Курсовая теория на тему Идеология как форма самоопределения и ориентации государств и отдельных индивидов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 2
Идеология в историческом контексте 3
Глава 1. Субъекты и процесс формирования идеологии, её носители, 6
формы проявления и уровни функционирования 6
1.1. Классификация и типологизация идеологий 6
1.2. Современные идеологические 9
концепции и доктрины 9
Глава 2.Понятие государственной идеологии, её элементы (составляющие), уровни и механизмы функционирования. 15
2.1 Элементы и уровни государственной идеологии 15
2.2.Уровень государственной идеологии 21
Глава 3.Идеология самоопределения индивидов 25
Заключение 32
Список литературы 34
Введение:
Как известно, государство является одним из самых активных участников современной общественной жизни. Оно – главный субъект фактически всех социальных процессов: экономического, социального, политического, правового, духовно-идеологического, военного, информационного, экологического и других. Очевидно, что, поскольку государство является участником духовно-идеологического процесса, то правомерно поставить вопрос об их взаимодействии. Тем более что в жизни можно встретить немало словосочетаний, которые употребляются достаточно часто, но значительно реже им дается объяснение. В частности, достаточно часто в обществе речь идет об идеологических процессах в государствах, о его идеологической системе, просто об идеологии государств. Наибольший интерес представляет проблема взаимоотношений государства и идеологии, как специфических феноменов современной общественной жизни. Словом, о тождестве государственной и общенародной идей можно вести речь только в том случае, если в стране работают жесткие механизмы, ставящие чиновников, власть в положение осуществления действий, нацеленных на реализацию интересов народов конкретной страны. Вместе с тем практика свидетельствует, что в жизни каждой страны был или может быть определенный период, когда общенародная идея работает как общегосударственная, так и наоборот. Чаще всего такое состояние наступает в трудные периоды жизни страны (войны, голод, стихийные бедствия и т.д.). Цель настоящего исследования анализ соотношения государства и идеологии. Для достижения цели поставлены следующие задачи: выявление особенностей идеологии государства и индивида. Объект – общественные отношения в сфере регулирования вопросов самоопределения и ориентации государства и отдельных индивидов. Предмет – идеологии государства и индивидов.
Заключение:
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что государство не может существовать без совокупности тех идей, которые являются выражением воли граждан данного государства. Идеология выполняет важнейшую задачу объединения государства, граждан, всех социальных и политических институтов. Можно также сказать, что государственная идеология участвует в формировании полноценного гражданского общества. Государственная идеология является детерминацией приоритетов текущей государственной политики. На современном этапе идеология в государстве реализуется в деятельности политических партий и социальных институтов, социальных групп.
При рассмотрении данной темы внимание было обращено на национальную, классовую, общенародную, общечеловеческую и патриотическую идеи. У последних в современном обществе много общего, но вместе с тем они конкретны, отличаются друг от друга по своим содержанию и функциям. Это важно иметь в виду, анализируя современный идеологический процесс. В основании деятельности государства как политического института обязательно лежит какая-то идеология. Как правило, это идеология господствующих в обществе социальных сил. Государство является средством проведения в жизнь идеологии названных социальных сил. В каждом государстве, как правило, одновременно существуют несколько идеологий. Одна из которых является государственной. Фактически в каждом государстве есть идеологии, находящиеся в отношениях противоречий. Нередко в отношениях острой социальной борьбы. Взаимодействия идеологий с государством меняются в ходе общественного развития. Роль той или иной идеологии может усиливаться или ослабевать в ходе развития социальных процессов. Существование каждого государства, как правило, связано с определенной идеологией. Эффективность функционирования государства в значительной мере зависит от содержания и качества идеологии, реализуемой им в социальном процессе. Жизнь свидетельствует о том, что идеология тем сильнее, чем продуктивнее, активнее ее проводит в жизнь государство. Изменения в государственном устройстве всегда предполагают изменение идеологий, лежащих в основе их существования и развития. Государственная идеология не является некой незыблемой, неизменной величиной. Она изменяется под воздействием процессов, происходящих в общественной жизни, но в рамках своего качества. У государственной идеологии достаточно конкретное социальное назначение. Понять его в полной мере можно, обратив внимание на проблемы социальных интересов и социальных идей, которые существенным образом воздействуют на формирование идеологий. Словом, можно констатировать, что современный идеологический процесс включает в себя всю совокупность национальных, классовых, государственных, патриотических, общенародных и общечеловеческих идей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Субъекты и процесс формирования идеологии, её носители,
формы проявления и уровни функционирования
1.1. Классификация и типологизация идеологий
Идеология является одним из уровней общественного сознания и определяется как система идей, взглядов, ценностей, знаний, чувств, верований о целях развития человека и общества, а также о путях и средствах их достижения. Это позволяет рассматривать идеологию и идеологический процесс как атрибут любого общества, как особый вид политической реальности.
Будучи наиболее важным механизмом саморазвития политики и сознательного переустройства общества, идеология выполняет ряд функций: интегративную; коммуникативную; конструктивно-программную; мотивационно-мобилизующую; оценочно-критическую; познавательно-воспитательную; ценностно-нормативную; легитимную; защитно-эмоциональную; компенсаторную; прогностическую.
Функционирование идеологии как духовного феномена на разных уровнях обеспечивает ее системное воздействие на общество и превращение в ориентационно-мотивационную модель политического поведения.
Возникновение и развитие современного государства, тесно связанное с формированием социальной структуры буржуазного общества, стало важнейшей предпосылкой формирования политических идеологий. Централизованному, светскому государству, появившемуся после периода буржуазных революций Нового времени, нужны были духовные ценности, символы светской веры, которые заменили бы религиозную сверх санкцию государства традиционного общества и способствовали бы интеграции общества в новое единое государственно-политическое целое.
По своему содержанию идеологические процессы могут быть: – прогрессивными и регрессивными; – гуманистическими и человеконенавистническими; – действительными и мнимыми (мифологическими) в зависимости от социально-исторического контекста и отношения большинства общества к базовой идее некой идеологии .
Современное понимание идеологии исходит из того, что социальные конфликты в обществе заставляют человека мыслить идеологически.
И пока люди делятся на социальные слои с различными, подчас не совпадающими интересами, возникают и разные устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. Посредством идеологии, то есть совокупности взаимосвязанных идей, ценностей и представлений определенная социальная группа или общность людей осознает себя, свои потребности, интересы, выражает свое отношение к окружающей социальной действительности, формулирует и оправдывает свои цели, идеалы, обосновывает пути и средства их достижения.
Основанием для классификации политических идеологий может выступать время их возникновения, широта распространения, роль в развитии общества, сфера функционирования. Если политические идеологии подразделять по времени их возникновения, то их классифицируют на традиционные (классические) и современные. К основным классическим идеологиям относятся либерализм, консерватизм и утопический социализм, которые сформировались до XIX в., когда приобрели уже свою окончательную форму. Идеологии, возникшие в середине XIX в. и позднее, относятся к современным идеологиям. Это марксизм, социал-демократизм, анархизм, неолиберализм, неоконсерватизм, национализм, фашизм, технократизм и глобализм, феминизм и пацифизм, религиозный фундаментализм. Цель идеологии, идеологических процессов – это власть над сознанием людей и возможность управлять и манипулировать сознанием как на массовом, так и индивидуальном уровне. В зависимости от этого ее делят на типы: а) идеология социальных групп, слоев (чаще религиозная, политическая, научная); б) идеология государства (нации). Государство всегда будет отстаивать и защищать свою идеологию, именно поэтому всегда были и будут противоречия и конфликты между идеологией государства и идеями, ценностями отдельных граждан. Можно типологизировать идеологию по сферам функционирования, тогда речь будет идти о национальной, государственной, политической, официальной, оппозиционной идеологии. Кроме того, можно классифицировать политические идеологии по их роли в развитии общества на прогрессивные, революционные и консервативные, реакционные или же по их позиции по отношению к социальной действительности на консервативные, реформистские (умеренные) и революционные (радикальные). Консервативные идеологии принимают действительность и отказываются от любых попыток ее изменить. Реформистские – стремятся к умеренным изменениям в общественном порядке, допускают уступки со стороны государственной власти, которые снизили бы размах социальных конфликтов и позволили избежать не контролируемых политической элитой взрывов народного негодования. Радикальные – предполагают революционное, глубокое преобразование всего существующего общественного порядка, что означает построение новой социальной системы, основанной на других принципах легитимности. Праворадикальная идеология проявила себя главным образом в виде неофашистского движения. Леворадикальное течение при всей своей внутренней неоднородности имеет ярко выраженный антиконсервативный и антилиберальный характер. Левый радикализм сегодня все чаще обращается к социалистическим принципам и идеям, подвергая критике транснациональные корпорации, военно-промышленный комплекс, процессы глобализации, требует немедленной революции в пользу обездоленных (троцкизм, маоизм, анархизм, революционный марксизм, альтернативные движения). Проблема идентификации идеологий заключается в том, что сосуществование и взаимодействие идейно-политических течений. Это существенно затрудняет определение признаков идеологий и объясняет противоречивость существующих подходов к исследованию политических идеологий.