Курсовая теория на тему Идеологические политические аспекты деятельности Мао Цзэдуна
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Основные этапы жизни и деятельности Мао Цзэдуна 7
1.1 Мао Цзэдун — историческая личность 7
1.2 Политическая деятельность Мао Цзэдуна с ноября 1965 по октябрь 1976 в истории КНР 10
1.2.1 Выступления студентов и рабочих 13
1.2.2 Школы кадров 20
1.2.3 Прагматические меры и политическая борьба 23
Глава 2. Идеология Коммунистической партии Китая: от революции к реформам 29
2.1 Модернизация и революция Мао Цзэдуна: марксизм, ленинизм, маоизм 29
2.2 Экономические реформы Дэн Сяопин как продолжение и развитие маоизма 32
2.3 Теория «Трех представительств»: «прагматизм» и «многосторонность» в идеологии Цзян Цзэминя 36
2.4 Борьба Ху Цзиньтао против неравенства: мобилизация и единство общества 39
2.5 Сочетание идей революции и реформ в идеологии Си Цзиньпин 43
Заключение 48
Список литературы 52
Введение:
Актуальность темы. Для Коммунистической партии Китая (далее — УПК) важнейшим вопросом является строительство социалистического общества, происходит от Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина, Цзян Цзэминя, Ху Цзиньтао и до нынешнего лидера Си Цзиньпина. За годы «реформ и открытости» («改革 开放», «Gǎigé kāifàng») в результате осуществленных экономических и политических преобразований Китай стал более разнообразным и сложным, ведь, хотя в 1978 г.. на смену революционным идеям пришли экономические реформы, все же дух революции сохраняется. Этот «революционный дух» не только постоянно появляется в новых партийных документах, но и остается важным элементом повседневной жизни людей (многочисленные портреты Мао Цзэдуна, бум индустрии «красного туризма», возрождение революционных песен и т.д.). То есть, в современном Китае «революция» и «реформы» уникальным образом объединены, что является сложным вопросом для политологов, историков и философов, исследующих построение социализма в конкретном национально-культурном контексте («социализм с китайской спецификой», «国 特色社会主»,«Zhōngguó tèsè shèhuìzhǔyì») .
Любое историческое событие состоит, как с положительных, так и из отрицательных моментов. Современное состояние страны состоит из предыдущих политических событий. И «культурная революция» в Китае, по-моему, очень важный момент в истории становления страны, так как в этот период произошли коренные изменения в жизни китайского общества. «Культурная революция» сломала все старые общественные отношения, расчистив место для становления новых.
Но нельзя утверждать, что «культурная революция» понесла за собой только положительные моменты. Не зря многие современные ученые- историки с негативом относятся к событиям «культурной революции» .В любом случае, «культурная революция» захватывает из жизни страны период протяженностью в десять лет, и следовательно, никак не может остаться бесследной. Именно поэтому, эта тема «Идеологические политические аспекты деятельности Мао Цзэдуна» является актуальной.
Предметом настоящей работы являются политические события с ноября 1965 по октябрь 1976 в истории КНР.
Объект исследования — политика и дипломатия Мао Цзэдуна в историческом аспекте.
Предмет исследования — идеология Коммунистической партии Китая: от революции к реформам.
Цель курсовой работы – изучить идеологические политические аспекты деятельности Мао Цзэдун.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть личность Мао Цзэдуна в контексте истории.
2. Исследовать политическую деятельность Мао Цзэдуна с ноября 1965 по октябрь 1976 в истории КНР.
3. Проанализировать процесс модернизации и революции Мао Цзэдуна: марксизм, ленинизм, маоизм.
4. Изучить экономические реформы Дэн Сяопин как продолжение и развитие маоизма.
5. Рассмотреть теорию «Трех представительств»: «прагматизм» и «многосторонность» в идеологии Цзян Цзэминя.
6. Исследовать процесс борьбы Ху Цзиньтао против неравенства: мобилизация и единство общества.
7. Исследовать сочетание идей революции и реформ в идеологии Си Цзиньпин.
Методологические основы исследования. Принцип историзма обусловливается необходимостью рассмотреть явления общественно — политического дискурса в их временной последовательности и закономерной преемственности этапов развития. Не менее важное методологическое значение имеет принцип системно-структурного анализа, предусматривающий рассмотрение концепции как целостной системы, структурные элементы которой неразрывно связаны друг с другом.
В подходе к научному анализу предмета следует придерживаться принципов об объективности, системности, реализованных в следующих методологических приемах: по сравнению — исторический, конкретный и логический анализ.
Анализ литературы. Труды, содержащие глубокий анализ воззрений Мао Цзэдуна, служат хорошей методологической базой для всякого исследования по маоистской проблематике. Среди них можно выделить работы Ф.М. Бурлацкого «Мао Цзэдун: «Наш коронный номер — это война, диктатура…»», Ю.М. Галеновича «Мао Цзэдун вблизи», «Пэн Дэхуай и Мао Цзэдун. Политические лидеры Китая XX века». Также была задействована статья из журнала «Вокруг света» «Мао на войне с культурой», а также статьи и данные в газете «Жэньминь Жибао».
Важнейшими для понимания социально-исторического контекста развития политической доктрины Мао Цзэдуна и его последователей являются труды таких авторов, как А.В. Болятко, Ю.М. Галенович, А.С. Давыдов, А. Девятов, Б.Т. Кулик, В.Н. Шевелев, Р. Блюм, В.А. Джозеф, Дж. Камиллери и др. Представленные в их работах идеи сопоставлялись с идеями, высказанными западными и китайскими исследователями.
Источниковая база. В качестве источников были использованы выступления Мао Цзэдуна на съездах и заседаниях партии, его письма и указания, решения съездов КПК. Монографии различных ученых, посвященных этой проблеме, таких как Шевелев В.Н. «Мао Цзэдун — Великий Кормчий», Желоховцева А. «Культурная революция» вблизи и др.
Период Великой пролетарской культурной революции характеризовался крайней политизацией всех сфер городской жизни, обозначенного беспорядочными выступлениями студентов и рабочих на низших уровнях социальной лестницы и хаосом в партийном руководстве страны.
Решающее влияние на ее проведение сделал председатель КПК Мао Цзэдун для утверждения взглядов своей группировки в руководстве КПК (маоизма) в качестве государственной идеологии и в рамках борьбы с взглядами политической оппозиции. Объективным содержанием «культурной революции» было уничтожение традиционализма и создание конфликта поколений.
Заключение:
Таким образом, культурная революция, задуманная и развязанная Мао Цзэдуном в 1966 г была нацелена на то, чтобы устранить из руководящих органов партии всех несогласных с его политикой, прежде всего, сторонников VIII съезда КПК, навязать партии и народу свою схему развития Китая в духе левацких концепций казарменного коммунизма, ускоренного строительства социализма, отказа от методов экономического стимулирования.
Эти идеи наглядно отражались в призывах промышленности учиться у дацинских нефтяников, в сельском хозяйстве — у дачжайской производственной бригады, всей стране учиться у армии, усиливать подготовку на случай войны и стихийных бедствий.
Постоянно нарушая принципы коллективного руководства в партии, Мао Цзэдун поставил себя к этому времени над ЦК КПК, Политбюро ЦК партии, часто не обсуждал с последними решений, принимаемых им от имени партии. Именно он, в обход партийного руководства страны, развернул культурную революцию и руководил ею.
В ходе «культурной революции» было репрессировано около 5 млн. членов партии и к IX съезду КПК в партии насчитывалось около 17 млн. чел. Во время X съезда 1973 года численность КПК составила уже 28 млн. человек, то есть в 1970-1973 годах в КПК было принято около 10-12 млн. человек. Таким образом, Мао заменил «старых» членов партии, которые были способны хоть на какое-нибудь несогласие, на «новых» — фанатичных последователей культа личности.
Версию о борьбе за власть в государстве можно резюмировать следующим образом: к середине 60-х годов в партии сформировалось недовольство политикой Мао Цзэдуна. Более того, это недовольство основывалось на общем разочаровании от провалов политики «большого скачка», скопившегося в народных массах. В оппозиции, к тому времени, появились и свои негласные лидеры: Лю Шаоци и Дэн Сяопин. Эти лидеры предлагали свои подходы к развитию Китая, во многом более умеренные, чем маоистские.
Их подходы базировались на возвращении элемента частной собственности в экономические отношения и во многом они были схожи с теми, которые после 1978 повели Китай путем быстрого капиталистического развития. Понимая, что может не удержать власть, Мао устраивает чистки в партии, по сути дела, массовый террор, заменяя «старую» партию, в которой состояли люди, способные на несогласие, на «новую», от которой остается лишь одно название КПК и которая состоит из лично преданных Мао выходцев из хунвэйбинов.
Применение классовой теории Мао на практике привело к настоящей «войне всех против всех». Под демагогические по своей природе, расплывчатые определения классовых врагов пролетариата, исходившие от Мао, мог попасть любой человек: от обычного крестьянина до высшего партийного работника. Но хуже всех было носителям традиций: бывшим феодалам, духовенству, интеллигенции и так далее. Власть, отданная в руки масс, превратилась в элементарное безвластие.
Ее захватили те, кто был просто сильнее: банды молодых «бунтарей», которым, в конце концов, позволили действовать фактически безнаказанно.
Культурная и научная деятельность была практически парализована и остановилась. Были закрыты все книжные магазины с запретом на продажу любых книг, кроме одной: цитатник Мао. Цитатник выпускался во многих вариантах оформления: в одном из них обложка цитатника была выполнена из твердой пластмассы, на которой не оставались следы крови. Такими цитатниками были забиты много выдающихся деятелей партии, когда с их губ «выбивали буржуазный яд».
В ходе кампании «деревня окружает города» от 10 до 20 млн. молодых людей с высшим образованием или получавшие такое, насильно отрывались от дома и депортировались в отдаленные села, районы и горы. Их снаряжали практически ничем и отправляли с голыми руками. Судьба большинства из них неизвестна.
«Культурная революция» не была и не может быть революцией или социальным прогрессом, в каком бы то ни было смысле, она была смутой, вызванной сверху по вине руководителя и использованной контрреволюционными группировками, смутой, которая принесла серьезные бедствия партии, государству и всему многонациональному народу.
Возложив ответственность за «культурную революцию» только на Мао Цзэдуна и партийные группировки, объявленные «контрреволюционными», КПК легитимирует свою власть в условиях рыночной экономики КНР.
О результатах «культурной революции» судить сложно.
С одной стороны, Мао Цзэдун достиг тех целей, которые ставил перед собой в ходе революции: ему удалось добиться устранения тех фигур в высшем партийном руководстве, которые делали ему наибольшее противодействие. Лю Шаоци, Пэн Дэхуай, как и сотни тысяч других членов партии, погибли в заключении, Дэн Сяопин, Чэнь Юнь, как и миллионы других, были репрессированы. Всего за годы «культурной революции» репрессиям подверглись около 5 млн. членов партии и многие миллионы беспартийных.
Мао Цзэдуну удалось сокрушить бывший и установить новый политический механизм в стране, который больше соответствовал его представлениям о сути «китайской модели коммунизма».
Экономические результаты Культурной революции удавалось сохранить до 1978 года. В промышленности, сельском хозяйстве и торговле еще существует доля частной собственности; социалистическая общественная собственность еще не стала полностью общенародной.
С другой стороны, стране, которая выдохлась и стала обескровленной, принадлежало зализывать раны и оправляться от десяти лет сплошного кошмара. Ей предстояло построить одну из мощнейших экономик в мире и заполнить магазины Лондона, Сан-Франциско и Москвы товарами с маркой «Сделано в Китае». Китайцы с облегчением устремили взоры туда, куда неизменно направляли их в трудную минуту, — до Золотого века мифических императоров древности, которые правили мудро и справедливо. Конфуций любил приводить этот век в пример живущим.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Основные этапы жизни и деятельности Мао Цзэдуна
1.1 Мао Цзэдун — историческая личность
Мао Цзэдун родился 26 декабря 1893 года в семье богатого крестьянина Мао Чжэншаня в провинции Хунань. В местной начальной школе он получил классическое китайское образование, которое включало введение в философию Конфуция и традиционную литературу.
Исследование было прервано революцией 1911 г. Войска, возглавляемые Сунь Ятсеном, покинули династию Маньчжу Цин. Мао служил в армии в течение шести месяцев, служа офицером связи отряда.
В 1912-1913 гг. По настоянию родственников ему пришлось учиться в бизнес-школе. С 1913 по 1918 гг. Мао жил в административном центре Чанша, где учился в педагогическом колледже. Оставив год (1918-1919) в Пекине, он работал в библиотеке Пекинского университета .
В апреле 1918 года с единомышленниками Мао создал компанию «Новые люди» в Чанша с целью «исследования новых путей и методов преобразования Китая». К 1919 году он приобрел репутацию влиятельного политика. В том же году он впервые познакомился с марксизмом и стал горячим сторонником этого учения. 1920 был насыщен событиями. Мао организовал «Общество культурного чтения для распространения революционных идей», создал коммунистические группы в Чанша и женился на Ян Кайхай, дочери одного из его учителей. В следующем году он стал главным делегатом провинции Хунань на учредительном съезде Коммунистической партии Китая (КПК), который состоялся в Шанхае в июле 1921 года. Вместе с другими членами КПК Мао присоединился к Националистическая партия гоминьдана в 1923 году была даже избрана резервным членом исполкома гоминьдана в 1924 году .