Курсовая теория на тему Идеи права и государства в работах Платона
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1.Теоретические аспекты
изучения идей права и государства в работах Платона. 4
1.1Государство и право. 4
1.2 Проект идеального
государства Платона. 6
Глава 2.Идеи права по Платону. 13
2.1 Платон, правильно и неправильно. 13
2.2 Лучший политический порядок. 17
Заключение. 21
Список используемой литературы.. 23
Введение:
История политических учений занимает важное место не только в
политологии, но и в системе общественных наук в целом, потому что в
политических учениях находят свое выражение социально-экономические интересы
различных классов и социальных групп. А поскольку эти интересы нуждаются в
защите со стороны политической власти, то эта нужда и побуждает как
господствующие классы, так и угнетаемых разрабатывать и обосновывать свои
теории.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что форма государства не
является раз и навсегда установленной, она постоянно меняется и развивается.
Также постоянно меняется и развивается и представление о ней. Современная
юридическая наука опирается на фундамент юридической мысли предшествующих эпох.
Поэтому чтобы понять сущность данной проблемы, необходимо обратиться к генезису
понятия типологии формы государства в юридической мысли разных времен и
народов.
Древняя Греция — является вершиной развития юридической и политической
мысли древнего мира: именно здесь зародилась наука о политике, фундаментальные
знания о государстве и различные типологии ее форм. Платон — центральная фигура
классического периода Древней Греции, который своей научной работой по
разнообразным проблемам, в том числе и по проблеме государства и типологии ее
форм, подняли Грецию в эпоху древнего мира на самый высокий уровень развития,
достижения которых не теряют своей актуальности и сегодня.
Общая картина разновидностей типологии форм государства Платона, имела
следующий вид: лучшая — аристократия и монархия. Идеальном (аристократическом)
государственному строю Платон противопоставляет четыре других, размещая их в
порядке прогрессирующей порчи государственности: тимократия, олигархия,
демократия и тирания. Рассматривая весь этот цикл деградации, Платон создает
цельную динамическую картину политической жизни и изменения его форм [6].
Отклонение проявляются в дуализме форм: царская власть — тирания;
аристократии — олигархия; полития — демократия. Ни одна из этих форм
государственного устройства не имеет целью общих интересов [1, с. 75].
Цель исследования: изучить идеи права и государства в работах Платона.
Задачи исследования:
1. Изучить общее понятие
государства и права по Платону.
2.Рассмотреть проект идеального государства Платона.
3.Проанализировать политический порядок Платона.
Предмет исследования: Идеи права и государства в работах Платона
Объект исследования: процесс развития права и государства в работах
Платона.
Методы исследования. Основным
методологическим принципом данного исследования является принцип историзма,
позволяет разграничить события прошлого и настоящего. Историко-критический метод позволил выяснить
степень независимости Платона в выборе своих источников и их применении. Сравнительно-исторический метод помогает
оценить вклад Платона в разработку концепции о гражданине, правителя и
совершенную форму правления.
Методология исследования: Все источники, касающиеся данной темы можно
условно разделить на четыре группы: труды древних греков, которые стали источниками
для Платона в написании работ, связанных с политическими вопросами; работы
Платона; работы его современников-римлян и работы античных авторов более
позднего времени, в которых упоминается о творчестве Платона.
Заключение:
Величайшее достижение Платона можно увидеть, во-первых, в том, что он,
выступая против софистов, предложил упадочным Афинам, утратившим веру в свою
старую религию, традиции и обычаи, средство, с помощью которого можно было восстановить
цивилизацию и здоровье города: восстановление порядка как в полисе, так и в
душе.
Лучший, рациональный и праведный политический порядок ведет к
гармоничному единству общества и позволяет всем частям города стремиться к
счастью, но не за счет других. Критика демократии Платоном может считаться
современными читателями неприменимой к сегодняшней либеральной демократии.
Либеральные демократии основаны не только на соображениях свободы и равенства,
но также включают другие элементы, такие как верховенство закона,
многопартийность, периодические выборы и профессиональная государственная
служба. Организованная по принципу разделения властей, сегодняшняя западная
демократия больше похожа на пересмотренную версию смешанного правительства с
определенной степенью умеренности и компетентности, чем на крайне нестабильную
и неконтролируемую афинскую демократию четвертого и пятого веков до нашей эры,
в которой все правительственные политика напрямую определялась часто
меняющимися настроениями людей. Однако, что все еще кажется актуальным в
политической философии Платона, так это то, что он напоминает нам о моральном и
духовном измерении политической жизни. Он считает, что добродетель — это кровь
любого хорошего общества.
Движимые крайними амбициями, афиняне, подобно мифологическим атлантам,
описанным в диалоге «Критий», заразились «злым желанием и гордостью власти»
(121b). Подобно пьяному Алкивиаду с Симпозиума, который обменял «бронзу на
золото» и таким образом доказал, что он не понимал учения Сократа, они выбрали
«подобие красоты», сияющую видимость силы и материального богатства, а не «вещь
сама по себе», бытие совершенства. «Для видимого глаза они теперь стали
казаться нечистыми, потому что теряли прекраснейший цвет своего драгоценного
сокровища, но тем, кто не мог видеть по-настоящему счастливую жизнь, они
казались прекрасными и благословенными». Они теряли свои добродетельные души,
свои добродетели, благодаря которым они могли доказать, что достойны сохранения
как великий народ.
Измученные эгоистичными страстями жадности и зависти, они утратили
свое представление о правильном порядке. Их доброжелательность, желание творить
добро прекратились. «Человек и город подобны», — утверждает Платон («
Республика, 577г). Люди без души пустые. Города без добродетели прогнили. Для
тех, кто не видит ясно, они могут выглядеть великолепно, но то, что кажется
ярким, — это только внешний вид. Платон утверждает, что для того, чтобы ясно
увидеть видимое, политический мир, нужно сначала постичь то, что невидимо, но
постижимо, — душу. Он утверждает, что люди — бессмертные души, а не просто
независимые переменные. Они часто эгоистичны, но божественный элемент в них
делает их больше, чем просто животными.
Достижения Платона как политического философа можно увидеть в том, что
он считал, что может существовать совокупность знаний, достижение которых
позволит решить политические проблемы, такие как фракционность и моральное
разложение, которые могут привести город к упадку. Доктрина гармонии интересов,
справедливости как основы наилучшего политического порядка, смешанная
конституция, верховенство закона, различие между хорошими и отклоненными
формами правления, практическая мудрость как качество хорошего руководства и
важность добродетель и трансцендентность для политики — это политические идеи,
которые по праву могут быть связаны с Платоном. Они оказали глубокое влияние на
последующих политических мыслителей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения идей права и
государства в работах Платона
1.1Государство и право В области политической философии, трудами "Государство",
"Закон" прославился Платон (427-347 гг. до н. э.). Он утверждал, что
потребность в государстве и законах возникает из-за того, что большинство людей
одними усилиями не могут приблизиться к совершенствованию. Государство
основывается на разделении труда между разрядами свободных граждан,
обеспечивающей лучшее, самое полезное для общества (главным образом для
рабовладельцев) выполнение каждым разрядом его специальной деятельности [3].
В учении о разделении граждан на разряды в совершенном государстве
Платон руководствовался особой классификации частей души. Разумной части души
должен соответствовать разряд правителей философов; аффективной части души, что
движет страстью, — разряд воинов, воспитанных в дисциплине, необходимой для
защиты государства от народных восстаний внутри и от нападения извне;
вожделенной части души — разряд ремесленников, обученных совершенстве выполнять
свое ремесло. Каждый разряд должен ограничиваться выполнением своих
обязанностей и воздерживаться от вмешательства в функции других разрядов.
Частная собственность и семья представлялись Платону источником
противоположных интересов, которые поддерживали единство общества, поэтому в
своем проекте идеального государства Платон развил план общежития, основанного
на ликвидации для правителей и воинов частной собственности, а также учение об
общности женщин и о государственном воспитания детей. К отрицанию частной собственности
и к вопросу о распределении продуктов Платон подходил с точки зрения интересов
класса эксплуататоров.
Идеальное государство трактуется Платоном в труде «Государство» как
максимально возможное воплощение идей мира в земной общественно-политической
жизни — в полисе. Идеальное государство, как правление лучших и благородных —
аристократическое государственное образование. Этому лучшему типу управления
Платон противопоставляет четыре других — тимократию, олигархию, демократию,
тиранию.