Русский танец Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Хороводы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОРОВОДА.. 7

1.1 История и традиции. 7

1.2 Круговой танец — культурная
основа народов России. 13

2. ХОРОВОД КАК САКРАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ
СЛАВЯН.. 17

2.1 Основные фигуры в хороводе. 17

2.2 Виды хоровода. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 28

 

  

Введение:

 

 

Актуальность исследования до того как возникла письменность, народ создавал
свою культуру – танцы, песни, сказания, пользуясь знаками, орнаментами, различными
образами, которые отражали восприятие космогонических законов, ощущение места обитания,
восприятие энергии природы и сил. Посредством этих внешних форм он рассказывал о
своей жизни, своей вере, обычаях, своем представлении о мире, – словом, обо всем,
что окружало человека, что он нес в себе и что называют «национальным космосом»
.

Мало
кто теперь осознает, что танцы и пение в далеком прошлом являлись важнейшими атрибутами
магических обрядов, были зримым, реальным воплощением связи с тотемами и энергией
Земли и космоса. Народный танец – в своем первородном виде – культовое и обрядовое
явление, инструмент магии – представлял собой реализацию народного искусства, в
котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино.

И
пусть одни детали танцев, сменяя другие, исчезали из быта, одни боги вытесняли других,
исчезали из сознания, но не пропадали вибрации восприятия с ними связанные, пусть
и сильно преображенные. Таким образом, мы сталкиваемся с «записью», растянутой во
времени и вобравшей в себя множество символов, наслоившихся один на другой, но имеющих
обязательное отношение к народной памяти.

Народное
сознание — это сознание магическое. Человек, жертвуя и совершая определенные ритуалы,
свадебные и даже погребальные песни, исполнял всегда некий магический заговор. Этому
сознанию свойственна мысль, что «боги подчиняются заклинаниям», то есть через бога
можно было влиять на ход жизни, природу, быт и бытие. Человек верил, что, участвуя
в магических обрядах, он участвует в управлении миром и природой. И в отличие от
религиозного сознания, где человек безответственен, в магическом мире он – ответчик.

Таким
образом, все формы народной культуры образуют своеобразный архив, в котором тщательно
и навечно зафиксирован и народный пантеон, и обряд, и ритуал, и представление о
добре и зле, а также представление о мире, природе, вселенной, человеке — всем том,
что образует вселенную конкретного рода или народа.

Основная обрядность славян-земледельцев была направлена на
то, чтобы воздействовать на божества неба, земли и воды для получения хорошего урожая.
До нас дошло большое количество древних святилищ, где в урочное время производились
торжественные обряды, далекими отголосками которых являются хороводы и детские игры,
дошедшие до наших дней. Святилища под открытым небом нередко были круглыми, состоящими
из двух концентрических валов, по окружности которых разводились костры. Во внутреннем
кругу ставились идолы, обычно деревянные; здесь горел жертвенник и приносились жертвы
богам, иногда даже человеческие. Это место называлось «капищем». Внешний круг предназначался
для потребления людьми жертвенной ритуальной пищи и назывался «требищем». Круглая
форма святилищ определила их название — «хоромы» (от «хоро»- круг), а в ином произношении
— «храмы».

Хороводы водились во всякое время года, даже зимой (в избах),
но более всего весной и летом. Весной, с Красной Горки, начинались весенние хороводы.
Название это дано празднику потому, что хороводы происходили на холме, или возвышенности,
освещаемой красным солнцем, раньше освободившейся от снега и покрывшейся молодой
травой. Затем следовали Русалочьи хороводы в праздник Семик.

Основным летним языческим праздником был праздник летнего
солнцестояния, когда солнце достигает высшей степени напряжения своих сил, когда
его постепенно развивающаяся любовь к матери-сырой-земле, завершается браком и оно
придает воде, растениям особые чудесные целительные свойства. В ночь на 24 июня
водят хоровод вокруг двух чучел — одно из них изображает женщину, называемую Купалой,
Мариной, Мареной, а другое, изображающее мужчину, называется Ярилой, Костромой,
Кострубонькой.

В жатвенные праздники хороводы водят вокруг «снопа-деда» и
колосяных венков, которые, как считается, обладают целебными свойствами: ими кормят
заболевшую скотину, их примешивают к зернам для посева.

Русский народный танец – это
отражение быта и культуры нашей страны. К сожалению, с годами настоящие знания о
хороводах уходят из памяти народа. Поэтому особенно важно возрождать народные традиции,
на основе изучения их истории, в том числе хороводов. Вопросы истории развития форм
русской народной хореографии поднимали в своих работах Я. Глебов, К. Голейзовский,
Н. М. Бочинская. Многие балетмейстеры создавали сценические варианты хоровода, например,
русский советский балетмейстер, создатель и художественный руководитель государственного
академического хореографического ансамбля «Берёзка» – Надежда Надеждина.

Цель
данного исследования
состоит в том, чтобы дать характеристику смыслового
содержания хоровода, как формы русской народной хореографии.

Объект исследования: танец хоровод.

Предмет исследования: история развития хоровода в России.

Были поставлены следующие задачи:

1. Изучить
историю и традиции хоровода;

2. Рассмотреть
круговой танец как культурную основу народов России;

3. Изучить
основные фигуры в хороводе;

4. Проанализировать
виды хоровода.

Научная
новизна исследования
заключается в том, что: дана характеристика
смыслового содержания хоровода, как формы русской народной хореографии.

Проблема
исследования
, заключается в том, что на современном этапе
смысловое содержание хоровода, уходит на задний план, его перестают использовать
в хореографических постановках, он прекращает своё существование в концертной деятельности,
многолетний опыт наших предшественников, сохраняется лишь в теоретико-методологических
источниках и постепенно исчезает из практики.

Первоначально русская народная
хореография развивалась подобно имитации движений, характерных для зверей и птиц.
Позднее она стала отражать жесты, символизирующие трудовые процессы. Важную роль
в развитии танца сыграли: ритуальные мистерии, церемониальные, религиозные и этнические
обряды. В языческие времена хороводы имели культово-обрядовое значение, но постепенно
утратив его, хоровод становится русским бытовым танцем календарно-земледельческой
обрядности. Отличительными особенностями хоровода являются: стилистика исполнения,
подача, музыка, костюмы, исполнение и настроение.

При рассмотрении хоровода,
как формы русской народной хореографии был сделан следующий вывод: это массовое
народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно и органично
связаны с песней. В языческие времена хороводы имели культово-обрядовое значение,
но постепенно утратив его, хороводы становятся русскими бытовыми танцами, подчинёнными
календарно-земледельческой обрядности. Со временем танец отходит от календарного
цикла, и становятся украшением различных праздников русского народа. Значение русских
народных танцев обусловлено потребностью людей в отдыхе, развлечений, они направлены
познание, обучение, развитие духовных и физических сил.

Структура
работы
. Работа состоит из введения, двух глав теоретического
анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 30 страниц. Количество
литературных источников – 18.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Хороводы изначально были подчинены календарно-земледельческому циклу, где каждый
сезон был отмечен своим действом. Хороводы весеннего цикла, делились на: «Мартовские»,
«Радуницкие», «Георгиевские», «Никольские» и «Троицкие». К летнему циклу относились:
«Всехсвятские», «Купальские», «Петровские», «Пятницкие», «Успенские» хороводы. К
осенним хороводам относятся «Семенинские», «Капустинские», «Покровские». С декабря
начинались зимние затеи, почти такие же бурные, как и летние в период Купалы, но
только более разгульные. Была выделена содержательная основа хороводов, которая
зависела от таких факторов как, погода, местность исполнения, политическая и духовная
власть. Но самое большое значение имеет связь хоровода с календарным циклом. Мы
можем заметить, что трудовые танцы исполнялись больше осенью, летом и весной, а
развлекательные и праздничные зимой. Это обуславливается тем, что зимой люди чаше
находились дома и могли проводить больше времени с семьёй, а в остальные циклы людям
приходилось работать на полях, что и объясняет трудовое значение хороводов.Хоровод
имеет два вида: орнаментальный и игровой. В орнаментальном хороводе в основном ходили
кругом, создавая различные фигуры, согласуя свой шаг с ритмом песни. Игровые хороводы
– это театрализованное действо с сюжетом и главными героями. Хороводы рассказывали
и показывали, как трудится человек, как живет матушка-природа, как ведут себя люди
в разных сложившихся ситуациях, какие взаимоотношения связывают их родственников,
и многое другое. Именно участвуя в хороводе, человек, узнавал о повадках некоторых
животных и птиц, как пашут и сеют хлеб, как выращивают лен.

Была дана характеристика смыслового содержания хоровода, как формы русской народной
хореографии, на основе чего был сделан вывод, что хоровод явление уникальное, неповторимость
танца в том, что он содержит глубокие смыслы и мудрость многих поколений. Календарные
праздники были отдыхом, эмоциональной разгрузкой, и итогами прожитого отрезка времени
с подготовкой к следующему. Хороводы раскрывали перед детьми целый необъятный мир.
В праздники осенне-зимнего периода хороводы проводились в обычные дни и на посиделках,
где работали, делились опытом, совершенствовали свои умения и навыки.

При постановке сценического варианта хороводного действа или пляски, руководители
самодеятельных хореографических коллективов должны помнить:

— Хоровод принято водить сомкнутый, при этом двигаться можно было по кругу,
змейкой или линия на линию.

— Нужно учитывать местные традиции каждой области.

— Каждый рисунок хоровода имеет свое название: «круг», «восьмерка», «воротца»,
«корзиночка», «колонка», «карусель», «плетень», «столбы», «сторона на сторону»,
«вожжа» и «плясовая».

— Хоровод может иметь свои знаки и символы, которые помогут раскрыть хореографический
образ, например, используемый платок в руках у девушки – это подушка, венок – брак,
а шелковая плеть – символ силы и покорности.

— Хоровод весенне-летнего периода водится молодыми девушками. Девочки начинали
ходить в хоровод с 10–12 лет, а парни с 12–13 лет.

— Содержательная основа хороводов рассказывает нам о быте людей, об их традициях,
характерах и т. д. На смысловое содержание хороводов влияют такие факторы как: время
года, погода, местность, а также календарные праздники. Уже из названия хороводов,
мы понимаем, какой образ в них отображается.

— Хоровод, как форма русской народной хореографии делится на два вида: орнаментальный
и игровой.

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОРОВОДА

                

1.1 История и традиции

 

Народный танец -танец определенной
национальности, народности или региона. Он является формой народного творчества,
сложившейся на базе народных танцевальных традиций, и характеризуется собственным
хореографическим языком и пластической выразительностью.
Первоисточником народного танца являются движения
и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями
от окружающего мира. Танец —
это
яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим
отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую
фантазию людей, глубин, их чувств [6]. Народный танец всегда имеет ясную тему и
идею -он всегда содержателен: в нём существует драматургическая основа и сюжет,
есть и обобщенные и конкретные художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным
пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям).

Танцевальный образ воспринимается
как непосредственно, так и путём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность
танцевальных образов определяется их содержанием и танцевальной лексикой, органическойсвязью
с мелодией, её характером, ритмом и темпом.Танец в специфической художественной
форме выражает и раскрываетдуховную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и
идеалы. В ходеразвития общества народный танец приобрёл большее самостоятельноезначение,
стал одной из форм эстетического воспитания.

Народ создализумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием.Например,
красочные хороводы, задорные кадрили, виртуозные,целомудренные пляски солистов,
лихие переплясы и др. говорят о богатствеи большом многообразии русского народного
танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои
глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это
самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа.
В древности танец имел религиозно-магический смысл и исполнялся с определенной целью
по праздникам. Появление хороводов и других обрядовых танцев связано с народными
обрядами. Славянские хороводы, например, были связаны с обрядами завивания берёзки,
плетения венков, зажигания костров. Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы
наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта.

Народы, занимавшиеся охотой, отражали в танце наблюдения над миром природы.
Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных:
якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др.Возникают танцы на темы сельского
труда: латышский танец жнецов, гуцульский -дровосеков, эстонский -сапожников, белорусский
ленок, молдавский поамэ (виноград)
[15]. В народном танце отражались воинский дух, доблесть, героизм,
воспроизводилась сцены боя (грузинские хоруми, казачьи пляски и др). Большое место
в танцевальном народном творчестве занимает тема любви: танцы, выражающие благородство
чувств, почтительное отношение к женщине –когда татары танцуют в паре, создается
лирический сюжет, овеянный нежностью, грузинский картули, русская байновская кадриль.Со
временем танец утратил религиозные черты и превратилсяв бытовой танец, выражающий
чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым
временам года.

Кто и когда первым на Руси
завел хоровод — за давностью лет доподлинно неизвестно. Самый древний танец изначально
был частью языческого обряда — поклонения Яриле, могущественному богу солнца. И
«хождение за солнцем» прочно утвердилось в славянской культуре на многие века.

С древнейших времен танец
– это искусство, в котором человек пытался проявить себя, свои чувства и эмоции.
Славянские танцы имеют свою древнюю историю. Поэтическая красота родной земли, передавалась
нашими предками посредством танцев. Каждая фигура танца символизировала определенное
действие, несла в себе какой-то смысл. Рисунок танцев славяне черпали из окружающей
природы. Праздники славян не обходились без танцев, песнопений, обрядов, и всяческих
ритуалов. На таких праздниках танцы славян символизировали очищение, передавали
красоту и гармонию движений. Большое значение придавалось мистическому смыслу каждого
движения, которые заложены в танцы славян с древних времен.

В те времена средневековые
хороводы во многом были еще импровизированным действом, которое устраивалось по
случаю праздников, торжественных событий, веселых народных гуляний. В те времена
еще не было каких-то правил танцевального искусства. Но, например, в Европе в эпоху
позднего Средневековья уже проявились четкие отличия между придворным и народным
танцем [1]. Основное отличие – следование придворному этикету, более строгая форма,
манерность. Народные же средневековые хороводы оставались по прежнему импровизацией.

А также карагод, танок, круг,
улица. Множество названий любимого народом танца. По Далю — собрания сельской молодежи
на вольном воздухе для пляски с песнями. По сложившейся традиции молодые девушки,
выйдя на улицу, начинали «играть песни» или заводили «прибаутки», встретившись на
ярмарочной площади. В центре событий, как правило, оказывалась хороводница. Женщина,
самая заводная в округе. Балетмейстер и хоровик по призванию — песни заводила и
придумывала новые танцевальные картины.

Хоровод для крестьянской девушки,
что для барышни из высшего света — один из способов приглядеть мужа. Где-то хороводный
возраст — с 12 лет, а где-то и позже. Главное — количество дочек в хозяйстве. Так
что семья отправляла, как на бал, сначала девиц постарше. Младших до поры держали
в тени. В хороводе парни приглядывали себе невест: хороша ли, плывет ли павой, поет
ли голосисто.

За руку,
за мизинец или платок, пояс, вен

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы