Курсовая теория на тему Художественный костюм Рязанской области
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования 6
1.1. Народный костюм – своеобразное отражение исторической памяти народа 6
1.2. Сходство и типовое сходство народных костюмов 15
Глава 2. Характеристика рязанского народного костюма 22
2.1. Особенности рязанского народного костюма 22
2.2. Народная вышивка, кружево в рязанском костюме 29
Заключение 42
Список использованной литературы 43
Приложение 45
Введение:
Искусство народного костюма составляет существенную часть национальной художественной культуры, ее традиционного наследия и современного художественного творчества. Рязанский народный костюм конца XIX — начала XX веков, наделенный ярким художественным своеобразием, особой архаичностью компонентов и декора, богатым духовным содержанием, явленным в его отточенной веками художественной форме, нуждается во всестороннем изучении.
Актуальность исследования:
— быстрые темпы развития мира все больше удаляют нас от наших истоков;
— мы не знаем традиций наших предков, их быта;
— решив изучить историю костюмов одежды жителей нашей области, я надеюсь глубже узнать историю нашего края, традиции, найти связь поколений.
Рязанская земля – один из старейших центров народного искусства России. Керамика, ткачество, вышивка и кружево, отличающиеся ярко выраженными самобытными чертами, известны далеко за пределами Рязани и стали предметом коллекционирования еще на рубеже XIХ — XX веков.
Собрание народного искусства в Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина сформировалось в основном в 1960-1980-е годы в результате экспедиций по области. В этот период были собраны образцы народного костюма – сложного художественного ансамбля, включавшего узорное ткачество, вышивку, кружево. Сотрудники музея не ставили задачей полное отражение в коллекции всех вариантов костюма того или иного района, подбирая наиболее художественно выразительные элементы.
В согласии и взаимопонимании здесь живут представители множества народов, и каждая народность имеет свои традиции и культуру. Все эти народы появились под влиянием различных обстоятельств. Массу населения всех городов и уездов стали составлять русские, немецкие колонисты, украинцы, мордва, татары, чуваши, башкиры, казахи. Несмотря на то, что рязанский костюм давно признан самобытным явлением национальной художественной культуры, отдельные экземпляры представляют наиболее ценную часть фондов отечественных музеев, в его изучении осталось еще немало обширных лакун. К кругу наименее исследованных проблем относится искусство орнаментации рязанского народного костюма, во многом определившее региональную художественную специфику рязанского костюма. Кроме того, в настоящее время во многих регионах наблюдается вновь пробуждающийся интерес к вопросам определения самобытности, развития традиционной культуры и особенно поиску форм ее интерпретации. Для Рязанского края это имеет особое значение. Занимавший всегда ключевое положение в южнорусском пространстве, он до сих пор сохраняет статус крупнейшего центра национальной культуры, где среди различных видов народного творчества, продолжает существовать также искусство костюма, являющееся одним из самых ярких и знаковых художественных явлений в регионе.
Данная работа представляет собой описание костюмов народов, населяющих Рязанскую область.
Цель: исследование особенностей национального костюма Рязанской области.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
— определить особенности национального костюма
— выявить особенности народного костюма рязанской области.
— познакомиться с комплексами одежды народов Рязанской области.
Рязанский костюм как гармонично сложившийся ансамбль и уникальное художественное явление рассматривается в книге М.Н.Мерцаловой «Поэзия народного костюма». Искусство рязанского костюма также представлено в публикациях по русскому костюму альбомного типа, составленных И.И.Молотовой и Н.И.Сосниной, Л.В.Ефимовой и Р.М.Белогорской, Н.И.Молотовой и И.И.Шангиной.
Восполнением пробелов в изучении достоинств конструктивных решений, влияющих на художественно-пластический облик народных костюмов, является монография Ф.М.Пармона.
К числу работ по народной рязанской культуре, вышедших в последнее время, относится публикация О.М.Сахаровой, в которой автор рассматривает разнообразие рязанского геометрического орнамента в вышивке, но при этом не раскрывает проблему его развития и соотношения с формами костюма.
Тема данного исследования непосредственно связана с народным орнаментом. Это вызвало необходимость ознакомиться с трудами, в которых затрагивается круг теоретических вопросов, связанных со спецификой традиционного орнаментального декора.
Существенную роль сыграли работы В.В.Стасова, Ф.И.Буслаева, в которых рассматривается историческая проблематика орнамента. Оба ученых, объясняя происхождение архаических мотивов, не без основания приписывали им заимствования из финно-угорских и восточных орнаментов, что побудило автора диссертации развить эту тему, но с позиции стилистических особенностей. Важными для исследования являются труды В.С.Воронова, В.М.Василенко, заложившие базу в изучении художественной стилистики народного орнамента, а также работы М.А.Некрасовой, Т.М.Разиной, выявившие новые аспекты образного языка народного узорочья. В числе значимых работ следует отметить публикации И.Я.Богуславской, раскрывающие художественное своеобразие и архаические черты южнорусского геометрического орнамента.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение:
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
Национальный костюм – это бесценное достояние культуры народа, накопленное веками. Костюм каждого народа не является чем-то неизменным. Он развивается с учётом климата, географии и общественно-экономических условий. Кроме того, национальный костюм является неотъемлемым атрибутом народных обрядов, способствует сохранению традиций.
Погрузившись в истоки культуры народов Рязанской области, ощущаем необходимость взаимоуважения и веротерпимости в отношениях между соседями, к исконным традициям представителей других национальностей.
Россия – страна многонациональная, а потому вопросы мирного сосуществования людей, принадлежащих к различным конфессиям, всегда актуальны. Главное, что надо понимать: наша сила – в единстве.
Для создания наряда в русском стиле не обязательно одеваться в национальную одежду. Достаточно будет включить в образ несколько характерных элементов. Это может быть разнообразная вышивка на рукавах, по центру блузы или по краю подола юбки, просторная косоворотка с отделкой ворота, платье или сарафан с русским мотивами на ткани, использование пуговиц.
Для такого стиля подойдут натуральные материалы (хлопок, лен, шерсть) естественных оттенков, кружева, атлас, сатин или бархат. Крой одежды свободный, не сковывающий движений с использованием широких поясов. Характерными моделями для русского стиля являются русский сарафан, широкие длинные юбки, жилеты, жакеты с меховой опушкой, шубы из различного меха (соболь, куница, горностай) с добавлением в качестве украшения атласа или бархата.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования
1.1. Народный костюм – своеобразное отражение исторической памяти народа
Народный костюм – это своеобразное отражение исторической памяти народа, своего рода культурный код. По традиционному наряду можно безошибочно определить, из какой местности приехал человек. На Саратовщине сложились несколько комплексов народных костюмов. Они разделялись в зависимости от территории, на которой были распространены, а также возраста, национальности, социального статуса людей, носивших их. Несомненно, художественный облик каждого костюма индивидуален, и в то же время опирается на веками сложившиеся традиции [2,с.43].
У всех народов мира имеется свой национальный костюм. Русская традиционная одежда начала формироваться в V веке на основе элементов костюма древних русов — жителей Восточной Европы, общих предков славянских народов. Убранство русичей отличалось своеобразием, имело свои особенности и соответствовало образу жизни народа-земледельца.
Традиционный костюм, распространенный на обширной территории России, достаточно разнообразен, особенно женский. Каждый регион имел свои характерные элементы в одежде, присущие только этой губернии. Одежда пожилой женщины отличалась от платья девушки, в будние дни носили одно одеяние, в праздничные — совсем другие наряды.
Можно было выделить четыре комплекта женского наряда: с паневой, сарафаном, юбкой-андараком, кубельком. Панева — наиболее старинный элемент женской одежды, комплект с паневой сформировался в VI−VII веках и включал в себя рубаху, передник, нагрудник, головной убор — кичку, лапти, распространен был во многих губерниях средней полосы и юга России.
С сарафанами носили рубахи, душегреи, кокошники и кожаную обувь. В такую одежду наряжались женщины Алтая, Урала, в Поволжье, Сибири, на севере европейской части России. Расцвет этого костюма пришелся на XV−XVII века.
Казачки Северного Кавказа и Дона носили платье-кубелек, с ним одевали рубаху с широкими рукавами и длинные штаны. Одежда мужчин на всем пространстве Руси была однообразной и состояла из рубахи-косоворотки, нешироких штанов, лаптей или кожаной обуви, шапки.
Прежде чем перейти к описанию национальных костюмов, необходимо отметить, что костюмы, бытовавшие в нашей губернии, обладали ярко выраженными местными чертами. Они проявлялись в манере ношения костюма, в количестве входивших в его состав предметов, в цветовой гамме, покрое, характере украшений [8,с.54].
Условия исторического развития определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. С ХVІІІ века север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров и поэтому сохранил целостность народного быта. Именно поэтому в русском костюме северных народов национальные черты имеют глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний.
Южный русский костюм гораздо более разнообразен по формам одежды. Частые переселения жителей из-за набегов кочевников, а позже влияние соседних народов Рязанской области обусловило частую смену форм одежды и многообразие её видов.
Большую роль в развитии и становлении русского народного костюма заложило крестьянство, как социальная группа с присущей ей особенностями быта и воззрений. Декорации используемые в русском костюме несут в себе обозначенную функциональную направленность с учетом религиозных убеждений. Так нижние слои одежды, непосредственно прилегающей к телу, украшались орнаментом на наиболее важных местах (на пазухе, вороте, подоле), выполняя роль оберега от «нечистой силы ».