Курсовая теория на тему «Идеальное домохозяйство по Домострою» (Сильвестра)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. «Домострой» Сильвестра как исторический памятник. 7
1.1 Биография Сильвестра как автора «Домостроя». 7
1.2 «Домострой» как исторический документ. 11
Глава 2. Роль и значение «Домостроя» как пособия по
созданию идеального домохозяйства. 15
2.1 Основные идеи «Домостроя». 15
2.2 Значение «Домостроя» для создания идеального
домохозяйства. 20
Заключение. 26
Список литературы.. 27
Введение:
К настоящему времени
целым рядом исследований установлено уникальное место XVI столетия в истории
России – именно в эту эпоху сформировались многие устойчивые особенности
политического, экономического и культурного уклада Русского централизованного
государства, влияние которых в трансформированном виде ощущается до сих пор.
Однако не все аспекты изменений русского общества этого времени одинаково
хорошо изучены. Во-первых, этому мешает относительная скудость сохранившихся
источников, вследствие чего некоторые сюжеты кажется затруднительным осветить с
достаточной репрезентативностью; во-вторых, некоторые из данных аспектов стали
предметом пристального изучения отечественных историков лишь сравнительно
недавно. На наш взгляд, несмотря на имеющиеся объективные трудности, задача
детального исследования всех аспектов социокультурных трансформаций русского
общества XVI в. продолжает оставаться актуальной.
Как известно, быстрая
военно-политическая централизация Русского государства во второй половине XV в.
стала одним из главных определяющих факторов глубокой перестройки его
экономики, общественных отношений и культуры. Не стала исключением и сфера
семейной жизни. Именно в XVI в. даже в наиболее консервативной, крестьянской,
среде, по мнению исследователей исторической демографии, господствующим типом
семьи становится малая (в основе которой лежит брачная пара и её прямое
потомство).
Это не значит, конечно,
что такой тип семьи не был известен ранее, но именно теперь, с ослаблением
родовых связей, он становится доминирующим. Не случайно идеальная семья,
обрисованная в знаменитом «Домострое» редакции Сильвестра, – также семья малая,
возглавляемая патриархальным «государем дома». Как государство, так и церковь
были заинтересованы в утверждении на микроуровне подобной «вертикали власти»,
как бы воспроизводившей в миниатюре формирующееся российское самодержавие.
Глава семейства становился главным проводником духовного и идеологического
контроля над её членами; кроме того, эрозия разветвлённой системы родовых
связей обеспечивала известное равенство всех членов общества в подчинении
власти, укрепляя последнюю.
В своей основе
«Домострой» и изложенные в нем принципы отражают неразрывное единение-слияние
духовной и светской жизни, основополагающие устои не просто быта, а соборного
единения и бытия, базирующиеся на подходах созидательного хозяйствования и
нравственности, освященных самим духом православия. В «Домострое» нашли
отражение основные принципы экономического-культурного-духовного уклада
православной общины, домохозяйства и семьи. Важно отметить, что большая часть
наставлений, советов, поучений «Домостроя» содержит рекомендации по ведению
домашнего хозяйства (многие из которых выглядят вполне актуальными и не
потеряли своего значения сегодня).
Обзор источников. В
работе был использован основной источник – «Домострой» Сильвестра, который
представляет собой рукописный свод житейских законов, написанный в XVI веке, в
нем определен порядок, касающийся семейно-бытовых отношений, сборник как
своеобразная энциклопедия русского быта. Также в работе упоминается «Вопрошание
Кирика», где прописаны сведения о быте новгородцев и вопросы повседневной
деятельности священников. Была использована также работа А. М. Курбского, его
воспоминания, так как Андрей Михайлович Курбский происходил из княжеского рода.
Входил в названную им «Избранной радой» группу единомышленников и помощников
Ивана IV Грозного, проводившую структурные реформы, направленные на укрепление
самодержавной власти царя.
Обзор литературы. В
работе были использованы научные труды таких исследователей, как: Д. Н. Альшиц,
его книга посвящена проблемам истории допетровской Руси, а также вопросам
источниковедения. Героями книги выступают как исторические личности, так и
многие выдающиеся русские ученые; А. Н. Гробовский, который рассматривал
взаимоотношения между Иваном Грозным и Сильвестром; А. Е. Иванов в своей работе
раскрывает идеи народной педагогики, содержащиеся в новгородских фольклорных
источниках, в том числе и в «Домострое», он показал их историко-культурную
специфику, а также теоретическое и прикладное значение в контексте проблем
современного образования. Историк Н. М. Карамзин в своем многотомном труде «История
государства Российского» рассматривал данный исторический период, показав в том
числе и работу «Избранной Рады», куда входил Сильвестр. В. М. Пилипов предлагает
свои размышления об одном из выдающихся произведений русской литературы XVI
века, бывшего основным сводом нравственных норм и правил многих поколений
российского православного общества. «Святая Русь. Русский образ жизни: большая
энциклопедия русского народа» – свод энциклопедических сведений о русском
образе жизни с древнейших времен до XX века. Быт, жилище, одежда, обычаи,
понятия и традиции русского народа, создавшего одну из величайших духовных
цивилизаций мировой истории. В энциклопедии систематизированы более 200
этнографических источников, использованы материалы о народной жизни, собранные
лучшими русскими этнографами и знатоками народного быта. В. В. Шапошник в своей
книге, посвященной истории церковно-государственных отношений в России в период
правления Ивана Грозного, рассматривает проблемы, связанные с участием видных
церковных деятелей в событиях политической истории и отношениями государства и
Церкви в экономической сфере, также много внимания уделено идеологическому
влиянию различных представителей духовенства на общество.
Цель работы: рассмотреть
идеальное домохозяйство по «Домострою» Сильвестра.
Задачи работы:
– рассмотреть биографию
Сильвестра как автора «Домостроя»;
– охарактеризовать
«Домострой» как исторический документ;
– проанализировать
основные идеи «Домостроя»;
– проанализировать
значение «Домостроя» для создания идеального домохозяйства.
Заключение:
Для государства, даже не
имеющего идеологии, семья стала социальным институтом, который воспитывает
производственные ресурсы, социализируя и воспитывая участников
социально-экономических процессов. Без качественно подготовленного «продукта
семейного производства» государство не может полноценно развиваться и
бесперебойно функционировать. На первый взгляд, семья независима от государства
и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее внутренней жизни. Но
государство оставляет за собой право решать, с кем из родителей будут проживать
дети при разводе или о них будет заботиться само государство, а также решать
вопросы, кто и кому должен после бракоразводного процесса.
Независимость семьи
находится в рамках юридического контроля, общество играет второстепенную роль и
тоже управляется государством. В этой системе правовых отношений необходимо
найти место духовно-нравственному воспитанию с его живыми культурными истоками
межчеловеческих ценностей и высших духовных отношений. Современные семья и
общество подчинены государству и регламентируются исключительно правовыми
нормами без нравственной составляющей. Возвращение нравственного воспитания с
опорой на многовековые ценности российского общества является одним из самых
действенных способов сохранения семьи.
Внутрисемейная модель
поведения в России с древних времен до революции 1917 г. опиралась на
христианскую систему ценностей и была основана на уважительном отношении к
женщине. Мужчина играл роль управителя семьи, преобразователя на
общественно-государственном уровне, принимающего на себя ответственность за других;
женщина – активной и деятельной помощницы мужчины, советчицы, хозяйки дома,
хранительницы традиций, в чрезвычайных обстоятельствах принимающей на себя
мужские права и обязанности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. «Домострой» Сильвестра как исторический памятник 1.1 Биография Сильвестра как автора «Домостроя» Сильвестр (конец XV в. – ок. 1565) – церковный,
политический и литературный деятель XVI в., протопоп Благовещенского собора Московского
Кремля, один из членов и руководителей Избранной рады, ближайший советник царя
Ивана Грозного. Сильвестр является автором 64-главы Домостроя (т.н. Малый
Домострой). Ряд исследователей также считают его автором окончательной редакции
Домостроя. Автор жития св. княгини Ольги, собирал рукописные книги,
покровительствовал иконописцам и другим деятелям искусства.
Происхождение неизвестно;
первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541 г., когда он будто
бы ходатайствовал об освобождении князя Владимира Андреевича; но это известие
не подтверждается показаниями других источников, и появление Сильвестра в
Москве с большим основанием можно отнести к промежутку времени между 1543 и
1547 гг.: он или был вызван из Новгорода митрополитом Макарием, знавшим его как
человека книжного и благочестивого, или же прибыл в Москву вместе с
митрополитом.
Протопоп Сильвестр был
учителем и духовником молодого царя Ивана IV (Грозного). Для обучения царя, а
вместе с ним и собственного сына Анфима, наилучшим способам ведения хозяйства,
о. Сильвестром был взят уже несколько веков ходивший в народе текст «Домостроя»,
первоначально сложивший на родине батюшки, в Новгороде, и значительно расширен
и улучшен его состав за счет добавления наставления сыну, указа свадебному
чину, личных воспоминаний, в изобилии рассыпанных по главам народных поговорок.
Как предполагают, сам
Сильвестр родился между 1500 и 1510 годами, вышел он из зажиточных торговых и
ремесленных кругов Великого Новгорода, с которыми поначалу и думал связать свою
судьбу. Там же, в Новгороде, Сильвестр был рукоположен в священнический сан.
Сильвестр еще на родине занимался подготовкой квалифицированных иконников,
каллиграфов, певчих и других мастеровых, о чем он сам рассказывает в послании
сыну. Первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541 г., когда
благодаря его ходатайству были освобождены князь Владимир Андреевич Старицкий с
матерью.