многих педагогов и психологов, существует перспектива дальнейшей работы в данном направлении по этой теме.
Если систематически применять опытные эксперименты в образовательном процессе, познавательная деятельность и мотивация обучения учащихся активизируется, качество знаний заметно повышается.
Таким образом, проделанная работа, позволяет сделать вывод, что система экспериментального исследования, используемых в процессе обучения, будет способствовать формированию познавательного интереса и мотивации обучения у младших школьников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности процесса обучения в начальной школе
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников
Младшим школьным возрастом детей считается возраст от 6-7 лет до 10-11 лет. Это период, соответствующий обучению ребенка в начальных классах, который принято считать относительно спокойным и равномерным в сфере физического развития.
В данном возрасте происходит функциональное совершенствование мозга ребенка. В этот момент развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит постепенное изменение соотношения процессов возбуждения и торможения, другими словами, процесс торможения становится более сильным, но процесс возбуждения, по-прежнему, является преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы и импульсивны [6].
Именно поступление в школу носит важный характер для изменения жизни ребенка, всего уклада его жизни. При этом меняется его социальное положение в коллективе и семье. Обучение становится основной и ведущей деятельностью его жизни, у ребенка появляется обязанность – учеба и приобретение знаний. Эта обязанность говорит о серьезном труде, который требует от ребенка организованности, дисциплины, а также волевых усилий.
Следует отметить, что правильное отношение к обучению у младших школьников формируется не сразу, так как требует волевые усилия от ребенка, мобилизацию его внимания и интеллектуальной активности, а также своего рода самоограничений. И если ребенок не привык к такому, то у него может возникать разочарование и формируется отрицательное отношение к учению [21].
Но, все же, в первое время ученики начальной школы учатся хорошо, опираясь и руководствуясь на свои отношения в семье, а иногда ребенок может хорошо учиться по мотивам взаимоотношений с коллективом. Основную роль здесь играет личный мотив, в частности, желание получать хорошие оценки с целью одобрения учителей и родителей.
Вначале обучения у ребенка формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания ее значения. И только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда начинает формироваться и интерес к самому содержанию учебной деятельности и приобретению знаний. Только такая основа может являться благоприятной почвой при формировании у младших школьников мотивов учения высокого общественного порядка, которые связаны с ответственным отношением к учебным занятиям [19].
Любое формирование интереса к содержанию учебной деятельности и приобретению знаний взаимосвязано с переживаниями школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. Одобрением и похвалой учителя, подчеркивающего любой, даже маленький успех и продвижение вперед, подкрепляется чувство удовлетворения от достижений. Младшие школьники могут при этом испытывать чувство гордости и особый подъем сил.
В начальных классах учебная деятельность стимулирует развитие психических процессов в непосредственном познании окружающего мира, его ощущения и восприятия. Младшие школьники характеризуются остротой и свежестью восприятия, другими словами, созерцательной любознательностью. Самой характерной чертой восприятия у младшего школьного возраста является его малая дифференцированность, когда совершаются неточности и ошибка в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Другой особенностью восприятия можно выделить его тесную связь с действиями школьника. То есть, восприятие на данном уровне психического развития тесно связано с практической деятельностью ребенка. Воспринять какой-либо предмет для ребенка – это значит что-то делать с ним, что-то изменить или произвести какие-либо действия, взять, потрогать и т.п. Характерная особенность учащихся младшего школьного возраста – ярко выраженная эмоциональность восприятия [8].