Основы театрализованной деятельности Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Игра драматизация как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традициями русского народа.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Педагогические аспекты ознакомления дошкольников с традициями русского народа 6

1.1 Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с традициями русского народа 6

1.2 Содержание и методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традициями русского народа в условиях ФГОС ДОО 9

2. Теоретические основы использования игры-драматизации в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традициями русского народа 14

2.1 Особенности применения игры-драматизации в ДОО 14

2.2 Игра-драматизация как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традициями русского народа 19

Заключение 22

Список использованных источников 24

  

Введение:

 

Актуальность темы. В последние годы возрастает интерес к пониманию, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейных обычаях, обрядах, ритуалах. Новая образовательная ситуация характеризуется усилением этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых актуальных проблем педагогической науки современного российского общества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы начинаем по-новому относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

В настоящее время и дети, и даже многие взрослые могут и не знать, как выглядят окружающие когда-то наших предков вещи: орудия труда, хозяйственная утварь, игрушки. Традиции, обычаи, культура русского народа постепенно отошла на дальний план, теряя связь с семьей, природой, истоками национальной культуры. Таким образом, для сохранения своей нации и культурных ценностей, мы должны знать культуру своего народа и проникнуться чувствами понимания ее древности и величия, сохранить и передать ее подрастающему поколению [24].

Поэтому перед педагогами и родителями встает проблема переосмысления, в первую очередь, своих ценностных ориентиров, обратить особое внимание на духовно-нравственное воспитание детей, ведь взрослое поколение является носителем истории и культуры своего народа и именно мы, взрослые, можем передать ее нашим детям.

Знакомство детей с традициями русского народа обусловлено тем, что уже в дошкольном детстве необходимо прививать детям внутренние ориентиры и ценности, которые позволят сформировать из них цельную, сильную, духовно развитую личность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (пункт 2,6) указана необходимость приобщения детей к русской народной культуре [8, с. 52]. Это одна из важнейших стратегических задач современного образования.

Наиболее продуктивно строить процесс ознакомления детей дошкольного возраста с народной культурой посредством игры. Одним из видов игр, является игра-драматизация. Инсценировка – самый действенный способ приобщения к народным традициям, представляющая собой интерактивный вид деятельности на литературном материале.

Таким образом, познавая окружающий мир, ребенок, приобщается к принятым в обществе нормам и правилам, приобретает знания о себе, семье, усваивает первые культурные и исторические ценности. Взрослые должны дать понять ребенку, что каждая материальная или духовная ценность имеет свою историю, дошедшую с помощью человека до нашего времени. И помочь в этом могут игры-драматизации с участием предметов и игрушек народного творчества.

Представленная выше актуальность позволила определить тему курсовой работы – «Игра-драматизация как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традициями русского народа».

Объект исследования: ознакомление детей дошкольного возраста с традициями русского народа.

Предмет исследования: игра-драматизация в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с традициями русского народа

Цель работы: изучение особенностей применения игры-драматизации в ознакомлении детей старшего возраста с традициями русского народа.

Для достижения цели, в работе решались следующие задачи:

1. Рассмотреть проблему ознакомления детей дошкольного возраста с традициями русского народа;

2. Изучить содержание и методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традициями русского народа в условиях ФГОС ДОО;

3. Раскрыть особенности применения игры-драматизации в ДОО;

4. Показать игру-драматизацию как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традициями русского народа.

Методы исследования: теоретические: изучение литературы, анализ, обобщение.

Теоретическая значимость нашей работы заключается в систематизации теоретического материала по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста посредством игры-драматизации.

Структура нашей курсовой работы состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, мы определили, что фундаментом развития человека, который закладывается практически с рождения ребенка, является дошкольный период, определяющий начало всех человеческих мыслей и начинаний. Как правило, этот возраст связан с быстрым вхождением в общество и формирует у детей первоначальные представления о себе, природе и обществе, расширяя эмоциональный опыт познания. Разные виды народного творчества, имея общий исток быта, традиции народа, в большей степени, чем другие виды искусства, соответствуют идее комплексного, взаимоиспользования их, что само по себе соответствует природе ребенка, который требует цельности, завершенности во всем.

Рассмотрев проблему ознакомления детей дошкольного возраста с традициями русского народа, мы выявили, что фундаментальные изменения в жизни страны, связанные с реформированием российского общества, значительно обострили социальные проблемы населения, которые в первую очередь затронули его наиболее уязвимую часть — детей. Устаревшие стереотипы поведения, стандарты и ценностные ориентации разрушаются. Молодое поколение находится под давлением постоянно растущего социального стресса. В этой ситуации формирование общечеловеческих ценностей, морали и нравственных принципов происходит стихийно. Уже в дошкольном детстве необходимо заложить в детей внутренние ориентиры, ценности, которые позволят им сформироваться в цельную сильную духовно развитую личность.

Раскрыв содержание и методику ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традициями русского народа в условиях реализации ФГОС ДО, мы выяснили, что основной деятельностью дошкольников является игра. Наиболее излюбленным видом игр является театрализованная игра, особенность которой в том, что со временем дети уже не удовлетворяются только изображением деятельности взрослых, их начинают привлекать игры, вдохновленные литературными произведениями. Все это дает простор для творческого развития детей, создаются условия для творческих решений, ведь каждая предыдущая игра становится ступенькой к следующей. Именно поэтому методическим особенностям педагогического руководства театрализованной игрой в дошкольном возрасте мы посвятили вторую главу нашего исследования, где раскрыли вопросы педагогического руководства в формировании творческой активности детей в театрализованной игре и методические особенности организации театрализованной игры.

Изучив роль игры-драматизации как средства ознакомления детей с традициями русского народа, мы определили, что целесообразно начинать работу в данном направлении именно в старшем дошкольном возрасте .

Педагогам необходимо включать игры драматизации в целенаправленную и последовательную работу, подбирая подходящие методы, приемы и средства, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности детей данного возраста. В старшей группе дети подвижны, что дает возможность проводить игры-драматизации с тематическими праздниками с целью приобщения детей старшего дошкольного возраста к традициям русского народа. Дети на таких праздниках высвобождают много энергии. А еще лучше, если активное участие в таких праздниках принимают родители. Приобщение старших дошкольников к русской народной культуре, к традициям и обычаям русского народа имеет первостепенное значение, так как это выступает не только одной из задач образования, но и является важнейшим фактором духовного объединения. На сегодняшний день в дошкольных образовательных организациях уделяется недостаточно внимания изучению отечественной культуры.

Цель исследования была достигнута, все поставленные перед нами задачи реализованы в полном объеме.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Педагогические аспекты ознакомления дошкольников с традициями русского народа

1.1 Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с традициями русского народа

Традиции (от лат. tradrtio — передача) — элементы социального или культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные нормы и правила поведения, отношение к конкретным моральным и нравственным ценностям, обычаи, обряды.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах [4, с. 27].

«Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступают гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе» [5, с. 6].

В дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит решение вопроса о прогнозировании и реализации потенциала национальных традиций, обычаев; помощь в воспитании у детей интереса к родной культуре [2].

Одним из средств нравственного развития дошкольников являются народные традиции. «Народная традиция — это явление, представляющее собой способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, убеждений, обычаев» [6, с. 8].

Народная традиция принадлежит определенному народу и передает быт, жизнь, обычаи, дух, ум, нрав, направление, свойственные ему. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов [4, с. 66].

Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции.

Воспитание на народных традициях способствует развитию культуры поведения, взаимопонимания, формированию веротерпимости, межнациональной толерантности.

«Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества». Поэтому так важно выработать у современного педагога уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, народные игры, народная игрушка, традиционная кухня [15, с. 9].

Ознакомление детей с традициями русского народа является одной из первостепенных задач современной дошкольной педагогики, поэтому важно сохранять народные традиции, обычаи, ремесла, добиваться того, чтобы дети знали свою культуру и гордились ею.

Современное общество меняется, меняются и его приоритеты. Дошкольный возраст — сенситивный период для формирования навыков и умений, переходящих в фундаментальные навыки, сопровождающие человека на протяжении всей его жизни.

Сегодня происходит гуманизация педагогического процесса, который предусматривает приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям. Источник этого процесса — воспитание ценностного отношения ребенка к самому себе, людям других национальностей и концессий, родному дому, к малой родине, стране, государству [10, с. 63].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы